Свадьба пекаря, или, По мотивам того, что было

Зайнал Сулейманов
"Бог - воздух твой, вдохни его - и ты               
                Достигнешь беспредельной высоты".
                Ибн аль Фарид "Большая касыда"

                1

   Час, как открылся, а покупатели носу не кажут. Кризис лютует, а тут и мороз рублю сподобился, в минус глубокий пошёл, в десять градусов.
   
   Стою у окна, белоснежья буйством волей - неволей любуюсь.
   
   Маршрутка жёлтая черепахой ползёт, остановилась. Ну и ну, опять он, булочник!
   
   Первый раз появился три месяца назад, счёт телефонный пополнить.
   
   Молодой совсем, правой ноги чуть выше колена нет, жалость вспыхнула
как спичка во мне, дал пышку на дорогу. Сказал прежде, что раздаю в память
о маме моей, прими, пусть душе её милостыня сыновняя достанется.   
   
   Тут и взял с охотою, прочитал дуа*, ушёл.
   
   С тех пор повадился каждую неделю два раза приезжать за выпечкой.
   
  Ума не приложу, чего в ней такого, чтобы даже и в холодину, когда добрый хозяин собаку на улицу не выгонит, тащиться за нею откуда-то, да ещё на костылях!
   
   Спрошу - ка, не Бог весть какая тайна:
   - Извиняюсь, конечно, но в вашей стороне добра этого нет как бы?
 
   - О, Вы даже не представляете, сколько! Но изобилие, видимо, приедается. Маме дал в тот раз, вот ей по душе пришлись именно эти.
   
   - А где ты живёшь?
   
   - Возле центральной мечети.
   
   - Знаешь что? Скинь номер, адрес скажи, я каждый день на намаз ночной приезжаю, будет надо, позвони, я занесу, чего в такую даль мотаться.   
   
   - Если не затруднит.
   
   - Не «затруднит»! Слушай, говорят, что аварцы после долгих разговоров обязательно окажутся родственниками или знакомыми. Что-то лицо твоё не в диковинку, я жил в вашей стороне сто лет назад, уж не Магомеда ли ты…?
   
   - Да.
   
   - На всё воля Божья, прими соболезнования. Хороший был человек, говорю не для красного словца. Я приходил, когда умер он, но тебя не видел…
   
   - Лечился далеко, опоздал.
 
   Через два дня он позвонил, извинился, попросил, если собираюсь в края те, привезти «деликатесы мамины».
   
   Заверил, что сделаю всё в лучшем виде.
   
   До ночного намаза оставался час, передал сыну магазин, поехал.
   
   Признаться, был в некоторой растерянности, увидев над окном, откуда он
помахал рукой призывно, надпись неоновую «Мамин хлеб».
   Ну а халат и колпак белоснежные на нём смутили не меньше, чем если б 
встретил его у подножья Сарыкума* в облачении (сравнение это пришло мне в голову первым почему - то) горнолыжника.
   
   Но отчего же не зайти!
   
   За стол усадил в комнате соседней, откуда его было хорошо слышно, чаю
налил, сам с помощницею, девчушкой бойкою да миловидною, принялся за своё, обещав, что управится скоро, присоединится…
   
   - Это что такое?! - чуть не возопил я, - мы где?!
   
   - В пекарне, «с улицы же» написано!
   
   - А то я читать «только вчера забыл»! У тебя полно самоваров с пряниками, а ты едешь за ними в Тулу? Не удивительно ли? Чего печёшь - то?

   - Лаваш, буханки, булки, могу чуду*, пиццу сообразить, но это от случая к случаю, на свадьбы, то, сё. А в основном хлеб. Люди берут, в магазины сдаю. Дальнобойщиком был, но не судьба, в аварию попал. Я ведь технолог, после армии отучился. Да и с детства запал на дело это.

   - На жизнь… ?

   - На хлеб, извиняюсь, хватает.  А так, налоги, электричество по двойному
тарифу, орлы - орлицы шустроглазые наведываются, а у них дети голодные.
   
   Я наслаждался ароматным напитком, разговор прервался. Но при этом он, не переставая, напевал что-то еле слышно…

   Выпил чашку и вторую, сам себя угостив, а он не умолкает.

   - Вижу, ты с песнями на короткой ноге, - сказал я, и тут же прикусил язык.

   Пропустил колкость невольную мимо ушей, хотя скорее притворился, что не «оценил» слов неудачных:

   - Это не песня, зикр*.
   
   Он оставил на хозяйстве помощницу, уселся за стол, подвинул к себе пиалу.
 
   С ним, несмотря на приличную разность в возрасте,  было легко, как будто знакомы тысячу лет, поэтому и решил поддеть его, чтоб посмотреть, как выкрутится:
   
   - Ты поминаешь без конца Того, Кто обрёк тебя на испытания, отнял ногу?
   
   - Нет, - ответил он, не задумываясь, - Того, Кто подарил мне маму, дары бессчётные иные! Один раз дал горького отведать, чего ж теперь, лицом почерневшим от гнева смотреть на Него? Жив остался - и то ладно!
 
   Через минуту молодая принесла нам…булочки!
 
   Физиономия моя, должно быть, вытянулась, он спросил, смеясь:

   - Алло! Уважаемый! Что с Вами?!

   - Ничего, спросить хотел!..

   - Вы сначала попробуйте, потом интересуйтесь.
   
   Уж больно соблазнительный запах шёл от чуда свежеиспечённого, дважды просить я не заставил. Сдоба нежнейшая вот взяла просто и растаяла во рту.

   - Зачем ты ко мне приезжаешь?!

   - А, вот Вы о чём! Говорю же, душа женская-потёмки: не знаю чем, но маме угодили булки Ваши! На эти и не смотрит! Она хочет - я делаю, чего здесь  такого? И нет, Вы не думайте, я же вижу, что думаете…слегка. Мама в ясном  уме, полном здравии, может спеть при случае песню Расула «Кунак»*! 

   - Удивительно,- сказал я про себя, и перевёл беседу на другое, - смотри, вот ты поминаешь без конца Аллаха, и просишь Его, наверно, о чём - то, так?
   
   - Да.
   
   - И Он исполняет?
 
   - Да. Но запросы мои невелики, кроме, разумеется, того, что касается любви!
   
   - Любви?
   
   - Да, я люблю многих, прошу за них, и просьбам моим нет конца…
   
   - А есть ли у тебя просьба, которая бы осталась неисполненной?
   
   - Уважаемый, сердце не скатерть, перед каждым не раскроешь, но, тем не менее, да. Есть молодость, весенний сад, дом, не хватает возлюбленной. Я найду пару, можете не сомневаться, но, буду знать и каяться в том, что жизнь со мной ей в тягость. Родители договорились - она подчинилась, вот и живи с постылым… 

   - Послушай, я знаю, как твой изъян обратить в достоинство! Уже азан* поют, давай я после мечети к тебе и на ужин загляну!

   - Отчего же нет! Гостю легче сказать «приди», чем «уйди». Я вот для борща мясо как раз…

   - Ты и…?

   - Да, повар и кондитер! Не могу же я маму утруждать, кроме того, мужчина лучше и готовит, если, конечно, интерес к тому имеет! Правда и у неё есть такое, что пальчики оближешь, к примеру, пирог ореховый, тогда я в сторону задвигаюсь, учусь, но выходит всё не то...
   
   - Ну ладно, я побежал, жди!..
   
   Сытого трудно накормить, но ему удалось! Борщ тоже был отменным, мне было неудобно, но он догадался, сам предложил добавки.

   - А ведь я, пожалуй, знаю ту,которая рада будет составить тебе счастье! Она ищет маму!..
   
   - ?.. 
   
   - Ну вот смотри. Она потеряла родителей, давно очень, отравились угаром, сама еле выжила. Ей недостаёт ласки, и хочется подарить ту в ответ. В твоей маме она найдёт, чего искала, а тебя, думаю, полюбит…
   
   Одна лишь закавыка, но ты и сам поймёшь страдания других, и обернёшься к ним милосердием, зрением слаба она!

   - У меня же ноги нет!

   - Она плохо слышит!

   - У меня же ноги нет!

   - И всё же, не найти ей мужа - еле ходит! Что с тобой?!

   - Я тут спрашивал о Вас, пока были в мечети, сказали, что этот человек вали*,
и если он предложит что - то, или посоветует, бери, не упускай, хватай двумя руками! А слёзы от жалости к той, что переносит много больше моего! Раз, всего лишь раз, но подушка моя была мокрою от слёз,каково же ей, слабой?!
   
   - Хватит, хватит! Ты  родителям скажи, а я к ним пошлю кого поговорить, если, конечно, ты не передумаешь, а невеста согласится. Она мне как дочь, больше скажу: дочку я обижу невзначай, сироту же остерегусь, боязно за дом*!

                2
 

 - Уважаемый, - встретил он меня «сердито», когда явился с заказом,- чего ж Вы мне неправ…, не то сказали?! Красавица Ваша и видит, и слышит, и ходит!
 
   - Тем не менее, нет лжи в словах моих!
   
   - Она плохо видит?!
   
   - Запретное!
   
   - Она плохо слышит?!
   
   - То, чего не предназначено ей.
   
   - Она еле ходит?!
   
   - Шагу не ступит, куда не следует!
   
   Свадьбу сыграли скоро! А племянница моя, невеста, прямо скажем, на выданье, призналась мне по секрету однажды, что счастлива очень… до слёз.
 
   Отдал бы я дочь за достойного?

   Не задумываясь, когда б не замужем давно.
 
   Неисповедимы пути Господни: вот таким вот замысловатым образом Бог привёл меня в дом благородного юноши, дабы исполнить и неисполненную просьбу того…



Примечания:
1.Дуа - мольба - просьба к Всевышнему.
2.Сарыкум - бархан, уникальный памятник природы Дагестана, второй в мире по величине, после бархана «Большой эрг» в Сахаре, длиною 12 км, шириною - 4, высотою - 252 м.
3.Зикр – поминание Аллаха
4. ЧудУ - блюдо дагестанской кухни,лепешки с разной начинкой( с творогом, мясом, картошкой, тыквой...) 
5.«Кунак» - «Если ты кунак», песня Расула Гамзатова
6.Азан - призыв к молитве с минарета
7.Вали – праведник
8.«Лучший из домов - дом, где сиротам делается добро. Худший из домов тот, в котором сироты притесняются. Больше всех Всевышний любит тех рабов, которые делают добро сиротам и вдовам». (Имам Малик)