Пальозеро

Анатолий Алексеевич Никитин
Север Крайний.

Был у меня знакомый, звали его Слава.
За глаза частенько именовали «засушенный Геракл». Худой такой. Ростом метр семьдесят с кепкой. А на самом деле, этот Слава штангу за сто килограмм без особых усилий выжимал. Вот как! Любил он это дело, железо тягать. Что говорить, здоровьем и упорством бог его не обидел! В меру шутник. Видом своим всегда излучал надёжность, твёрдость, непоколебимую уверенность во всём.
Как-то утром, встретились мы с ним случайно в автобусе по дороге на работу. И слово за слово, пришла нам совместно такая вот замечательная идея.
- А не сходить ли на рыбалку, да с ночёвкой!
А что. Март месяц на дворе. На Севере самое время для подлёдной рыбалки. Посовещавшись немного выбрали озеро Пальозеро. Сказано, сделано! В ближайшую субботу и пойдём, чего тянуть! Погода нынче солнечная, только вот морозы ночью за двадцать. Но мы к этому люди привычные! Собрались. Взяли одежду соответствующую. Снасти какие надо, наживку. Каждый прихватил детские санки без сидения. Чтобы рюкзак не тащить на горбу. Взяли термос, спички ну и так чего по мелочи.
Вечером после работы, с дежурной сменой на автомобиле марки «Урал», довольно комфортно добрались до насосной. Именно отсюда, с этого места на несколько километров в гору, качают воду в рабочую столовую и АБК.

Для нас со Славой, это будет отправная точка, начало нашего путешествия. Насосная, кирпичное одноэтажное здание, стоит на самом берегу бухты огромного озера, зажатой словно в клещи между двумя красивейшими горными массивами. Вода тут прозрачная, как слеза! Смотришь в лунку зимой, на дне каждый камушек виден на десять метров вглубь! Каждая песчинка!
У нас задача на сегодня, до темноты перейти озеро поперёк на ту сторону. Ночку пересидеть в лесу у костра, утром форсировать гору. Все дела, мы у цели! Там, высоко в горах спряталось уникальное, красоты необыкновенной озеро. Люди только слышали о нём, но идти туда желающих немного найдётся. Слишком путь тернист. Рыба там есть, да ещё какая! Редкая! Время перехода зависит от плотности наста на озере и силе встречного ветра. А в горах всё бы ничего, но местами приходится лезть в гору под углом градусов под пятьдесят. К сожалению там бывают часто туманы, или пурга. Поэтому легко можно пройти мимо цели, раствориться в неизвестности. Так вот и будешь кругами ходить, пока батарейки совсем не сядут. Пойди, найди человека в горах снегом припорошенного. Он устанет, в трещину какую заберётся и все! Пропал. А трещин там без счету.
Само озерко крепко стиснуто между скал в распадке. Шириной метров пятьдесят, да и в длину с пол километра. Сверху и снизу ручьи, вот и тебе и весь водоём. Есть там правда в конце озера изюминка! Скала отвесная с восхитительным эхом! Акустика, словно в Большом театре. Рыбачить в том месте,наслаждение! Сидишь себе в одиночестве, рыбку ловишь! Красота! Весеннее солнышко жмурится в лицо. Кругом тебя древние, облизанные ледником горы. Красиво так, аж сердце заходится. В руке удочка, а ты один одинёшинек в этом белом безмолвии.
Прямо под скалой яма. А в ней  прячется рыбка чудесная, очень вкусная и редкая. Опустил снастьв лунку, забываешь про всё на свете! Все мирские проблемы остаются где-то там, за горизонтом. Извечный вопрос рыболова, кто кого хитрей. Человек или рыба! Эмоции бьют через край. Ради этого, готов терпеть многое. В гору из последних сил ползти сжав губы, самое малое! В этом чистом, спрятанном от людских глаз горном озере водится рыба палия. Царица местных вод! Не каждый рыболов с большим стажем, имел счастье ловить её на своём веку. Осенью, в брачном наряде она шикарная, глаз не оторвать. Живой искрящийся бриллиант на солнышке. Природа с лихвой одарила её уникальными красками. Переливается словно радуга. Упорная на крючке, хоть и невелика размером. Штук двадцать, тридцать дежурный улов.

Ну всё! «Урал» пошёл обратно! Мы же со Славой, подпоясавшись не спеша тронулись в путь. Что ждёт нас на этот раз? Какие эмоции? Скоро узнаем. Не долго ждать осталось. В одну сторону, через озеро километров шесть будет. Да в гору ещё четыре. Это если по прямой, не считая овраги. А у нас из проверенных приборов, лишь яркое мартовское солнце! По льду санки с поклажей тянутся легко. Слабая позёмка и лёгкий встречный ветерок, разве ж это трудности для рыболова, идущего к своей цели?! Пересекли с боем озеро и упёршись в гору, вошли в заснеженный берёзовый подлесок. Здесь как на подбор начинается стена высоченных разлапистых елей. Выбрав ровную поляну, очистили место под нашу будующую стоянку. Разгребли снег, устроились на свежем еловом лапнике. Не спеша развели костёр, разложили что было с собой и рыбалка наша началась! Лес, костёр, снега вокруг, деревья огромные рядом шумят. Зябко. Уже давно стемнело, а неспешный разговор наш всё продолжался и утих лишь далеко за полночь. Вот уже закончилась беленькая, следом пошёл чай горячий с дымком. Ну всё, пора укладываться.
Разместившись у огня на индивидуальном островке из лапника, подложив под голову рюкзак, задремали. Ночью звёзды блестели ярко, деревья от мороза щёлкали громко. Север здесь однако! Со стороны костра очень жарко, с противоположной холодно. Вот и крутишься как уж на сковородке! Подкидывая по очереди в костёр сушняк, дотянули с дымком благополучно до утра. С рассветом спрятали санки в кусты, собрали свои манатки и бодро двинули в гору. Вёл естественно я, поэтому штурмовали вершину прямо в лоб. Как какую цитадель. Через какое-то время, преодолев трудности, оказались на самой вершине горы. И вот.
Раннее утро. Сидим, остываем. Оба порядком вскипели. Осматриваемся вокруг. От тела каждого пар идёт как в парилке! Ветерок приятно обдувает со всех сторон. Сверху озеро наше смотрится как белая узкая извилистая ложбинка внизу. Всё в снегу: белые горы, белое озеро, белый горизонт. По белому далеко видать! И мы все в снегу!
Спуск на озеро отдельная тема. Главная, очень чувствительная проблема любителя рыбалки спускающегося вниз, уберечь наследство от жёсткого контакта со встречной берёзой на огромной скорости. Берёз там не перечесть! Удивительное дело. Расположены они почему-то строго в шахматном порядке! Будто кто специально высаживал. Процесс самого спуска захватывает всего без остатка. Итак, садишься, группируешься. Готовишься морально к трудностям. В конечной фазе отталкиваешься буром и стремительно набираешь скорость. Камнем вниз! Градусов под пятьдесят, шестьдесят от одной берёзы к другой! Если промазал, не остановился у ближайшей, всё! Скорость удваивается. Единственная защита у тебя металлический бур, что держишь перед собой как автомат! В любом деле нужна сноровка и опыт. Бур тяжёлый за всё цепляется гад. Но без него самой рыбалки нет. Спуск скоротечен, лишь несколько минут! Озеро вплотную подступает к горам, даже палатку негде ставить. 
Слава здесь в первый раз. Поэтому предварительно у костра я провёл с ним подробнейший инструктаж по технике безопасности.
Через пять минут после прибытия на лёд, я уже вытянул первый пяток красавиц рыбин. Клев такой, что только в лунку отпускай! Рывок, удар, и палия весело скачет на льду, очень радуя моё истосковавшееся сердце рыболова. В это же самое время, очень громко матерясь, Слава сидит там наверху. Крепко обняв ствол берёзы, он с тоской и грустью в глазах, наблюдал оттуда как здорово я тут рыбачу! Увы, при спуске он больно оделся на берёзу и долго отходил от ярких, очень чувствительных ощущений! Сидя на лунке, как мог я поднимал ему настроение, призывая быстрее спускаться на лёд. Утром рыба недолго активная, клёв у неё замечательный! Наконец Слава собрался с силами и спустился таки с небес. В знак помощи товарищу, я оставил ему свою готовую очень рабочую лунку, сам же пошел к любимой скале. Уж больно место это мне нравится!

И понеслось. Оба ловим наперегонки. Понятно, забег этот я выиграл за явным преимуществом. Увы! Время на рыбалке летит незаметно, несколько часов пролетели словно миг! День стал клониться к вечеру, я потихоньку начал готовить напарника в обратный путь. Нам сегодня кровь из носу нужно было успеть к дежурному «Уралу». Иначе утром оба опоздаем на работу. В те времена, это было довольно сурово. И тут, он неожиданно раскрылся неизвестными ранее для меня гранями своего характера. Слава:
- Толик, я здесь в первый раз. Место замечательное! Клюёт отлично! Рыба божественна! Буду ли я еще когда здесь, большой вопрос. Давай не будем спешить! Успеем мы на эту машину! Должны успеть! И кстати, по прежнему пути я не пойду! Мне он сильно не понравился. Как хочешь, обратно веди по другому!

Встреча с берёзой, по видимому оставила очень глубокий след в его мозгу. Никакие объяснения и убеждения на него не действовали. Слава сидел и тупо ловил. Вот ведь как оно бывает! Ещё некоторое время назад человек был вполне вменяем, мыслил логично, адекватно. А тут его крепко переклинило!
- И что оставалось после всего этого делать мне? Не бросать же его здесь!
Я один ускакал бы быстро, но у нас так не принято. Он тут впервые, запомнил ли еще дорогу? Вряд ли! Вокруг зима. Горы, снег, лёд, холод. Трещины. На склонах могут быть лавины. В общем, опасностей с избытком. На Севере есть закон. Вместе пришли и уходить надо вместе. Что бы ни случилось! Как бы не развивались отношения. Я смирился перед сложившимися обстоятельствами, сижу и жду. Началось сильно смеркаться. Наконец Слава встал со стульчика и громко произнёс.
- Знаешь, никогда у меня за всю жизнь такой замечательной зимней рыбалки не было!
Сложил рыбу в рюкзак, собрал снасти. Не мешкая мы тут же пошли другой, запасной дорогой. Туда, откуда вытекает из озера ручей. Но до этого я там не был!
- Почему? Не было смысла! Ещё никому в голову до Славы такое не приходило. Есть проверенный путь, по нему и надо идти!
Выяснилось следующее. Оказывается, здесь огромная ложбина! В неё за зиму с гор намело многие сотни тысяч кубов снега! И самое неприятное, не смотря на мороз и ветер, тут не было наста! Лишь мягкий, словно пух снежок. В котором чувствуешь себя, будто попал в трясину. Словно муха в мёд! Пришлось прокладывать тропу, проваливаясь где по пояс, а где и по грудь. Сил это отнимало прорву! Сначала шли вместе, попеременно. Затем, вдруг Слава выдал очередной каприз. В этот день он открылся мне с неизвестной ранее стороны и оказался богат на такие вот сюрпризы.
- Всё! Как хочешь, пойду только после тебя! Тропу прокладывать не буду! У меня сил никаких нет.
- А у меня??? Дотянул до темноты. Изменил проверенный маршрут! Загнал ситуацию в полный цейтнот, ещё и на нервы давит!
Сегодня видно день такой! Проверка моих сил. Моральных и физических. Ничего не поделаешь, выбираться отсюда всё равно надо. Обоим! Стало сильно темнеть. Предложил последний раз пока не поздно вернуться, пройти хорошо известным мне путём.
- Понимаешь Слава! Мы за час выйдем к берегу. Быстро и надёжно. По своим же следам и скатимся вниз!
В ответ услышал лишь категорическое знакомое мычание. Чётко осознав, что спорить с ним бесполезно, собрал все свои оставшиеся скудные ресурсы в решение возникших внезапно проблем. Начал действовать в одиночку! Пошёл вперёд к цели, как трактор. Сколько хватало сил. Грёб по наикратчайшему, как мне тогда казалось пути. Слава же, всю дорогу сильно ругаясь, короткими переходами двигался где-то там, сзади. Падал, призывал бросить его к такой-то матери. За моей спиной болтался рюкзак со снастями, рыбой, пожитками. Вокруг практически полная темень.
- Где мы? Куда бредём?
Из-за высоких елей озера не было видно. Никакой ориентации в пространстве. Лишь чуточку помогал склон, как казалось мне уходивший куда-то вниз. Я из последних сил воевал, бился, боролся со снегом. Пыхтел скрепя зубами. Упирался в этом бесконечном мягком пуховом болоте. Из последних сил полз в каком-то смутном состоянии. Но грёб! И так, с каждым полушагом, полу ползком приближался к цели. От меня парило, будто от закипающего чайника. Тысячи калорий словно в топке сжигалось в этом аду. Вокруг снег и мороз, а я был словно кипяток!

Не думал, что физически сильный человек может быть до такой степени слаб морально. Слава был сейчас очень похож на Паниковского из «Золотого телёнка».
Где-то там позади, в голос проклиная на весь лес: эту мною выстраданную тропу. Эту лучшую для него зимнюю рыбалку, эту работу на которой надо кровь из носу быть с утра. И так бесконечное количество раз по кругу. По силе его голоса, не оборачиваясь, я легко определял на каком конкретно расстоянии он от меня ползёт. Не знаю, сколько часов грёб я в этом адском снегу. Время перестало для меня существовать. Как заведённый боролся в сумерках с серым, мягким и пушистым монстром. Он плотно, словно спрут обволакивал тело со всех сторон. Высасывая из меня последние остатки сил.
- Кто кого! Но так просто я не сдамся!
Стремился дистанцироваться от любых физических ощущений.
- Вперёд! Только вперёд!
Страшно хотелось пить, но воды не было. Лишь только снег в виде мелкой как манка крупы. Тело нестерпимо ломило. Каждая клетка настойчиво сигнализировала, как ей сейчас плохо. Похоже я стремительно приближался к грани, когда мой мозг не выдержав нагрузку сам отключит организм. Будто вилку выдернет из розетки и полностью обесточит.
- И всё! Погаснет экран! А дальше? А дальше может ничего и не быть. Пустота! Вечность!
Плотно сжав губы, на автомате, практически без остановок бросился в свой последний, решительный и сильно затянувшийся спурт.
- О чудо!
Впереди между деревьями блеснул просвет.
- Я не ошибся! Он действительно там! Неужели скоро увижу озеро.
Не верилось даже, что это когда-либо случится! Чуть живой, мокрый до последней нитки, выкарабкался по пластунски на лёд. Тут силы окончательно покинули меня. Их хватило лишь на то, чтобы свалиться на спину. Широко раскинув руки в стороны, часто и непрерывно дышать уставившись взором в Северное зимнее и такое звёздное небо! Сколько бы не открывал рот, воздуху всё равно не хватало.
Но как ни странно, немного погодя, всё пришло в равновесие. Присел на лёд, с трудом скинул с плеч рюкзак.
 
И тут случилось настоящее чудо! А ещё говорят, чудес на этом свете не бывает. Поверьте. Ещё как бывает! Я увидел то, из-за чего и начал этот свой рассказ. И дело совсем не в Славке, как вначале могло показаться. В наше время, к сожалению далеко не редкость разочаровываться в людях. И даже не в отличной рыбалке. Я изумлён, ошарашен, потрясён увиденным! Словно за труды мои тяжкие, передо мной открылся таинственный сундучок. Сидя на льду, вдруг наяву узрел. Увидел что всё вокруг нас окружающее: деревья, колеблющиеся под ветром кусты, засохшие ветки. Чудом оставшиеся сухие листочки, валуны тёмной массой выглядывающие из-под плотного снега. Всё это оказывается живое! Всё источало энергию различных цветов. Я буквально прозрел.
Вокруг всего светилась яркая, хорошо видимая мне аура различной интенсивности и цвета. Где-то она была чуть голубоватая, жёлтая, изумрудная! К примеру, лучи от веток карликовой берёзы доходили сантиметров до пятнадцати, двадцати. И шли строго в продолжение веток. Кусты торчащие словно антенны из плотных сугробов, ветки, всё было другое! Сильно отличалось от того, какими мы привыкли их видеть. Будто это добрый волшебник расписал светящимися, насыщенными флуоресцентными красками. Всё внезапно и чудесно вокруг изменилось. Чуточку оглушённый, очарованный увиденным сел сверху на рюкзак. Счастливый словно ребёнок изучающий окружающий мир, продолжил свои наблюдения.

Самое удивительное, аура есть даже у света лампочек. Вот бы никогда не подумал!Там, за более чем десяток километров, через озеро и болото. Через лесной массив был виден свет нескольких отдельно светящихся на столбах лампочек. Они мерцали не как обычно. А каким-то особым, нежным и чистым светом. Вокруг них было странное, необъяснимое свечение. А звезды! Звёзды были восхитительны! Нереально красивы! Сравнить не с чем. Их бесконечно много, им не было границ!
Космос обыденно, без предупреждения широко растворил передо мной свои врата. Чёткость, контрастность идеальна. Даже во сне я не мог представить себе подобной картины. Вокруг каждой звезды, тоже своя аура. И вообще, звёзды стали видимы отдельно, как бы голографически. Оказывается, они не плоские, объёмные. Объём давал дополнительные силы, больше воздуха. Раздвигал границы до бесконечности! Можно сказать границ не стало совсем. Как же это красиво! Я был совершенно счастлив. Здесь и сейчас, на этом вот заснеженном льду, сидя верхом на рюкзаке с мороженой палией, я своим взглядом мог гулять по необъятной Вселенной. На тысячи и тысячи километров. Как же это здорово! Это полный Космос!

Достаточно чуть при щурясь остановить взгляд на выбранной звезде, зафиксироваться. И тут же в каждой звездочке, на каком бы расстоянии она не находилась открывался собственный мир. Цвета звёзд разные. К примеру, свет от дальних можно сравнить с цветом расплавленного олова, очень приятный для осмотра мельчайших деталей,оттенков. Не хотелось переводить взгляд от звёзд на что-то другое, там было так притягательно. Внутреннее состояние принимало приходящую информацию легко и чуть возвышенно. Сразу всё изменилось, стало чарующим. Каждая иголочка сосны, елки, кустика с ягодой вороникой, всё испускало лучи. Цвет неоднородный, похож на огонь от газовой горелки. От светлого до почти фиолетового. Плавно перетекающие, неожиданные, редкие в своём сочетании. Часто нереально красивые.
Снял правую рукавицу, мягко перевёл на руку взгляд. Старался делать движения плавно, чтобы задержать, не потерять эту нечаянно сказку. Не разрушить ненароком хрупкое чудо. Из пальцев как ни странно, тоже струились нежные, длинные голубоватые лучи. Надо же, значит я тоже живой! Медленно пошевелил ими. Откликаясь, двигаясь в пространстве они были похожи на ровный луч лазера, нежного света. В какой-то момент понял и почувствовал, могу мысленно усилить силу и цвет луча. Небесно-голубой, затем изумрудный. Луч был объёмный и прозрачный. Начал менять положение руки, затем двух рук. Они не запаздывали, не гнулись, были естественным продолжением пальцев. Пробовал лучом с пальца одной руки упереться в луч с другой и так под разными углами. Во время контакта, они становились интенсивней и сразу в груди чувствовалась какая-то вибрация.

Почему людям так редко удаётся быть счастливыми? Почему не всем можно вот так, руками потрогать сказку?! То, чего не может быть! Может тогда люди стали бы добрее? И мысли у них были душевнее?
С некоторым ожиданием чего-то эдакого, нежно дотронулся лучом до носа, чуть скосив при этом глаза. В общем, вдоволь поэкспериментировал над собой и всем что  было под руками. Когда ещё доведётся повторить такое?! Старался подробно запоминать. Ощущения, эмоции. Видимо, я случайно попал в иной мир сам того не ведая. Приоткрыл невидимую мне ранее дверь. Куда она ведёт, что за ней? Что за этой Гранью? Я как первооткрыватель. Будто Алиса в Зазеркалье. Совершенно очевидно, эта дверь была и раньше, но о существовании её я не подозревал. Поэтому наслаждался, пытался впитать, пропустить новые эмоции через себя. В то же самое время, голой без рукавицы рукой, щекой, чувствовал мороз. Понимал и ощущал, что спина моя мокрая, начинает подмерзать. Но вставать с рюкзака не было никакого желания. Вновь приступил к опытам с Природой и Космосом.

Была там одна звезда в ночном небе. Именно она как бы втягивала меня в себя через взор! Любопытное, трепещущее чувство! Будто прямо сейчас сорвусь со своего рюкзака и как ракета улечу туда, к этой зовущей меня Звезде! В этот момент боковое зрение как бы отключается напрочь. Тело остаётся где-то сзади. Грубо говоря, как луч от фонаря. Впереди летит только твой взгляд. И вот ещё. За каждой изучаемой мною звездой, словно была подсветка сзади чистым, прозрачным, не режущим глаза светом. Возникало стойкое ощущение, именно этот свет и помогал видеть мне глазами, лучше телескопа.
Нет у меня в запасе таких Земных слов, чтобы в точности описать чувства и ощущения которые я испытывал. Готов был наслаждаться этим вечно! Познание других миров никогда не может надоесть! Есть лишь одна загвоздка. Узнать секрет как правильно войти в нужное время в это самое состояние?! Суметь вновь приоткрыть эту дверь тогда, когда это надо тебе. Да, ещё. В Космосе был какой-то слабо слышимый звук, чем-то сходный с высокочастотным свистом. Несколько раз пытался его усилить, чётче расслышать. Чем дальше углублялся в Звёзды, тем он был сильнее. Значит я был ближе к источнику. Очень необычные, незнакомые ранее странные вибрации! Сколько же вокруг нас, впрочем как и в нас самих есть ещё не познанного!

Но тут раздался треск сломанной ветки. На этом моя сказка закончилась, начиналась суровая реальность, про которую я на время забыл. С огромным трудом, кряхтением проклятиями и стонами показался из леса Слава. Тяжело вывалился на лед и растянулся. В дальнейшем это была его излюбленная поза.
Моё Волшебство закончилось так же внезапно, как и началось. Аура с предметов куда-то бесследно исчезла, оставив мне лишь обыденную жизнь со всеми её неприкрытыми гримасами. Нет смысла подробно описывать этот тяжёлый для нас обоих обратный путь через озеро.
Но увы, все муки были зря! Опоздали буквально на минуту! Увидев лишь уплывающий вдаль красный свет задних фонарей вахтовки. Деваться некуда, иду сдаваться до утра. В насосной дежурили две милые женщины в возрасте. Они встретили меня радушно, по-людски. Выслушали, покивали головами, напоили горячим чаем с домашними пирожками. За что я им до сих пор признателен. Сразу договорился о ночлеге, рюкзаки с рыбой оставили в холодке. Привели нас со Славой в саму насосную.
Там было душно, влажно, жарко от работающих насосов и машин. Крутились они с каким-то бешеным свистом, словно турбина самолёта перед взлётом. Из последних сил  развесили свою насквозь мокрую одежду на тёплые трубы и свалились спать в углу на то, что нам постелили. Уснул я мгновенно, едва коснувшись щекой рюкзака. Не ощущал, не слышал грохот двигателей и насосов. Куда-то провалился. Или наоборот, улетел в бесконечный Космос! Часы сна пролетели словно миг. Утром нас подняли, напоили крепким чаем, посадили в машину. В тот день работать было особенно тяжко.

С тех пор я со Славой на Пальозере не бывал. Да и вообще с ним больше нигде не бывал. Хотя всё плохое давно затуманилось.
Но порой, вдруг нахлынут воспоминания, по телу расплывутся приятные волны. Прикроешь глаза, вокруг лучи исходящие из всего что есть в этом мире. Только Ты, Природа и Космос! Звёзды и Космос!

Что это было на самом деле? Хочется вернуться туда вновь, но как найти эту дверь? Где спрятан этот ключик? Может он во мне?





P.S. Подобные рассказы:

- Озеро. ч. 4 Нулевая точка.
- Озеро. ч. 3 Крик. Афоня.

- Озеро. ч. 2 1992г. Удар в спину.

- Озеро. ч. 1 Запретная форель.

- Мимоходом сквозь века.
- Птеродактиль.

- Мишка