Игра в нарды

Владмир Шторм
« …и, как бы не крутили нас по жизни лихолетья: вся наша жизнь – игра!»
Я проснулся от монотонного бряканья «зариков» по деревянной плоскости нард. В голове шумело, я всё не мог ни как привыкнуть, что я уже не дома, не свободный человек. Я – подследственный и помещён по решению суда в следственный изолятор. СИЗО: как его сокращённо называют. То самое место, которое в народе зовётся тюрьмой. Ещё его называют «централом». Именно так СИЗО называется среди арестованного люда, а сам люд зовётся «зеками». Камера, где я находился, считалась «красной», так как находящиеся здесь зеки, ранее отбывая наказание в зонах, состояли там на определённых должностях. Проще говоря,  работали, зарабатывая себе положительную характеристику на УДО*,каким-либо руководителем: завхозом, бригадиром или при администрации колоний. Но работа работе, на зоне  - рознь. Ведь можно работать в зоне  на «промке»**,простым работягой -  «мужиком»***,без всяких руководящих должностей. И это нормально и просто. И почёт трудяге причитается при рассмотрении на УДО так же, как и бригадирам с завхозами. Но..НО..НО!
      Говорят: « рыба ищет где глубже, а человек где лучше!» Касательно зоны, можно сказать: «…., а зек где проще и сытнее!» С философской точки зрения, глядя на зека «красного» или «вязанного»,как их ещё здесь называют, его трудно иногда назвать человеком. Как ни прискорбно и  оскорбительно это бы не звучало! Ближе к нему относится – «эдакая животина, с ярко с выраженным умением лизать зад вышестоящим в социальной лестнице, пресмыкаться, сдавать и стучать на таких же, как он пленных.» И всё это ради более сладкой и сытной жизни в зоне. Наверное, при написании здешних зековских историй мне не хватит слов и красок, чтобы описать все подлые стороны людей отбывающих наказание в колонии строгого режима. Это уму не постижимо, что здесь бывает! Здесь в зоне, и конечно же в тюрьме, где находился я вначале.
       Моё пробуждение на «шконке» СИЗО было внезапным. Снились какие-то кошмарные сцены из вольной жизни, потому что мой мозг никак не мог привыкнуть и смириться с мыслью: я в тюрьме за решёткой! И вдруг резкое пробуждение, не то ли среди ночи, не то ли среди дня. По бледной электрической лампочке это было трудно понять, а зарешёченное окно было плотно закрыто одеялом, задерживающим промозглый осенний холод. Оно было вместо стекла, давно выбитого кем-то из «наших коллег» сидельцев. «Бряк-бряк»- услышал я. Это катались маленькие пластмассовые кубики «зарики», по плоскостям деревянных нард. Игра востока здесь приобрела неимоверную популярность. Здесь она была  не только средством развлечения и возможностью убить времечко.
УДО*- условно-досрочное освобождение, ПРОМКА**- промышленная зона, МУЖИК***- иерархия в зоне(самый распространённый и уважаемый слой общества в зоне).
                1
Здесь она была источником существования и выживания в буквальном смысле. В нарды играли на деньги, на сигареты, на чай, на вещи. С помощью нард кто-то иногда неимоверно обогощался, выигрывая машины и квартиры, а кто-то навсегда ломал себе сульбу, всё проигрывая. Не мог во время расплатиться по игре и кончал жизнь самоубийством. Потому, что «порядочный»*зек, во время не расплатившийся, становился «фуфлыжником» или «фуфломётом». Продавался в рабство для тяжёлой работы и для отрабатывания долга. Потому, что игровой долг был «святой». Подлежал обязательному возврату, выплате, во что бы то ни стало – точно в срок. Перспектива стать богатым заставляла многих зеков садиться играть; проигрывать и испытывать «все прелести зоновской, фуфлыжника жизни».
         - Шесть, три – произнёс находящийся в камере и играющий в нарды парень по прозвищу «Зверь».- Ходи – призывал он, передвигая шашки согласно выброшенным на «зариках» циферкам-кружочкам.
         - Три куша! – воскликнул обрадовано его противник, которого все в камере звали «Хохол». Он улыбался выпавшему ему счастью – скоропостижно победить «Зверя». «Зверя» это сильно не огорчало, он лишь записал в «тычковке»**свой очередной проигрыш. Нарды делали своё коварное дело с ним. В корридорах тюрьмы стало совсем тихо. Даже «дубачки» с «дубаками» перестали брякать ключами передвигаясь и заглядывая в глазки железных дверей камер. Здесь в тюрьме эти двери назывались «робота;ми». Я всегда задавался вопросом, почему служащих тюрем, следящих в коридорах за порядком в камерах и выводящих арестованных куда-либо: на допрос, на прогулку и т.д. называют «дубаками». Интересовался у других зеков и даже у служащих СИЗО, почему такое «колоритное» обращение к скромным и рядовым персонам службы исполнения наказания на Руси?! В ответ я получал лишь невинное пожатие плечами и идиотско - непонимающее выражение лица. И, наверное, моим поискам истины не было бы конца и края, коллекционировал бы и дальше глуповато- застенчивые выражения физиономий моих собеседников, назначенных судьбой по выяснению происхождения слова «дубак», если бы не случай повстречать в «этапке»***старого жулика по прозвищу «Квас». Его сморщенное, земляного цвета лицо, говорило за самого хозяина о его возрасте. Оно,(лицо) ни чем, по своим шерховатостям и неровностям не отличалось от здешних стен с наброшенной «шубой» цементом. «Шуба» из цемента на стене напоминала ворс шерсти животного навечно застывшую дыбом и созданная для неудобства зеку. Неудобство заключалось в том, что помещённый сюда человек не мог долго облакачиваться спиной на стену, так как стена застывшим цементом колола тело зека и не давала хоть на минуту расслабиться и отдохнуть. Зачем?! Затем, что тюрьма не место для отдыха…! Так вот «Квас» объяснил мне, что в старину «остроги»,(по старинному -тюрьмы) раньше не имели отопление. Замёрзшие охранники даже летом ходили по тюремным коридорам в валенках и тулупе.
Порядочный*- зек поддерживающий воровские традиции и не нарушающий их; Тычковка**- листок с записью выигрышей и проигрышей; Этапка***- помещение для сбора зеков для этапа.

Они, как говорили в старину, дубели, т.е. мёрзли от холода. Отсюда и название «дубак» у служащих тюрьмы, которые следили на «продоле»*за помещёнными в камеры сидельцами. Ну, а «робота;»,(двери камер) это совсем просто – массивные, железные, квадратные напоминали первых роботов-машин. Соответственно возникло, с учётом ассоциации не очень грамотного зека и название пресловутых дверей, отделяющих подследственных и подсудимых людей от свободы!
       Конечно современные коридоры -«продолы» сегодняшних тюрем, серьёзно отличаются от старых «остроговских». Есть в них и батареи для отопления, и светлые, хоть и зарешёченные окна, появилась вентиляция, обещающая продлить чистым воздухом грешную жизнь зека; но ходят по ним и сейчас «дубаки» и «дубачки», брякая связками ключей и глазками на «робота;х», напоминая людям о тяжёлой године острогов, о суровой в них жизни, хоть и заметно облегчённой прогрессом 21-го века и снявшим с тюремщиков тулупы и валенки в связи с ненадобностью.
      Вот и в данный момент когда «Зверь» и «Хохол» выясняли свои отношения по игре в нарды, «дубаки» устав задремали в своих служебных помещениях.
      - У меня как раз в Транспортном сорок – говорил «Хохол» обращаясь к «Зверю».- Первый – это спортивный костюм с ларька на вокзале. Там всё просто: костюм чёрный «Адик», подошёл когда продавщица не видела моего лица, она даже меня не заметила. «Отработал» и пошёл…- объяснял «Хохол» внимательно глядя на «Зверя».
       - Да понял я, понял! – раздражённо отвечал «Зверь», хрустя костяшками пальцев.- Мне не понятно по эпизоду с кошельком этого лоха?! Как я скажу, что это я «подрезал», ведь он твою физиономию хорошо срисовал?!- интересовался «Зверь» у «Хохла» нервно вдыхая прокуренный воздух камеры.
      - Да ты не сы! – я с операми договорюсь. Им по хрену кто, лишь бы раскрытие поставить и отчитаться. А «терпила»**иногородний, он на суд не приедет, и очную ставку проводить им без надобности, раз ты сознаёшься. У «легашей»***будет твоя явка с повинной!- парировал происходящими событиями «Хохол».- Да потом ты все сорок нераскрытых у них берёшь. Они рады будут до жопы! – убеждал он.
      - Уколоться то дадут? – умоляюще спрашивал «Зверь» у «Хохла».
     - Конечно дадут, и не раз! Да ещё и мне привезёшь! – радостно констатировал будущие перспективы выигравший в нарды «Хохол».- Бабу с тобой в кабинете на ночь закроют! Так, что оттянешься по полной! Да и на суде больше трёшки не дадут, опера обещали! – сообщал дальше зек, уже без всякого убеждения. Просто с довольным видом уведомлял проигравшего «Зверя».  Убеждать ему не было нужды, долг – дело святое. А «Зверь» ему проиграл в нарды сорок раз. Каждый проигрыш – это был эпизод преступления «Хохла», который брал на себя, как проигравший «Зверь».
Продол*- тюремный коридор; Терпила**-потерпевший в суде; Легаш***- работник полиции(жаргон).

Вот такая вот это тонкая восточная игра в нарды в тюрьме…!
       У меня не укладывалось всё услышанное сейчас в голове! Передо мною сейчас рухнули все ранее устоявшееся мировоззрение и мои умозаключения о жизни общества. Все! Абсолютно всё, переворачивалось в моей голове с ног на голову! Я даже и не думал, что так возможно было жить!
      А тем временем, опять забрякали «зарики» нард, за которые в сорок первый раз сели играть вышеназванные зеки. Ведь у «Хохла» были ещё эпизоды краж и в другом отделении полиции…!