Патриарх перед встречей с пингвинами

Геннадий Гаврилов
Встреча патриарха РПЦ и главы Римской Католической церкви готовилась, как стало известно, долго и тайно.
Вместе с  первыми сообщениями о ней появился и витает вопрос: что это - конец вражде или начало предательства?   
Вражда  длились без малого тысячу лет. Взаимных обвинений, обид и унаследованных обеими сторонами заветов о  невозможности примирения накопилось столько, что всякая миротворческая попытка может расцениваться как предательство идеалов и традиций.
Если бы встречу попытались готовить в обстановке активных дискуссий о возможности примирения с неминуемой ревизией некоторых  древних наказов, то могли бы спровоцировать подозрения в «измене православию». А возможно, и прямые обвинения.
Сочли разумным поставить народ перед фактом, при каждом удобном случае напоминая об обязанности послушания своим иерархам.
 Отдельных попыток обличить в патриархе антихриста избежать не удалось, но угрожающего размера они не приняли.
Значение встречи настолько огромно, что  несоответствие проявленного к нему внимания вызывает смутное предчувствие какого-то подвоха.
Сближение с Римом пришлось почему-то не в то время, когда много говорили о перезагрузке отношений с Западом, а сегодня, когда США открыто называет Россию одним из своих главных врагов...
Встретились вроде как бы случайно, проездом, на вокзале… Ничего не делали такого…
Подумаешь, обнялись… Не целовались же…
Ну, и каково это всё переварить и уместить в голове простым мирянам?
Неужели сейчас начнём ворошить историю раскола с Византийских времён, поднимать цитаты отцов церкви и святителей, заповедавших избегать «латинства»?
Неужели начнём разбирать суть разногласий о филиокве, целибате и опресноках?
Начнём вникать в юридические тонкости постановлений церковных соборов…   
А тут ещё узнали, что в кабине самолёта патриарха на высоте 9 километров лопнуло одно из двух лобовых стёкол, что могло бы стать причиной настоящей трагедии…  - Грозный знак свыше?
        В эпоху Петра 1-го Россия пережила столько новшеств иностранного происхождения, что поводов для восстания за «веру отцов» было гораздо больше, чем у нас сегодня. Одно то, что столицу назвали на германский манер Петербургом, разве не оскорбляло национального чувства?
Но где-то глубоко в подсознание  нам внушили, что мы имеем нечто такое в наших символах веры, что поменяй в них слово, и  окажемся   на стороне антихриста…
В принципе, требование бережного отношения к наследию понятно: нельзя же ничего менять в строгих математических формулах или в сложных технологиях.
Но откуда взялась уверенность в том, что мы обладаем  драгоценной формулой или технологией?
Разве история не подсказывала нам, что где-то и в чём-то у нас  не совсем правильное представление об истине? Почему даже апостол не «почитал себя достигшим» истины, а наша церковь, называя себя апостольской, много веков заявляет о своей непогрешимости?
При этом, будто,  не замечая многих перемен и несчастий, к которым она причастна?

В Библии мы неоднократно встречаем фразу: «Это постановление вечное…»
Она касалась, например, обрезания «мужеского пола». Новый завет отменил его обязательность для христиан.
Было также запрещение пить «вино и крепкие напитки» у жертвенника - «Это постановление вечное…» - но кто помнит об этом, причащаясь сегодня в церкви?
Был завет вечный не пить крови, а сегодня распитие крови стало центром литургии…
А сколько страстей и трагедий произошло в споре о том, сколько раз петь «Аллилуйя» и как правильно держать пальцы при крестном знамении!
Дело дошло до эпидемии самосожжений…
А сколько раз уже люди  собирали вещи на последний день перед Армагеддоном?
И можно ли сказать, что церковь здесь не при чём, а виноваты только неразумные в своей ревности прихожане?
«Трезвитесь и бодрствуйте…» - призывал Христос. А дьявол, наверное, не глупее тех бандитов, которые, иногда, перед тем, как что-то ограбить, делают несколько ложных звонков в полицию, чтобы отвлечь её силы…
               Совершенно ясно, что своим умом каждый из нас не в состоянии определиться в разногласиях Восточной и Западной церкви. Мы просто не вместим всей известной информации. 
Знание в полной мере просто недоступно!
И поэтому  мы обречены доверять кому-то, помня о том, что вера вменяется в праведность.
И перед лицом непостижимости Истины, мы с грустью позавидуем тем первым христианам, от которых апостол требовал, всего-навсего, «чтобы они воздерживались от осквернённого идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян.15.20).
И разве католики и протестанты хуже нас в этом отношении? Или мы лучше их?
И невольно вспоминается изречение: «Отцы наши ели кислый виноград, а на зубах у детей оскомина» 
Чем же принцип вражды между церквями отличается от ветхозаветного правила «око за око, зуб за зуб»?
Как должна измениться наша жизнь в зависимости от решения вопроса об  «исхождении Святого Духа»?  Кто возвёл такие догматические нагромаждения, которые рушатся от малейшего прикосновения к ним?
 Вопрос равенства трёх божественных «ипостасей» не может быть причиной тысячелетних конфликтов церквей.
Похоже на то, что мутят наши богословы святую воду и морочат людям голову так, как это делают иногда и политики со своими народами для того, чтобы держать их в повиновении.
Можно сказать, что размахивают они своим духовным мечом, и готовы  им прибить каждую муху на православной голове.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что некоторые ревнители «православия» готовы не замечать или откладывать до лучших времён все те  проблемы, из-за которых Бог разрушил Содом и Гоморру.  Готовы не замечать войны и все их последствия, «глады и моры по местам», а, вот, за то, что церковь пытается идти с теми, «кто не против нас» в каждом конкретном случае, они призывают к священной войне.  И чем же они отличаются от тех книжников, которые осудили Христа?
И тут надо признать, что внутри  православия, кроме евангельских предостережений о волках в овечьей шкуре,  существует не учение, а компиляция мнений о конце света и пришествии антихриста.Слово за слово... "Тут немного и там немного...".  Где-то чей-то сон, где-то чьи-то догадки или пророчества – а в итоге столько себе соломки постилают, чтобы не впасть в прелесть или соблазн, что брось спичку – и вспыхнет…
Конечно, нельзя быть детьми по разуму…
Есть ли польза от пророчеств Нострадамуса? Говорят, они очень точные…
А от предсказаний Ванги есть польза? Кто-то что-то предпринял уже,  чтобы не случилось то, что они предвидят?
А разве не похожи наши некоторые  предсказания православные на  туманные, но устрашающие «пророчества» астрологов, тиражируемые всеми СМИ?

Иногда создаётся впечатление, что дьявола придумали для того, чтобы отвлечь внимание людей от реальностей и держать в страхе:  мы трезвимся и бодрствуем, его поджидаем  в перчатках, со знамениями и чудесами для нашего обольщения,  а он попросту, без регалий, пришёл - и уже рядом с нами, в мелочах, внутри нас…
Разумеется, не думать о евангельских предостережениях – это другая крайность.
Католическая церковь – это не только  Папа Римский и его кардиналы, а и простые люди, которые искренне верят в то, что им проповедуют.
Если  Бог пощадил людей, которые не могли отличать правой руки от левой, то неужели он не пощадит тех, кого богословы запутали своими мнениями о филиокве и непорочном зачатии Богородицы?
Вот называют протестантов еретиками… А разве не они разоблачали лицемерие католичества?
Разве не они объявили позором торговлю католическими индульгенциями?
Просто юношеский максимализм какой-то…
 Будто в истории православия нет ни одной страницы, за которую может быть стыдно…
         Если взглянуть на то, сколько сил и средств вложили в изучение истории библейских времён страны католического и протестантского вероисповедания, и сопоставить это с трудами нашего библейского или географического общества, то  сравнение будет явно не в нашу пользу.
Чем же мы пытаемся превозноситься? Тем, что стоим в храмах на службе, а они сидят и слушают органную музыку? Так это мы не столько от усердия, сколько  от бедности…
Как храмы строить в Кремле или в Петрограде, то зовём западных мастеров. А  молиться вместе считаем за грех...
И получается: читаем одну и ту же книгу – Новый Завет -  а друг другу показываем фигу.
Бывает, что и братья дерутся до крови, но находят случай к примирению.
Кликушество и лжепророки были во все времена.
Если посмотреть все постановления церковных соборов, то православную церковь сегодня можно судить за призывы к вражде по национальному признаку.
Никто этих постановлений не меняет, но исполнять тоже не спешит.
У священного предания есть ореол неприкасаемости! 
Если  «надлежит исполниться писаниям», то чего же нам противиться поискам мира в отношениях церквей?
Не замечать того, что у христиан всего мира сегодня есть опасности гораздо страшнее их догматических разногласий – это значит быть фарисеями ничуть не меньше, чем те, которые казнили Христа.
 
Мы живём-то в стране, где православию позволено ходить на цыпочках или стоять на одной ноге.
Живёт оно тихо внутри себя, заявляет о себе блинами на масленицу, купанием в прорубях, куличами с изюмом…  Поют в церквах красиво…
Ничто плохое из новых реалий нашей жизни не было остановлено пастырским словом.
Увещания, если и звучали, то не имели решающей силы…
Католичество тоже не очень-то жалуют сегодня в среде его обитания, во всяком случае, не в его силах было предотвратить всё то, что считают ненормальным даже сами католики…
И вот эти две немощи хотят объединить усилия против войны, голода и всевозможных надругательств над природой?
   Каждая из церквей проявила свою несостоятельность в отношениях со своими мирскими властями в своих внутренних делах, а вместе они надеются повлиять на мировой порядок?
Каждая из церквей - с бревном в своём глазу, а вместе они намерены вынуть все сучки в глазах мировой политики?
Не напоминает ли это их сближение взаимовыгодную рекламу с целью повышения рейтинга?
Есть же поводы полагать, что церковь озабочена более собственным самосохранением, чем проповедью правды, что деятельность её во многом представляет  собой элемент информационного сопровождения политиков, и не более того.
Но если есть надежда на то, что Московский патриарх и глава Римской церкви сохранили преемственность от апостолов, то  нет никаких причин не радоваться их братским объятиям.
Хотя и знаем случай, когда даже целованием предавали на казнь.
В принятой совместной Декларации говорится:
 «Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии».
С этой фразой нельзя  согласиться безоговорочно, потому что есть такие веры, которые откровенно называют врагами всех, кто исповедует Святую Троицу.
Но у нас с католиками нет «различий» такого масштаба.
И есть повод дружить против тех, кто не с нами.
Неужели для мира и согласия не хватало только этой декларации?
Как известно, после встречи с Римским папой патриарх Кирилл посетил  научную экспедицию, где состоялась его встреча с полярниками и пингвинами, которыми, как сказал патриарх, «невозможно не умиляться».
Невозможно не умиляться  и некоторыми бдительными хранителями православия,
которые сегодня находят больше причин для тревог за церковь, чем в те годы, когда  почти безропотно терпели фактический запрет религии и прямое надругательство над ней. 
А причиной чрезмерных страхов и запредельной бдительности, наверное, является нечёткое понимание того, что же представляет собой сущность нашей веры.
Во всяком случае, символ веры её не отражает в полной мере.
Удивительно, что в нём нет ни одного слова о любви.
А на иконах древних пишут не символ веры, а короткую фразу: «Возлюбите друг друга...»