Душа и образ

Сергей Никулинъ
Рецензия на рассказ Лилии Казаковой-Шерер «Любовь-созидание»
http://www.proza.ru/2015/04/01/1576

     * * *
     В художественном произведении важна образность. В Вашем рассказе присутствуют образы.
     – Вода из колодца глубокого — и прозрачна, и холодна — символ жизни — чистой и молодой.
     – Ведёрце с водою несли вдвоём… поцелуй… и вода расплескалась…
Образы важны в рассказе, ибо рассказ — краткая форма, и они позволяют в нескольких фразах передать настроение, чувства, событие…
     Можно сообщить читателю как факт, что герой любит, но это не передаст чувства героя читателю. Хотите, чтобы читатель пережил то, что переживает герой, тогда создайте образ; например, картину любви, не говоря о ней самой. Это достигается посредством передачи тех чувств, что способен испытывать писатель. И чем чувственнее, чем богаче духовный мир писателя, тем ярче те образы, что он создаёт. Поэт Станислав Никулин в «Полусонете к творчеству» говорит поэтическою строкой: «…чтоб мысль свою и боль я мог оставить в них» — в своих рукописях.

     * * *
     Повсюду, торопясь от слова к слову,
     За мной тропинки творчества легли,
     От поседевших тем любви они вели
     К страданиям земли и к рукописям снова,
     Чтоб мысль свою и боль я мог оставить в них,
     Где совершенствовал я каждый стих —
     Наследье творчества былого.

     (Станислав Никулин)
     http://www.stihi.ru/avtor/stanislavnik

     В вашем рассказе в одну страницу слово «любовь» повторено 38 раз. Тогда как у Шекспира в его знаменитой поэме «Ромео и Джульетта» это слово упоминается на странице единожды.
     Ценность слова теряется от многократного повторения.
     Но, вернёмся к образам.
     У Чехова в последнем действии «Чайки» молодой начинающий писатель Треплев говорит о творчестве беллетриста Тригорина: «У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова, а у меня и трепещущий свет, и тихое мерцание звёзд, и далёкие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе… Это мучительно».
     Как из отдельных мазков состоит картина, так из маленьких ярких образов должен состоять рассказ. Посмотрите вокруг: весь Мир — это Великое Полотно, состоящее из бесчисленных образов. В живой первозданной Природе нет слов — только образы. Весь Мир живёт образами. Гармония Мира — гармония образов. Что не имеет образа, мы называем безобразным, уродливым. Когда классик изрёк, что Мир спасёт красота, он, несомненно, имел в виду возврат к первозданности, к образам.


     Керчь, 4 апреля 2015 г.