(Эссе о Лермонтовской теме в графике,иллюстрациях и экслибрисах)
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова не могли оставить равнодушными сердца художников, в чьих работах нашли отражение мысли и чувства вселенского поэта.При жизни Лермонтова его произведения не иллюстрировались,- за исключением авторских рисунков, сохранившихся в рукописях поэта: "Кавказский пленник" (гуашь, 1828г.); "Черкесы"(перо, 1828г.) и "На диком севере"(карандаш,1841г.).
Среди первых художественных работ, связанных с именем Михаила Юрьевича считаются: полотно В.А. Тропинина "Казначейша"(масло, ГРМ,1841г.); акварель Г.Г. Гагарина "Сон" и картина Н.Н. Ге "Хаджи Абрек"(1852 г.).
Систематически же иллюстрирование произведений Лермонтова началось с 1860 - х гг.: Д.М. Флавицкий "Княжна Тараканова", рисунок "Ангел" и илл. к поэме "Измаил - Бей".
В издании 4-х тт. гравированного альбома "Северное сияние" В.Е. Генкеля приведены редкие иллюстрации А.И. Лебедева к драме "Маскарад" и к повести "Княжна Мери". Нужно отметить наиболее удачными рисунки В.В. Верещагина - "Княжна Мери на прогулке", где художник воспроизвёл уголок старого Пятигорска около Елизаветинской питьевой галереи нарзана.
Я покажу, что знаю сам -
красоты дивного Кавказа;
поведаю в стихах я вам...
Чудо откроется не сразу. (Евгений Снежин "стихи.ру")
Ниже приведен отрывок из повести, где есть описание местной части "водяного общества":
"....Жёны местных властей, так сказать хозяйки вод,более благосклоннее; у них свои лорнеты,они менее обращают внимания на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум. Эти дамы так милы, и долго милы! Всякий год их обожатели сменяются новыми, и в этом-то, может быть, секрет их неутомимой любезности".
Особое место в истории иллюстрирования произведений Лермонтова занимают работы талантливого венгерского художника М.А. Зичи (1827-1906), работавшего при царском дворе. Его полотна пользовались популярностью в столице. Т. Готье, шутливо отметил в записках о путешествии в Россию, что " русские держат Зичи только для себя". В течении 30 лет Михай Зичи был "историком придворной жизни", однако художник вспоминал, что "с тех пор как я научился русским складам, творчество Лермонтова породило во мне культ этого поэта". Ярким приложением к данным словам служат работы: "Демон и Тамара (гравюра Симмонса, 1860, ИРЛИ); иллюстрации к повести "Княжна Мери" (литография, 1860); "Демон, летящий над Кавказом"(рисунок,1881); "Ангел" (рисунок,1862г.); "Демон и Тамара в церкви"(гелиогравюра Скамони) и др.
Тема ангела была значимой для М.Ю. Лермонтова, как личности творческой и искренне верующей с существования чудного Рая Небес. Одиноко томясь на земле, поэт с тоскою обращался к рано умершему отцу:
" О, мой отец! где ты? где мне найти
Твой гордый дух, бродящий в небесах?
В твой мир ведут столь разные пути,
Что избирать мешает тайный страх.
Есть рай небесный!- звёзды говорят;
но где же? Вот?, и в нём-то я д ..."
Важным этапом развития иллюстраций по произведениям Лермонтова стал 1891 год, когда к 50- летию со дня трагической гибели поэта вышло ,- в свет уникальное издание товарищества И.Н. Кушнерева - под редакцией П.П. Кончаловского, в котором приняли участие многие художники и мастера графики страны. Великие творения М. Врубеля и В. Серова осветили грани нового рубежа развития иллюстрирования книжных изданий для будущих поколений коллег по кисти, перу и резцу. "Врубель впереди всех и до него не достать",- отмечал В. Серов, которому принадлежат илл. к "Демону", "Бэлле" и " Княжне Мери". Интересны работы художников : С.В. Иванова; К.А. Савицкого, И.Е. Репина, Л.О. Пастернака и др.
Поэта ужасало, что после смерти он потеряет свою неповторимую творческую индивидуальность, стиль чувств и мышления земного6 " Страшно подумать, что настанет день, когда я не смогу сказать: я! при этой мысли весь мир есть не что иное, как ком грязи...".
Земле отдал я дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую.
Молчу и жду... Пора пришла..."
В начале 20 века в области иллюстраций Лермонтова работали : Д.Н. Кардовский; Б.Л. Кустодиев; Е.Е. Лансаре; Д.И. Митрохин; М.А. Дурнова; И.Я. Билибин ; В.А. Фаворский;и др. В середине прошлого века свой вклад внесли: Н.И. Калита(родом из Пятигорска) и И. Глазунов;; П.Л. Бунин ; Ф. Константинов; В.Н. Кутявин и др.
Михаил Юрьевич верил в то, что ангелы приносят наши души на землю для страданий и прохождения Крестного Пути - ради спасения своей души. Так учил Писание - Ветхий завет и Талмуд. Ведь,- может быть, и сами мы некогда были крылаты? Недаром так тянет душу (вспомним хотя бы Икара?) к Небесам ,- к звёздным высотам Духа вечного и истинного? Тянет души обратно,- в светлый и чистый Мир обетованных облаков! В тот истинный мир любви и свободы, равенства и справедливости. Перенесутся ли души поэтов и творческих личностей в Тот заповедный край? Кто знает. Арбенин так говорил умирающей Нине:
" Мир прекрасный
Тебе откроется, и ангелы возьмут
Тебя в небесный свой приют."
Горуновы братья с честью пали в неравном бою:
" И ангелы их души взяли."
Собрание около 400 книжных знаков - экслибрисов, собранных за почти 40 лет соавторами альбома - двухтомного каталога: В.М. Бакуменко и В.В. Меркулов ("Сия книга принадлежит М.Лермонтову": Образ, жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова в книжных знаках,- М, 2009г.- ч1.-с196)интересно и разнообразно по замыслу и содержанию. Основным же являются иконографические работы художников и мастеров малых форм графики, так как портрет поэта особенно привлекателен и таинственен. Ираклий Андронников замечает, что :" Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей, и проницательным беспощадным умом".
Таким нам и запоминается вид гениального поэта поэтов России на книжных знаках. Одним из удачных экслибрисов считается знак, выполненный московским художником А.И. Калашниковым для лермонтоведа Т.А. Ивановой: на фоне суровых и заснеженных вершин гор Кавказа пред нами возникает образ мятежного поэта в бурке! Запоминается и экслибрис с портретом поэта, выполненный украинским художником Г.А. Сергеевым для директора музея - заповедника "Тарханы" Т.А. Мельниковой. Примечательно то, что на сей день Пушкиниана составляет около 2000 книжных знаков; Есениниана - до 800 экслибрисов, а на Лермонтовскую тему создано художниками только около 500 книжных миниатюр в малой графике изобразительного искусства...
Анна Ахматова отмечает такую особенность в творчестве М.Ю. Лермонтова: "Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актёра называют "сотой интонацией". Стихотворное или - чистое и ясное прозаическое слово,сказанное о влюблённости, переживаниях сердечных, чувствах от души благородной и искренней- не имеют себе равных в мировой литературе за прошедших два века! -
" Есть речи - значенье темно иль ничтожно,
Но им без волненья внимать невозможно".
В сентябре 1840года Лермонтов с лечения вернулся в отряд. "Я теперь вылечился почти совсем и еду с вод опять в Чечню",- писал поэт 12 сентября. За проявленный героизм в боях Михаил Юрьевич дважды представлялся к наградам, но в Петербурге всякий раз его имя вычёркивали из наградных списков.Делали всё так, чтобы поэт не имел возможности заслужить в боях право на отставку от воинской службы...
Поэт самоотверженно сражался в отрядах армии,но в голове зрели планы новых произведений. Лермонтов мечтал издавать свой журнал и всецело отдалься любимому литературному творчеству. "Мы в своём журнале,- говорил он,- не будем предлагать обществу ничего переводного, а своё собственное. Я берусь к каждой книжке добавлять что-либо оригинальное..."
Художнику Василию Фёдоровичу Леоненко из Чернигова близок Лермонтов - романтик и автор эпических произведений. Поэтическая линия бегущего штриха создаёт редкую многоплановость рисунка, а переливы цветов так лиричны и неповторимы!
Мастер книжного знака Ф.Д. Константинов,который много лет работал над иллюстрациями к произведениям поэта так сказал: " Лирика Лермонтова - явление особое. Она настолько личностная и искренняя, что, вчитываясь, вслушиваясь в каждое стихотворение, воочию видишь и чувствуешь движение души этой недюжинной личности, короткий,но яркий, словно вспышка молнии, жизненный путь поэта. Путь во многом загадочный, переполненный могучими страстями и мыслями, отмеченными судьбой трагической".
Илл.- репродукция
книжного знака
лермонтоведа С. Вуля