Неизвестные истории. Сражение в Бухте Молний

Игнат Костян
Конец 1890-х и начало 1900-х годов в истории исчезающего американского фронтира ознаменованы целым рядом локальных вооруженных выступлений индейцев. Казалось бы, что к указанному периоду сопротивление  североамериканских индейцев должно было кануть в лету, тем более власти США  в ходе реализации своей индейской политики сделали все для этого необходимое – изолировали индейцев в резервациях, отняв у них право на их исконные земли. Однако, как мы уже видели на ниже рассмотренных примерах, далеко не все индейцы смирились со своим поражением, и время от времени генетически заложенный в них гордый воинственный дух внезапно воскресал, и они снова брались за оружие, обреченно отстаивая то, что уже невозможно было вернуть – свободу и право быть хозяевами на своей земле.
В этой связи мы уже говорили о войне  навахо 1913 года в Красивых горах, о второй войне банноков 1895 года, о вооруженном  противостоянии индейцев яки в Медвежьей Долине в 1918 году, и об уникальном последнем бое свободных шошонов под предводительством Майка Дэггета в горах Невады в 1911 году.
В данном эссе, уважаемые читатели, хотелось бы  ознакомить вас с малоизвестными событиями 1903 года с участием индейцев оглала-лакота из резервации Пайн-Ридж.
Как практически и во всех индейских резервациях США того времени, резервация Пайн-Ридж расположенная  в юго-западной части штата Южная Дакота, не была тем местом, о котором можно было бы говорить без воздыхания и сердечной боли. Обитатели резервации индейцы племени оглала вели там нищенскую на грани фола жизнь. Работы для всех не хватало, и поэтому для того, чтобы прокормиться индейцы были вынуждены покидать территорию резервации, и промышлять охотой и собирательством за ее пределами. Резервационные индейцы всегда зависели от внешних источников пропитания и такими источниками для оглала из Пайн-Ридж являлись Черные Холмы на северо-востоке штата Вайоминг, где индейцы добывали дичь, собирали ягоды и коренья.
В  середине октября локальная малосемейная община оглала во главе с их семейным лидером метисом Чарли Смитом (Орлиное Перо), получив разрешение в агентстве Пайн-Ридж на оставление резервации в период охоты, отправилась в Вайоминг к Черным Холмам. По пути они встретили также семенную группу своих соплеменников под предводительством  метиса Уильяма Брауна, которая также, как и семейство Смита имела разрешение агентства на оставление резервации и собиралась охотиться. Смит и Браун решили объединить усилия и направились охотиться в район Громовой реки, который изобиловал дичью.
Подстрелив  оленя, а также настреляв мелкой дичи, группа Смита, численность 20 мужчин и 30 женщин отправилась торговать добычей в окрестное поселение к развилке реки Шайенн, а группа Брауна отправилась обратно в Пайн-Ридж, поскольку сроки разрешения на пребывания в резервации у нее истекали.
Между 20 и 22 октября шериф Вестон-Каунти Уильям Миллер получил конфиденциальную информацию от своих осведомителей, что в южной части находящегося под его юрисдикцией округа группа пришлых индейцев незаконно отстреливает оленя вапити. Также шерифу доложили, что якобы помимо охоты индейцы покусились еще на собственность местных фермеров, вырезав скот на одном из ранчо.
С целью пресечения незаконной деятельности индейцев, 22 октября Миллер отправил на юг для ареста индейцев группу своих людей,  сам же присоединился  к ним только 23 октября, в тот момент, когда его люди  настигли группу Брауна в устье Ланс-Крик и предъявил им обвинение в незаконной охоте. Среди добытых индейцами трофеев значились те животные, на которых охота в Вайоминге запрещалась.
В беседе с Брауном шериф Миллер потребовал от индейского лидера сдать незаконные трофеи, а также оружие. Первоначально Браун отказался подчиниться шерифу и стал объяснять, что без оружия они не смогут кормить свои семьи, и более того, за вырученные от продажи дичи деньги они смогут покупать продукт в резервационной лавке. Однако, Миллер, не обращая внимания на доводы индейца, обозвал его «грязным ошметком шлюхи», ударил кулаком по лицу, и приказал своим людям насильно разоружить индейцев, отправив их в тюрьму Ньюкасла.
 После того как 12 человек членов семьи Брауна были арестованы, помощники шерифа Эд Бьюкенен и Артур Эдлунд, разорвали на глазах индейцев их разрешительные документы выданные в агентстве Пайн-Ридж и издевательски подчеркнули: «Вы утверждаете краснокожие псы, что вам позволено шататься здесь и нарушать закон?  Вы знаете, что вы никто, а, следовательно, не можете ничего утверждать. Посему вы обвиняетесь в незаконной охоте, т.е. отстреле оленя без лицензии и до суда отправитесь в тюрьму в Ньюкасл».
Пригрозив Брауну и его семейству огромными сроками тюремного заключения, шериф Миллер, как говориться, выбил у них иные показания. Напуганные индейцы рассказали шерифу, что у Громовой реки они охотились не одни, а совместно с пятьюдесятью соплеменниками, которые отправились к пересохшему руслу реки Шайенн. Так же эти индейцы свидетельствовали о  причастности группы Орлиного Пера к уничтожению скота фермеров, всячески обеляя себя.
Для того чтобы изловить группу Смита-Орлиное-Перо, Миллер во главе одного небольшого отряда отправился к руслу реки Шайенн, а другой отряд отправил сопровождать арестованное семейство Брауна в Ньюкасл.
24 октября Миллер со своим небольшим отрядом застал группу оглала Чарли Смита в  развернутом ими лагере на развилке реки Шайенн.
 Индейцы,  как ни в чем не бывало, свежевали дичь, мездрили шкуры и  готовили обед и ожидали возвращения восьмерых своих сородичей, отправившихся торговать к белым. У группы Чарли Смита, так же как и семейства Браунов заканчивалось «увольнительная», поэтому Орлиное Перо торопился уладить все дела связанные с заготовкой мяса и шкур и направиться прямиком в резервацию. Однако шериф Миллер появившись в лагере Орлиного Пера, потребовал от него сдать оружие, и следовать за ним в Ньюкасл для разбирательства.
Орлиное Перо не горячился и предложил шерифу и его людям отведать свежего оленьего мяса, которое готовили женщины индейцев, а потом, как и полагается по обычаям лакота, выкурить трубку и поговорить о деле. Миллер согласился.
После того как белые пообедали, Миллер еще раз изложил индейцам ситуацию в которой они оказались. Шериф объяснил, что вынужден задержать их за незаконную охоту и вредительство (забой скота фермера – И.К.) и для выяснения всех обстоятельств, препроводить индейцев в Ньюкасл.
Но Чарли Смит был ушлым индейцем и хорошо разбирался в административной практике американских властей, поэтому он спокойно ответил шерифу, что не пойдет с ним, и более того, все претензии шерифа предъявляемые его семейству он не только отвергает, но считает сами по себе требования шерифа нарушением норм административной практики.
– Ты предлагаешь мне идти в Ньюкасл, – спокойно сказал Смит, – Но я не живу там. Ты не можешь меня даже арестовать, потому что мы сейчас находимся в Конверс-Каунти, а не в твоем Вестоне (Вестон-Каунти – И.К.), и ты не хуже меня знаешь, что это другой округ и у тебя нет здесь юрисдикции. К тому же, вашичу (белый человек, лакот. – И.К.),  с чего ты взял, что мы стреляли вапити и резали коров фермеров на твоей территории?
– Умничаешь, – язвительно сказал Миллер, обращаясь к Смиту. –
О твоих «подвигах» в Вестоне мне рассказал метис Браун. Мы его арестовали и сейчас он в суде Ньюкасла, куда тебе и твоим людям также следует идти.
– Нет, я не пойду, и не жди,  – твердо заявил Смит. – Я утром уйду в Пайн-Ридж. Хау (слэнг, означает «все сказал», «окончил, мол, речь» – И.К.).
После того, как Смит окончил говорить, несколько  человек индейцев окружили людей шерифа и наставили на них свои ружья. Один из индейцев опустился на колено, зачерпнул рукой кусок земли и подбросил его в воздух.
Миллер понял, что индейцы настроены агрессивно и желают драться.
Он не смог выстоять против решительности Орлиного Пера и ему пришлось уступить индейцам. Шериф понимал, что насильно заставить индейцев идти в Ньюкасл он не может, ибо силы индейцев превосходят его отряд. Орлиное Перо имел 20 вооруженных мужчин против семерых помощников шерифа.
Орлиное Перо не подчинился требованиям шерифа не потому, что дерзил, или был уверен в превосходстве своей силы, но потому что хорошо знал практику таких административных задержаний, когда власти под видом ареста индейцев и сопровождения их для разбирательства в суд, по пути просто расхищали имущество индейцев, оставляя их ни с чем.
«Ладно, черт с тобой, – грубо выплеснул Миллер. – Можешь пока быть свободен, я полагаю. До скорого…».
Когда Миллер и его люди уехали за подкреплением, Чарли Смит, провожая их взглядом, сказал: «Они вернутся. Будем, собираемся и мы».
Индейцы отчетливо понимали, что шериф через несколько дней вернется к месту их дислокации у сухого русла реки Шайенн, и начнет преследование в восточном направлении. Орлиное Перо и его группа  сократили сроки своего пребывания у сухого русла на два дня, хотя им необходимо было дождаться здесь еще восьмерых человек из своей общины охотившихся в округе.  Но Орлиное Перо дожидаться не стал и решил  отправиться в путь, оставив для соплеменников условные знаки на местности, которые указывали причину оставления лагеря и дальнейшее направление движение группы.
Оглала Смита отправились абсолютно в противоположном резервации Пайн-Ридж направлении. Смит целенаправленно повернул на запад и повел свой фургонный караван из десяти повозок вдоль Лайтинг-Крик (Lightening Creek – Бухта Молний) – одного из притоков Громовой реки. Тем самым он пытался запутать людей шерифа на этапе преследования.
В течение двух дней шериф Миллер собирал команду добровольцев, для того чтобы взять реванш над группой Смита. Положение усугубилось тем, что помощник шерифа Луи Фалькенберг, сообщил о побеге из-под ареста восьмерых мужчин лакота из группы Брауна во главе с самим Брауном.
30 октября, собрав команду из числа ковбоем, скаутов и в прошлом истребителей индейцев, численностью 30 человек, Миллер отправился  к сухому руслу реки Шайенн. Достигнув этого места к вечеру, шериф и его команда, как они и предполагали, никого из индейцев там не застали. Миллер понял, что индейцы покинули лагерь и предположил, что они отправились в Пайн-Ридж. До резервации было около двух дней пути, и поэтому Миллер решил преследовать индейцев в восточном направлении.
Однако двое разведчиков из числа местных ковбоев, которые знали местность ничуть не хуже индейцев, по следам, оставленным группой Смита, определили, что  индейцы  не пошли к резервации, а наоборот, отправилась на запад в направлении реки Бухта Молний. Разведчики пояснили шерифу, что на данный момент отряд Миллера от индейцев отделяет около двух миль. Тогда  люди шерифа, осмотрев свое оружие – винчестеры и револьверы, и сделав  необходимые приготовления, двинулись на встречу с индейцами.
  Скауты направили отряд вниз по течению  реки Бухта Молний, поскольку считали, что дойдя до русла реки, таким образом, смогут  преградить индейцам путь, устроив там засаду.
Когда люди Миллера утром 31 октября достигли русла Бухты молний, то они увидели, что в их сторону безмятежно движется, растянутый вереницей фургонный караван индейцев. Но вместо десяти повозок, принадлежавших группе Орлиного Пера, в караване Миллер насчитал уже 15 фургонов, и по мере приближения индейцев, обнаружил, что к Смиту присоединились беглецы группы Брауна.
Как только индейцы подошли ближе, Миллер вышел из укрытия и потребовал сложить оружие, развернуть повозки, и следовать с его отрядом в Ньюкасл. Индейцы отказались сдаться и по одной из версий первыми открыли огонь по людям шерифа. По другой из множества версий тех событий, шериф Миллер сделал предупредительный выстрел из ружья вверх, и потребовал от индейцев подчиниться, но в ответ индейцы открыли огонь по людям шерифа. Первым из индейцев стрелял некто Черный Чайник, и скорее всего его пуля попала в ногу шерифу Миллеру, разорвав бедренную артерию,  от чего шериф скончался на закате дня.
 Вслед за шерифом, в начавшейся беспорядочной перестрелке, замертво упал его заместитель Луи Фалькенберг,  индейская пуля попала ему в шею.
В суматохе, под градом пуль индейцы стали разбегаться кто куда, бросая свои повозки. Уильям Браун, спасая свою жену и детей, отстреливаясь, прикрывал их отступление в сторону Соснового Хребта – места, где в основном  пытались укрыться индейцы, убегая  из-под обстрела.
Десять мужчин оглала во главе с Орлиным Пером, также с оружием в руках  прикрывали отступление женщин и детей своей общины.
 В ходе скоротечного боя (около 3-5 минут) были убиты индейцы: мальчик по имени Пит Белый Лось,  а также воины Черный Чайник и Чалая Лошадь. Единственный из десяти сражавшихся индейцев, кто остался в живых после ранения был Отстающий Медведь.
Следующим утром четыре женщины лакота вернулись из своих укрытий в Сосновом Хребте, чтобы похоронить мертвых. «Орлиное Перо лежал на замерзшей земле, – вспоминала одна из его родственница участница тех событий по имени Ясный День. – В каждую из его ног попало по пуле. Для того чтобы остановить кровь, он пережал артерии своим  шейным платком, разорвав его напополам. Оставшиеся в живых люди шерифа, которые также вернулись на место побоища в воскресенье утром, помогли нам перенести его и Сюзи в повозку, где мы с матерью перевязали их раны и укрыли одеялами.  Сюзи была ранена в плечо и истекла кровью. Тогда вашичу сказали, что намерены отвезти Орлиное Перо и Сюзи на ближайшее ранчо,  где им будет оказана помощь».
Для того чтобы похоронить мертвых соплеменников, женщины разожгли костры для прогрева земли, после чего выкопали ямы и положили туда трупы Черного Чайника, Пита Белого Лося и Чалой Лошади.
К вечеру на ранчо окрестного фермера скончались Чарли Смит и его жена Сюзи.
Весть о сражении в Бухте Молнии и гибели двух представителей власти от рук индейцев, в течение нескольких дней разнеслась по округе. На поиски сбежавших индейцев из группы Смита был мобилизован отряд под предводительством шерифа округа Конверс-Каунти, в задачу которого входило перехватить индейцев у Эдмонтона (Южная Дакота) и не дать им добраться до резервации Пайн-Ридж.
 В первых числах ноября этому отряду удалось нагнать 9 лакотских мужчин – тех, кто непосредственно принимал участие в бою у реки Бухта Молний и 12 их женщин с детьми, остальным же индейцам, принадлежавшим к взбунтовавшимся семействам Смита и Брауна, удалось благополучно добраться до резервации, и раствориться среди соплеменников.
14 ноября в Даглассе состоялось предварительно слушание по делу арестованных индейцев, в ходе которого они все как один отрицали свою причастность к инциденту у реки Бухта Молний. Индейцы, отвечая на вопросы присяжных, тупо твердили, что они не знают ни о каком бое,  и ни о каких погибших, поскольку являлись лишь частью охотничьего отряда. Вскоре все арестованные были освобождены из-под стражи и отпущены на свободу в связи с отсутствием состава преступления.
Губернатор Вайоминга, узнав о решении суда, пришел в неистовство и не захотел мириться с фактом того, что индейцы, убив двух представителей власти, остались безнаказанными. Однако дальнейшие разбирательство по делу сражения у реки Бухта Молний, дошедшие до Конгресса США, привело к тому, что во всех инстанциях, где бы ни рассматривался этот инцидент, действия законников, в частности, группы шерифа Миллера по отношению к индейцам, признавались незаконными.
Причина столь резкой контрастности в изменении векторов обвинения, как мне кажется, кроется в коррумпированности американской  правоприменительной практики. Кто-то кого-то попросил, кто-то кому-то заплатил, и дело с концом. В точности же с «Делом у Бухты Молний» оказалась правой та сторона, которая отвечала за индейцев, т.е. Бюро по делам индейцев. Бюро, будучи весьма влиятельной организацией в системе федерального управления США, отбило все нападки законников и общественности относительно своих упущений в работе с индейцами, и более того, выставила своих, можно сказать пострадавших в этот деле оппонентов в весьма неприглядном свете.  Это один из немногих случаев в американской юридической практике того времени, когда в конфликте индейцев с федеральными властями, виновными признавались федеральные власти.

Литература

Boyer, Leе R. Conflict over Hunting Rights: Lightning Creek, 1903 – South Dakota State Historical Society, 1993
Richardson, Ernest M. Battle of Lightning Creek: Sullen Sioux from Pine Ridge Reservation Brought On the Last Indian-White Blood-Letting in Wyoming, Montana, – the Magazine of Western History 10, no. 3 (July 1960): 52.
Wyoming: A Guide to Its History, Highways and People ¬– New York: Oxford University Press, 1956