Повесть об Остапе. Эпилог

Игорь Кон
«Интересный молодой человек…. У меня были глубокие сомнения, что он сможет пройти этот путь, а гляди-ка…».
«А что «гляди-ка»? Разве он его уже прошёл? На мой взгляд, всё это - только начало…».
«Да начало, начало…, конечно. Но, какое симпатичное…. Помните, как он Координатора отшил? Вон, говорит, отсюда. И птичкой его, птичкой…. Душевно».
«Н-да, правильный мальчик. Не возгордился бы…».
«Нет, не думаю. Только не он. Мне кажется, он действительно понимает…».
«Ну, насчёт того, что он действительно понимает…, не уверена…».
«По крайней мере - не сидит, сложа руки, как многие другие. Он делает, как и обещал тогда…. Думает, ищет…».
«И может быть, когда-нибудь…».
«А почему когда-нибудь? Давайте попробуем позвать его прямо сейчас. Ведь он действительно сильно изменился с тех пор…».
«Не надо его звать. Наступит время, и он придёт сам. Возвращаемся в обитель, у нас ещё много работы…».

«Три льва, с торжественными мордами, нам заменили трёх китов.
Что держат на могучих спинах, земного шарика остов».

Прокомментировал Остап величественную композицию обновлённой стелы Центра Азии.
- Иронизируешь? – Удивилась Даша. – А мне очень нравится….
- Нет, не иронизирую. Я просто в восхищении. Это так, вырвалось….

Времени, на создание этой скульптурной композиции, у мастера практически не было. Всего несколько месяцев на то, чтобы опробовать замысел в эскизе и тут же приступить к изготовлению полноценных форм в бронзе. Позже и сам художник, и его команда признавались, что практически не спали, плохо ели и забыли об отдыхе – лишь бы успеть к сроку…. И они не просто успели.

Фонтан. По парапету, на небольших постаментах, двенадцать скульптур представителей буддийского гороскопа, каждая из которых – произведение искусства. В центре фонтана, на широком мраморном постаменте, «взрывая» бронзовую «землю» на львах, устремлялся в кызыльскую высь величественный шпиль, из переплетающихся в порыве восхождения к небу символических животных…, словно маяк для тех, кто любит красоту; для тех, кто может оценить буйную фантазию художника, причудливым образом заключённую в строгие геометрические формы; для тех, кто совершенно ничего не смыслит в искусстве, но чьё сердце странным образом ёкает при одном только взгляде на творчество Даши Намдакова.

А если пройти чуть дальше, то на площадке, вымощенной шлифованным белым камнем, вы увидите «Царскую охоту»….
- Эту композицию отливали итальянские мастера, в городе Пьетрасанта, где творили величайшие художники планеты, включая Микеланджело. – Тоном заправского гида проговорил Остап. – Там она нашла и свою награду, на 23 международном конкурсе скульптуры «Pietrasanta e Versilia nel Mondo». Там ею восхищались как простые ценители искусства, так и специалисты…. Теперь этой композицией восхищаемся мы.

- Мне кажется, что это не просто композиция. – Задумчиво ответила Дарья. – Она, как связующая нить между нами и нашими древними предками. Степь, центр мироздания – это дом. Небо над степью – его крыша. У степи нет конца и нет начала и души всадников, вдыхая эту безграничность, несутся бешеной скачкой в стремительной погоне за убегающей вечностью…. Вот и до нас «доскакали».
- Да ты у меня философ. – Улыбнулся Остап, прижимая Дашу к себе. – Да, скачка, конечно, бешеная…. Что такое для Вселенной каких-то три тысячи лет? Одно мгновение. Может быть, именно поэтому люди издревле и стали задумываться, для чего, куда и почему так быстро они несутся? Шаманство – как попытка проникнуть в тайны мира духовного; буддизм – как ответ на вопрос «куда»; творчество человека – в попытке ответить на вопрос «зачем»….
Сейчас мало кто задумывается над этими вопросами – некогда. И назад оглянуться – некогда. Мы здесь, мы сейчас, мы куда-то устремлены…, мы думаем – что мыслим, и нам кажется – что понимаем. Но отчего тогда в душе такая пустота? Откуда рождается страх, гнев, бессилие и злоба на окружающую действительность, словно мы в ней чужие, рождённые ниоткуда и бредущие в никуда?
В этом и гений Намдакова. Своей скульптурой он как бы говорит – люди, остановитесь, посмотрите, задумайтесь….
- А если никто не задумается? Если уже слишком поздно? – Чуть ли не испуганно спросила Даша.
- Что значит никто? – Удивлённо переспросил Остап. – Людей, которым не всё равно, уже как минимум трое.
Он с нежностью погладил Дашин живот, хорошо заметный даже сквозь тёплую куртку.
- Чтобы двигаться дальше, людям об этих вещах думать придётся. Рано или поздно. А подумают раз, другой – глядишь, и в привычку войдёт....
Близился вечер, укутывая закат облаками. Похолодало.
- Пошли-ка домой. Фейерверк по телевизору посмотрим, а то ещё простынете у меня…. – Остап взял жену под руку, но она его остановила:
- Посмотри….
Мальчуган, лет шести, стоял прямо перед «несущимися» на него бронзовыми всадниками и протягивал к ним свою ручонку, словно хотел перенять эстафету у тех, кто с достоинством нёс бремя жизни много веков назад: «Устали, наверное, от тяжести-то такой. Так давайте мне. Я понесу. А что маленький, так это временно. Вырасту. И донесу. И передам, в своё время, следующему поколению…. Уж вы не сомневайтесь».

04.11.2014 года.