Ночная смена

Аркадий Боцман
Вопреки всем байкам, у меня сложилось мнение, что у маленькой любви

бывает маленький позор, а у большой - большой.

      Как, в ту, давнюю пору могла моя Полина, не ведая и ничего не зная, срезать

мою фотографию на доске почета? Я же гордился, что повесили туда и

любовался, проходя мимо,  «вроде мы тоже не лыком шиты!»

      По распределению после училища работал механизатором в МТС*  Работа

на земле всегда в радость. Человек возделывает землю, она родная воспитывает

его: учит доброте, смиренномудрию, медленнословию.

       Весна. Природа проснулась от зимней спячки, а  вместе с нею и моя душа,

не избалованная женской лаской. Тянуло к  общению с девушками. Кто ищет,

тот всегда найдет?  Случай такой представился. 

      В деревне  «Краснополье», где находилась МТС, в магазине работала

местная  красавица-цыганка, вечно свободная  Маруся. Эта женщина обладала

такой красотой – глаз не оторвать! Многие мужчины специально приезжали,

чтобы обмолвиться с ней парой слов, увидеть ее! Она действовала на них, как

элексир молодости.  Среднего роста, смуглая, черные бархатные глаза, яркие

сочные губы, вечно юная Маруся имела пышные волосы и пышные женские

формы. Обладала общительным, веселым характером  и тонким юмором с

некоторой долей иронии. Как удивительно в этой женщине сочетались: ум,

доброе сердце и женская красота. Всегда, когда надо, она выручит человека:

даст в долг бутылочку -  две водки, хлеба булку, кусок колбасы. За доверие ее

мужики уважали и не подводили, расплачивались во время.   Говорили разное; 

что из-за любви к ней, брат брата застрелил, поэтому и поменяла  город на

деревню. В этом клубке страстей впору  разобраться  Достоевскому. Мне же

надо показать, «как следствие переросло в причину» по которой было потеряно

звание передовика производства.

       Однажды, и я оказался в этом магазине, чтобы поглядеть;  какая она стала

местная красавица?  Тем более, что у  лучшего друга моего отца – Коли Хохла, с

ней был роман, когда его бригада плотников возводила в Краснополье скотные

дворы. Я, будучи пацаном, не раз видел их вместе, когда приезжал в бригаду  по

делам к отцу.  Иногда выпивши Коля обнимет меня и шепнет на ухо:

- Аркаша, только Вале не говори, молчи? Ты ничего не видел?

  Валя- это жена и мать пятерых детей мал-мало меньше. Так оно и шло.

Узнала меня, лицо ее озарилось широкой улыбкой, блеском ослепительно

белых зубов. Поздоровались. Спросила про Колю и отца, как я здесь

оказался и надолго ли? Мне показалось, что она стала красивее, стройнее с

тех пор. Тут надо оговориться, что тогда некрасивые женщины, казались

мне красивыми. Открывается дверь за прилавком и выходит девушка, ну

как две капли воды похожа на Марусю. Маруся говорит:

- Познакомься? Это Полина, моя любимая и единственная дочь! Учится в

школе, помогает мне здесь с уборкой.

Мы пожали друг другу руки, взгляды наши встретились и мое сердце упало. Я

проводил ее до дома, что-то говорили, не вникая в слова, мешали скованность

и неожиданность охвативших чувств. Мое сердце упало на целых  два года.

Первый – здесь в Краснополье, второй - на Тихоокеанском Флоте, пока не

приехал на побывку, где все и разрешилось. Тогда Полина жила в Кушве ( это

промышленный, отдаленный район города Нижнего Тагила ) у тети, чтобы

закончить 10-й  класс. Я ей писал, чуть ли не каждую неделю, и она также, а

потом все реже и реже. Прилетел с Дальнего Востока и не заезжая домой, сразу

к ней, в Кушву. На Урале морская форма почиталась в народе может быть, как

нигде в других местах.  Совсем незнакомые люди приглашают моряка за стол

отобедать, вопросы – ответы, взаимная симпатия сразу возникает особенно,

когда есть девицы на выдании. Морская жизнь там в диковинку. Где, как не в

родных краях можно покрасоваться? Это будоражило кровь хотелось

выглядеть орлом. Поэтому каждый выход в народ – праздник для моряка. А

когда идешь к любимой – праздник вдвойне. Купил три бутылки водки и вина,

цветы – все чин чинарем. Открывает мне дверь смуглая женщина в небесно-

голубом платье; меня поразила ее необыкновенная красота, особенно  живые

черные глаза, улыбнулась, не размыкая губ и мягким, грудным голосом

говорит:

- Проходите, вы Аркадий, мы с вами знакомы заочно через Полину!

- Ее нет, она в школе должна подойти сейчас, располагайтесь?

- А вы Валя, сестра Маруси, как вы похожи? Чтобы не молчать, отвечаю ей.

Не долго думая, поставил бутылки на стол и пошел встречать Полину, которую

так и не нашел. Вернулся. Она пришла  в сумерках, когда мы уже сидели за

столом, поздоровалась. Я подумал, как она красива и как мною любима? Водку

и вино все пить отказались, даже муж Вали – главный инженер местного

завода, ссылаясь на дела. Разговора не получилось. Пил один. Вышли с

Полиной на улицу, долго не решались заговорить. Полина обняла меня и

говорит:

- Аркаша прости, у меня есть жених.

- Мы очень близки и давно уже, - тихо добавила она. Забудь меня!

Сильно не переживал, так как предчувствовал.  С тяжелым сердцем уехал к

маме. Так вот все просто.

    А в начале была большая любовь, мы мечтали, гуляли, ходили по полям,

скрывались от дождя в скирдах соломы.

    От МТС,  нас троих друзей направили с трактором ДТ-54 работать в

племсовхоз «Тагильский». Получили комнатушку в бараке и приступили к

работе в три смены. После пахоты земли наступила пора боронования. Каждое

утро в 9 часов приезжал наш бригадир Федул из МТС с учетчиком. Обмеряли

наши гектары, заправляли трактор соляркой, делали небольшой техосмотр и

опять вперед. О Федуле надо добавить:  он похож на артиста Невинного,

только с бородой, необычайной энергии, такой затаенной, внутренней.

 По итогам этого года я был в передовиках. Ощущение приятное, но

обязывающее, очень хотелось, чтобы отец мною гордился. Это желание

сопровождало меня всюду, чтобы не делал, пока были живы родители.   

     Впереди моя ночная смена. Вместо того, чтобы отдохнуть и поспать я

провел время с Полиной на речке. Еле успел на работу, прошагав туда и

обратно восемь километров. Принял смену. Боронование ночью требует от

тракториста огромного внимания, иначе брак. В свете фар плохо видна граница

боронования из-за ширины сцепки, нужно напрягать зрение.

      Все хорошо. Трактор исправен, солярки хватит до утра, давление масла в

системе нормальное. Уехал, хорошо поработавший напарник. Остался один.

Трактор ДТ-54 стоит на пашне и работает на малых оборотах. Обошел сцепку

длиной в 11 метров с боронами в два ряда проверил надежность сборки.

Холодно. Залез в кабину, отдохнул немного и вперед. Поле огромное…!

Прошел один круг и на втором круге, под  звук мотора глаза мои начали

слипаться. Посплю немного, открою глаза и не нахожу полосу. Влево, то

вправо бросаю трактор, отыщу ее родную и снова засыпаю. Если бы знал, что

далее случится?  Остановился бы, и поспал 2-3 часа. Провидение было тогда не

на моей стороне. После  изнурительной  борьбы со сном, под монотонный гул

основательно заснул. Трактор идет на 3-ей скорости.

 Вижу сон; в бане паримся вместе с Фиделем Кастро, он подбрасывает воду на

раскаленную каменку, которая  рычит, бросает в подволок порцию пара.

Обволакивающий жар нежно, мягко томит наши души. Хорошо!

Но недостаточно. Говорю ему:

- Фидель, давай по больше?

- Дак, сил нет?  - отвечает.

Только тут я увидел, что у него худые  руки и ноги, ребра  выступают.

Говорю:

- Фидель, ну ты даешь!

- Как это у тебя получается, в форме  выглядишь большим, а голый тощий?

- Что, болеешь?

Ответа нет! Ответ пришел, когда проснулся. Смотрю, вокруг меня кругом

березы. Как током  ударило, поняв  весь ужас положения.  Трактор стоит на

одном месте, лег на «брюхо», а гусеницы вращаются вхолостую. Он прошел

поле, вьехал в  рощу и благополучно застрял сцепкой между двух толстых

берез.

      Вот это, да! Что делать? Один, темно… Бороны сцепились с поляной – не

оторвать.  Мысли лихорадочно вращаются  в поисках выхода. План созрел не

сразу:  надо сцепку разобрать, вытащить по частям  на пашню и снова собрать.   

     Вытащить 22 бороны весом в 100 кг каждая,  конечно же трактором.

 Каждая борона толстым металлическим крючком сцеплена с крючком

соседней -  разогнуть, конечно же кувалдой. Легко сказать, но как сделать?

Времени- то нет… Дурак, балда - шепчу  на весь лес, что наделал? Сейчас

приедет Федул, как взглянет на тебя, сразу худым станешь. По коже мороз.

Выхода нет!  Работа закипела: трактор освободил из ловушки довольно

легко, затем,  все по плану. Все сделал, но вот задача в трактор залезть не

могу и рука правая отказала работать. Только прилег, подкатил уазик и

появляется бригада. Не буду рассказывать, что было, и какие слова звучали

в мой адрес…

Помню, что все обьяснял лежа. Встать не мог  на пашню, превращенную в

рудник. И похудел сильно.

Обьяснительную записку, которую потребовал Федул, отнес на другой день

директору МТС. Приказ звучал грозно: комсомольцу такому обьявить

строгий выговор, лишить месячной премии и звания передовика, оплатить

стоимость солярки, израсходованной в ночную смену.

 Когда рассказал об этом Полине, она так заразительно и долго смеялась.

  А ею любовался. Насмеявшись, говорит:

 - Аркаша какой ты смешной? 

  -Тебе надо не на тракторе ездить, а на самолете летать.

Моя Полина не поняла ситуации?