Сибирская тетрадь

Галина Белякова
    
      Моя тетрадка каторжная
      (Сибирская тетрадь)  Ф.М.Достоевский

   От автора
   Дорогие читатели, мне хочется с Вами поделиться своими мыслями о том, как стать писателем.На эту мысль подтолкнул единомышленник на Портале проза.ру. Я прочитала его рассказ, как он стал писателем без сомнения и посоветовала  ему обратиться к  классикам, и прочитать К.Паустовского, которого я сама люблю, потому что он пишет легко и доходчиво. Молодой человек ответил, что Паустовский это древность, что он читает авторов маститых,  у которых книжки по тысячи экземпляров выходят.

На этом можно и закончить с ним беседу - как стать писателем.

  После этого моей душе стало грустно. Да, молодёжь читает  сейчас мало , некогда, у них другие кумиры, да и грамотности никакой. 
Так  что может дать новоиспечённый "писатель" своим сверстникам, не говоря  далее, своим детям, если они у него будут, а о других говорить нечего.?

  Книги спокойно выбрасывают в мусорки, в хорошем случае приносят в библиотечный коридорчик " из рук в руки". Там я приобрела маленькую книжку " Моя тетрадка каторжная" (Сибирская тетрадь) Ф.М.Достоевского.
      1.
      Приобретение
        Это первая дошедшая до нас творческая и дневниковая записная книжка,  свидетельство писательского подвига Достоевского.  Она будет важна для фольклористов и этнографов, изучающих жизнь фольклорных жанров в различной народной среде, в данном случае в среде отверженных, униженных и оскорблённых, так определил  академик  Д.С.Лихачёв, давая оценку книге "Моя тетрадка каторжная" В.П.Владимирцева и Т.И.Орнатской, которые провели интересные исследования Сибирской тетради.

  Вёл ли писатель записные книжки в докаторжные 40-годы пока неизвестно. После ареста Достоевского его архив попал в Ш-е Отделение и до нас не дошёл. Но исследователи творчества Достоевского утверждают, что писатель в быту  иной раз отходил от традиций своей "тетради  каторжной". Из переписки видно, что в июне 1875 года он писал из Эмса А.Г.Достоевской, имея в виду дочь Лилю и сына Федю: "Непременно заведи такую книжечку и слова  их записывай".

     Сибирская тетрадь, таким образом, оставила  основные черты и особенности,  определила собой достаточно чётко и прочно (заметки и наброски с натуры, словечки и выражения, дневниковые элементы, творческие планы , рисунки).
Искренне и честно, с сознанием долга перед своей гражданской и патриотической совестью Достоевский  раскрыл духовный и бытовой мир "военной каторги" - одного из  самых кошмарных явлений самодержавно-крепостнического общества.

Пером Достоевского водила не холодная репортёрская  старательность, но жгучая боль за участь своих "братьев по несчастью", гениальная способность к "не могу молчать". Такое богатое исследование предстало предо мною "Моя  тетрадка каторжная"(Сибирская тетрадь).

              Чем же интересным для нас стала  каторжная тетрадь?
     Своими пословицами, поговорками, меткими выражениями, тексты-миниатюры   Достоевский брал из первых рук – устно-разговорного источника, из личной связи писателя с его «братьями по несчастью».Четыре года каторжных работ Достоевский провёл в обществе убийц и воров – никакого разграничения между уголовными и политическими преступниками ещё не делалось.
 В письме к А.Н.Майкову от 18 января 1856 года,  накануне годовщины выхода из каторги,   Достоевский не без энтузиазма осмысливал её итоги, и сочувственно    писал:  «…даже каторжные  не испугали меня, - это был русский народ, мои братья по несчастью, и я имел счастье отыскать не раз даже в душе разбойника великодушие, потому собственно, что мог понять его;  ибо был сам  русский»).
 И ещё 10 лет Достоевский жил среди героев («информаторов»)  своих записей, близко общался с ними, наблюдал их поступки, жесты, слушал, что и как эти «Разговоры Петровичи» Говорят. Свои впечатления он описал в «Записках из Мёртвого дома»  (1862).
                2
                Немного биографии


(далее  продолжение )