Пять версий эротической трагедии

Просто Валерия
              В суд Афины-Паллады поступило заявление от гражданки Афродиты о нанесении тяжких телесных повреждений её несовершеннолетнему сыну  Эроту. В качестве доказательства предъявлена найденная заявительницей картина, на которой она узнала своего ребёнка и крылатого бога Кроноса, обрезающего ему крылья. При выяснении обстоятельств дела собрана следующая информация.

                Подозреваемый  Кронос  ранее неоднократно совершал противоправные действия, однако всегда уходил от ответственности. Первым его кровавым преступлением было оскопление отца, признанное, в своё время, самообороной, так как всех своих детей Уран возвращал в недра земли и был готов поступить так же и с Кроносом. Расправившись с отцом, Кронос пошёл по его стопам и, фактически, стал серийным убийцей: он проглатывал собственных детей по мере их появления на свет. Слава богу (Зевсу), всё закончилось хорошо, дети были выплюнуты и заняли высокие посты на Олимпе. Эти эпизоды доказывают, что Кронос способен не только обрезать какую-нибудь часть тела, но и уничтожить это тело полностью. О его жестокости и непорядочности говорит и факт превращения им своей любовницы Филиры в лошадь, чем нимфе была нанесена глубокая психологическая травма.

                Потерпевший Эрот - дитя любви, сын богини любви Афродиты и бога войны Марса. Однако имеются и другие версии его происхождения. Своенравный ребёнок, находящийся в свободном полёте, вооружённый луком и золотыми стрелами, которыми поражает жертву, внушая ей непреодолимое влечение к избранному объекту, именуемое любовью. Неуправляем, коварен, действует, вопреки рассудку, что часто бывает чревато тяжёлыми последствиями для его жертв и их близких.

                Открытых конфликтов между Кроносом и Эротом не зафиксировано. Но в деле имеются факты, которые позволяют предположить скрытые мотивы преступления. Само появление на свет детей Кроноса говорит о возможном вмешательстве Эрота в отношения Кроноса и его жены Реи, что могло происходить независимо от желания супругов. Кроме того, у Кроноса и превращённой в лошадь нимфы родился  кентавр Хирон, что вряд ли входило в планы Кроноса и могло случиться только при несвоевременном попадании в его сердце золотой стрелы. Такая «шутка» вполне могла заставить Кроноса расправиться с неугомонным ребёнком.

               Внушает сомнения наличие на картине косы. Событие произошло в период, когда кос ещё не было, а существовал лишь их предшественник – серп. Известно, что он был изготовлен по заказу Кроноса волшебниками с острова Родос, поэтому именно серп должен быть в руке Кроноса.

       В результате расследования было выдвинуто пять рабочих версий. 

              Версия первая – романтическая.
Кронос – символ неумолимого времени, Эрот – символ любви, но время не властно над любовью. Сколько ни обрезай крылья, они вырастают снова. Поэтому ни в одном мифе не упоминается бескрылый Эрот. Зато не счесть его изображений повзрослевшим, влюблённым и окрылённым. Отсюда следует, что лишить Эрота крыльев невозможно, а, значит, состав преступления отсутствует.

               Версия вторая – научная.
Эротов (Амуров) не может быть много, он единственный. Однако есть картины, на которых их изображено несколько («Торговка Амурами» Вьена, «Нимфы, обезоруживающие Амуров» Кресли). Судя по этим произведениям, древним грекам и римлянам было знакомо клонирование. Возможно, Кронас принял за Эрота одного из клонов, лишил его крыльев, но ничего в мире от этого не изменилось, а за увечье, нанесённое клону, уголовная ответственность не предусмотрена.

               Версия третья – альтернативная.
Картина не является неоспоримым доказательством преступления. Кронос собирался  обрезать Эроту крылья, но сделал ли он это, неизвестно. Ему могли помешать, или, может быть, сам передумал, или просто пригрозил ребёнку, сделав вид, что намерен расправиться с ним. Во всяком случае, на всех картинах, написанных разными художниками в разное время, Эрот изображён с крыльями, а значит, состав преступления не доказан.

               Версия четвёртая – философская.
Не затрагивая вопроса об орудии преступления, отметим, что и серп, и коса имеют одинаковую символику. Это знаки плодородия, изобилия, надежды на возрождение, но, вместе с тем, и эмблемы смерти (вспомним, старуху-смерть с косой). Такое двойственное толкование психологи называют амбивалентностью. Иными словами, конец чего-то одного является началом другого. И тогда обрезание крыльев не выглядит преступлением, это всего лишь удаление прежних  слабеньких крылышек и начало роста новых, более крепких и красивых, то есть диалектически обоснованное действие.

             Версия пятая – атеистическая
Есть мнение, что мир материален, и никаких  богов не существует. В связи с этим, нельзя принимать на веру  информацию о поедании богами своих детей, превращениях  людей в животных или обрезании  несуществующих крыльев. Но тогда вся эта история – вымысел, включая  заявление несуществующей Афродиты и справедливый суд Афины-Паллады.

             К делу приложено заключение независимых экспертов, которые внесли существенные поправки в расследование. Было установлено, что на картине изображены не Кронос и Эрот, а идентичные им герои римской мифологии Сатурн и Амур. И если Эрот и Амур, в какой-то мере,  взаимозаменяемы, этого никак нельзя сказать о Сатурне и Кроносе. Изначально римляне считали Сатурна богом земледелия и плодородия и лишь позднее стали отождествлять его с греческим богом времени
Кроносом. Однако мифы о Кроносе и Сатурне существенно отличаются, и делать выводы о личности Сатурна на основании поступков Кроноса не представляется возможным. Становится понятным  и изображение на картине косы, вместо серпа: у Сатурна она вполне могла быть.

              Расследование проводилось на основании заявления Афродиты, принявшей крылатого ребёнка за своего сына. Однако выяснилось, что на картине изображён не Эрот, а сын Венеры Амур. Возможно, для кого-то это и не имеет значения, но для матери – важно. С учётом этого факта, а также противоречивых версий преступления, расследование прекращено, и дело закрыто.

 Иллюстрация: Иван Акимов. Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амуру. 1802.