Мусороперерабатывающий завод Хундертвассера

Виктория 10
Прямо на подступах к сказке и венского
вальса кружения в белых дворцах,
бала изящных строений вселенского,
плёса дунайского, на берегах –

чудо-чудесное "от Хундертвассера" –
мусор сжигающий дивный завод!*
Чудо-строение яркими красками
на берегу дивной речки цветёт...

Окна изогнуты, двери искручены,
шахматный колер "танцующих" стен, -
верно, завод повторяет излучины
речки Дуная... От скольких проблем

город избавлен! От мусора вычищен –
город сжигает его для тепла.
Банами новыми заново вымощен –
сверх-технология это дала!

А на балконах - его архитектором
выращен сад, зеленеет трава...
Празднует город! (На окнах , протектором -
сеть-паутинка). Застряли слова...

Видеть и охать, и даже украдкою
слёз промокать непредвиденный бег...
Так доказал техногенную, хваткую,
сверх-гениальность свою человек!


*Фриденсрайх Хундертвассер (Фридрих Стовассер) относился к тому типу людей, о которых принято говорить, что "они сделали себя сами".
Он родился в бедной еврейской семье в Вене, в 1928 году. Годом раньше была написана книга Адольфа Гитлера "Mein Kampf", а десятью годами позже случилась печально известная "Хрустальная ночь". Тогда, 9-10 ноября 1938 г., в Вене было уничтожено больше 40 синагог, разрушено и разграблено бесчисленное количество еврейских домов, и началась массовая депортация евреев страны, вошедшей к тому времени в состав Германского Рейха.
Как он стал приверженцем ярких красок, ассимметричных линий и "человечности" в архитектуре? Вопреки нелегкому детству, или благодаря ему? Он много путешествовал по миру, изучал традиции живописи (народного искусства в Японии, на островах Океании и в африканских странах.
В 1988 он получает заказ на преобразование венского завода по переработке отходов в Шпиттелау (Spittelau). Не совсем понятно, каким образом тогдашнему венскому бургомистру Гельмуту Цильку пришла в голову мысль поручить реконструкцию именно Хундертвассеру, приверженцу "органического" зодчества и борцу за экологию. Архитектор, заявлявший "я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде", был категорически против идеи сжигания мусора, вместо его утилизации. Он, разумеется, отказывался принимать участие в проекте. Но бургомистр оказался настойчив. Во-первых, он пообещал, что производство будет абсолютно экологически чистым. Во-вторых, заверил, что польза, приносимая заводом, не ограничится только переработкой мусора. Благодаря использованию новейших технологий, тепло от сжигания отходов можно пустить на обогрев десятков тысяч венских квартир и близлежащего госпиталя. В конечном счете архитектор согласился. Но настоял на установке дополнительных фильтров, удаляющих из продуктов переработки тяжелые металлы, диоксид серы и кислоты. В результате стоимость строительства увеличилась едва ли не вдвое, но зато трубы завода украшают зеркальные золотые шары, которые выполняют не только декоративную, но и очистительную функцию. Остальные инженерные вопросы Хундертвассер предоставил решать специалистам, а сам сконцентрировался на дизайне здания. 
Прямые линии безбожны, уверял он, так как просто не существуют в природе, они не дают человеку достичь гармонии и ведут к упадку. Башни с золотыми луковками, изогнутые колонны с разноцветной плиткой, отсутствие прямых углов, яркость орнамента, и, наконец, высокая труба, с золотыми шарами - все это характерно для "почерка" великого архитектора, сумевшего заключить утилитарную функцию завода в фантастическую форму.
Он умер в 2000 году в Тихом океане на борту пассажирского лайнера "Queen Elisabeth II" и был похоронен в Новой Зеландии под тюльпановым деревом в "Саду счастливых умерших". А уникальный экологически безопасный завод продолжает оставаться интереснейшей достопримечательностью Вены, одновременно позволяя ей сохранять статус одной из самых чистых европейских столиц. (из материалов интернета)