Почему я не стал Генералом! - 4 глава - 5

Долгирев Сергей Николаевич
Глава – 5

  Первый день плавания  прошел нормально,  а вот на второй наш буксир сел  на мель, то - есть на песчанно - каменистую косу, да так врезался в нее, что никакие усилия снятия с нее, не помогали.
   А,  в это время вода в реке все убывала и убывала.  Наш пароход уже одним бортом совсем, почти обсох на этой мели.
   Одно гребное колесо уже было в воздухе,  было ясно,  что самим нам с мели не сняться.
   Прошли еще сутки, все наши запасы питания кончились,   да и то,  что было у судовой команды тоже закончились.
   По рации с парохода была запрошена помощь,  как в снятие судна с мели,  а также и  продуктами питания.
   Я  уже поминал,  что течение реки было сильное, местами на перекатах суда двигались по 1,5 - 2 километра в час так, что пароход из Зырянки мог дойти до нас через 3,5 - 4 суток, не раньше.
   И мы пассажиры перешли так сказать на подножный корм,  благо кругом была сплошная тайга,  и ягод и грибов было много,  конечно была река, а в ней и рыба, но крючков  и лесок не было.
   На наше  счастье из Зырянки прилетел самолет ТБ - 2,  сесть конечно он не мог,  кругом  сопки,  да лес,  но продукты он нам сбросил несколько мешков, прямо на лес без всяких конечно парашютов.
  Мешки с продуктами все были найдены и продукты разделены на всех.
   Нам холостякам,  как сейчас помню,  досталось банка мясных консервов на четыре человека, да триста грамм хлеба.
     Это дневной паек, но и это было хорошо.
  Самолет прилетел,  и на следующий день, еще сбросил мешки с продуктами, а наш пароход обсох окончательно, почти весь был на берегу песчаной косы.
  На третий день, услыхали мы гудок идущего к нам,  на выручку парохода…

  Привезли нам продукты питания и конечно, как потерпевшим  «Кораблекрушение» выдали бесплатно уже по банки консервов и хлеба по одному килограмму.
   Подзаправились все, высадили нас всех на берег, частично разгрузили пароход и попытались его стащить с мели,  но это не удалось,  тогда пересадили нас,  вновь прибывший пароходишка, а он тоже был небольшой, меньше нашего и отправились мы дальше, вниз, в Зырянку. 
   В этот же день, к вечеру часов в 7 - 8 вечера прибыли мы,  наконец, к своему конечному пункту Ново - Зырянка.
   Надо признать, что встретили нас хорошо, несмотря на позднее время, работала столовая и магазины, которые были открыты специально для нас.
   Начальство все же знала, что мы полуголодные и как бы потерпевшие.
   Устроили нас опять в бараках с двойным ситцевым потолком, где посредине барака топились две печки сделанные из 200 метровых бочек, а обслуживали их старички, лет по 50 из заключенных, в обязанность которых входила эта работа и днем и ночью.
  На следующий день дали нам всем отдохнуть и прийти в себя, как  «Робинзоном».
   А, я отправился посмотреть, что это за город Ново - Зырянка. Что можно о нем тогда сказать?
  Это небольшой поселок из 50 - 75 деревянных домов вместе с лагерем заключенных, который стоял тут же в поселке, только окруженный деревянным забором с обязательными вышками для часовых.
   В поселке два магазина, одна столовая, сберкасса, в этом «городе» проживало, что-то около 8 - 10 тысяч человек, в основном мужчин , женщин было и старых и молодых не более 25 - 35 человек.
  Так, что это был по современному говоря «дефицит».
 
 Но, откровенно говоря, меня это совершенно не тревожило и не беспокоило,  мне они в то время, как говорят сейчас,  были «до лампочки».
   На  второй день пошли мы сдавать  в бухгалтерию наши авансовые отчеты, а я еще дополнительно сдавать документы на свою бригаду.
  Сдал все,  и по моим расчетам я остался, не должен, так как за дорогу израсходовал все и свои и дополнительные деньги, которые мне давали, кому - либо добавить на билет.
  Но оказалось, что мне еще,  причитается 350 рублей это сейчас 35 рублей, не учел я там какие - то проценты.
   В этот же день принял нас Главный инженер пароходства некто Рыбкин.
   Я запомнил его потому, что меня не хотел даже ставить вторым помощником механика,  якобы я еще молод, а я был полон сил, энергии и еще совершенно свежих знаний.
  Стал я показывать ему свои характеристики с работы, а он на них мне ответил:
 - Что мне твои характеристики, я их могу десяток,  два нашлепать.
  Мне было так досадно и обидно, ведь я их заработал честным трудом, своим отношением к делу и знаниями, а тут такие его слова.
  Но все же он вынужден согласиться с моими претензиями,  и вот я назначен вторым помощником механика на пароход «Магадан», который шел последним рейсом обратно в Среднекан.
   Вел с собой баржу с продуктами для затона Верхний Сеймчан,  где и должен был остаться на зимовку т.к. шел август месяц и навигация по Колыме уже заканчивалась.
  Прибыл я на «Магадан» отдал направление капитану,  от него к механику и вот я и равноправный член судовой команды,  получил спец. одежду и готов заступить на вахту.
  Да, так оно и получилось,  да еще с места в карьер,  так сказать,  я еще и в своей каюте оглядеться не успел.
  И досталась мне отвальная вахта,  но надо сказать,  что я справился с ней успешно,  как будто вечно работал на этом пароходе.
  Сдал вахту,  уже в ходу  в 12 часов ночи,  а через 12 часов снова на 6 часов вахта, так потянулись дни…
   
Снова тот же путь, но только теперь мы плывем и днем и ночью, останавливаясь лишь для заготовки дров и их погрузки.
  Пароходные котлы в то время работали на дровах,  на заготовку которых уходило очень много времени.
   Вот пока мы идем обратным рейсом,  опишу тебе,  что за судовая команда у нас была.
  Капитан и два его помощника были вольнонаемные или,  как говорили там «вольняшки»,  да еще радист тоже «вольняшка».
  Механик и его два помощника,  в том числе и я тоже были – вольняшки.
   Масленьщики, рулевые, боцман в основном тоже были вольняшки.
  А  остальная команда 4 кочегара, 8 матросов,  повар - были из заключенных, там  тоже заключали договор,  как выражались  только с прокурором.
   Судовая команда пользовалась бесплатным питанием в период навигации, ели все из общего котла,  как говорится,  так как повар готовил на всю команду одно и тоже, что нам , что зэкам.
   Да и жили мы дружно без разбора кто ты зэк или нет,  не играло роли.
   Наши зэки,  не охранялись какой - либо охраной,  да никто и не собирался из них сбегать,  так как был свободен, как  и мы, находясь на пароходе, да и куда отсюда убежишь?
  Кругом  сопки, нет троп и дорог, и кругом дремучая тайга, почти непроходимая, а да населенных пунктов по 250 – 300 - 400, а то и больше километров друг от друга.
  Но, побеги были,  о них я расскажу позднее. ….
   Прошло восемь дней, с того дня, как мы вышли из Зырянки, а мы добрались только до фактории, то есть небольшого поселка из 3 - 5 домов, расположенного у устья речки Балыгычан  тут и застряли.
   Осадка нашего парохода была больше чем глубина переката около реки Балыгычан.
 
  В это время сверху подошли еще два парохода «ДС-1»  то есть Дальстрой 1 и еще какой то с пустыми баржами, а  они шли на зимовку в затон, расположенный, чуть ниже Зырянки.
   Попробовали они нас на буксире перетащить через перекат,  но из этого ничего не получилось,  бились целый день и все бесполезно, а погода становилась все хуже и хуже.
  Уже несколько раз шел снег, на реке появилась шуга.  Связались по радио наши капитаны с «Зырянкой» и было принято решение, пароходу  «Магадану» вернуться обратно в Зырянку.
  Пароходу ДС-1 взять его баржу и идти вместо него в затон Верхний Сеймчан.
   Тут же были произведены кое - какие перестановки в составе судовых команд.
  Механика парохода ДС-1 не пожелал плыть в Сеймчан,  так как его семья была в Зырянке,  он перешел на должность первого помощника механика на пароход «Магадан».
  Первый помощник механика с нашего «Магадана» пошел  на ДС-1 я тоже пожелал ехать в Сеймчан, то есть перейти на ДС-1, и тоже вторым помощником механика, так как второй с ДС-1 стал первым на нем же.
  Наш механик с парохода «Магадан» стал меня уговаривать,  не переходить на него, я мол, тебя назначу своим первым помощником механика, оставайся.
   Он, как видно за 10 - 12 дней,  что мы были вместе,  понял, что я стою большего,  чем второй помощник механика.
  Но, я дурак не согласился,  что - то мне не очень хотелось забираться за полярный круг.
   

Я на ДС-1.  Наши пароходы погудели друг, другу прощальными приветами и разошлись, одни вниз к Зырянке, а мы вверх в Сеймчан.
  Кто же были мои товарищи по судовой команде?  Начну с капитана:  это был пожилой, довольно толстый, старый капитан, работающий на Колыме что - то более десяти лет.
  За это время только один раз,  выезжающий на «материк», да и то чтобы так просто попьянствовать.
  Был он в возрасте что - то около 52 - 56 лет.  Жил один,  и как я понял, семьи у него не было, со своей командой жил дружно, всегда был готов и выручить и поругать кого-либо, если это было нужно,  в общим настоящий седой капитан.
  Только вот страшно любил,  материться, но без злости,  а так по - отечески.
  Запомнились мне такие два случая:
   Большой любитель был париться в бане, обычно в затоне . В  Сеймчане, баню топили по субботам, она представляла из себя обычную бревенчатую баню, крестьянского типа.
   Правда в ней сразу могли мыться 5 - 6 человек, так вот,   как только истопят эту баню, сразу зовут его, он первый парился и мылся.
  Пробовали кое - кто с ним мыться и париться на пару, но убегали от невыносимой жары, а он соблюдал такой ритуал:
   В начале, напротив банной двери насыплет из снега большой сугроб, затем вокруг бани вытопчет тропинку, а вот теперь идет в баню.
  Там раздевается, одевает на голову зимнею шапку с ушами, завязывает ее под подбородок, надевает рукавицы, и идет париться.
  Спустя 15 - 20 минут выскакивает из парилки и голый прыгает прямо в сугроб снега,  который нагреб сам, а сам красный, как вареный рак, ухает и ахает в сугробе, да похваливает:
   - Ой, как хорошо!
   Покатавшись в сугробе минут,  пять, снова идет в баню,  тут опять парится, но уже без рукавиц и шапки, минут опять 15 - 20, затем накидывает на себя махровую простынь.
  Выйдя из бани, совершает прогулку по тропинки вытоптанной им,  раз десять вокруг бани.
  А вот теперь заходит снова в баню и уже моется, не заходя в парилку, причем такой ритуал банной профилактики он совершал независимо от температуры воздуха на улице, будь это - 25 или - 60.
   Он говорил,  что я все болезни в бане выгоняю и действительно я не помню случая,  чтобы он болел,  да и  никто не помнил этого,  кто его знал раньше, а вот водочку или спирт он после бани не пил, а сразу ложился отдыхать и быстро засыпал.
   Жил он не отдельно,  как капитан,  а в обычном общежитейском бараке,  где стояли 10 - 12 железных кроватей с досками,  вместо сеток.
   Был очень общителен и никогда не тяготился от шумных разговоров.
  Порой был за главного повара, когда готовили коллективный обед в этом общежитии, жил и я там несколько дней.
  Пользовался ли он авторитетом среди остального люда? 
 Конечно,  да всяких спорах или,  что – либо  подобное в этом роде, его слово было решающим.
  Может быть это и было уважение к его возрасту и капитанскому званию, может быть,  но он никогда никого не давил своим я,  а был прост в общение с людьми и очень внимателено к каждому, по-отечески.
Второй случай с этим капитаном, напишу немного позднее……..

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/03/04/1186