Суицидное окончание

Виталий Кочетков
Время завязывать узлы, и время развязывать узлы.
     И как же кроют матом те, кто развязывает, тех, кто завязывал!
     Что за говённая привычка затягивать всё в Гордиев узел?..

В жизни не бывает счастливых концов. В жизни - всё по-взрослому, чай не Голливуд. Суицидное окончание имени существительного – один из весьма возможных вариантов.
     Вот и Юнгер, решив покончить счёты с жизнью, написал прощальную записку… -
     а потом прочёл - и ужаснулся: три орфографические ошибки, две - стилистические, а с пунктуацией вообще швах. "Атас!" – на языке Николая Расторгуева.
     Переписывать не хотелось.
     Самое ужасное, однако, заключалось в том, что он ещё не выбрал способ суицида, да и повода не было (проигрыш любимой команды – не в счёт). Ну, да ладно, подумал, Юнгер, повод всегда найдётся (от простуды, от простаты, от паскуды, от проказы), если способ понравится, ибо в жизни всё наоборот, никакой логики...
     Способов было много – 83 по перечню Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Богатейший список нашёл он в интернете, список, похожий на меню в ресторане, называемом "Смерть". Здесь тебе и повешение, и отравление, и поглощение едких кислот и не менее гадких щелочей. Наиболее востребованной оказалась уксусная эссенция. А что - дёшево и сердито. И всегда под рукой.
     Читал Юнгер это меню, и дух захватывало от всяческих инсинуаций на суицидный счёт.
     Радиологическое отравление. Популярный способ ухода из жизни, модный и респектабельный. Зашёл, например, в суши-бар и попросил ролл с ураном 235, а если это происходит в Лондоне – то с полонием 210. "Две порции, please. И рюмочку Плиски – на посошок".
     Высокая смерть – это падение с небоскрёба (небоскрёбанный вариант) или из самолёта без парашюта. Забыл, дескать, торопился (дабы инструктора не подставлять).
     Высота кружит людям голову…
     Утверждают, что мост Золотые Ворота в Сан-Франциско является самым популярным местом суицида. Для того, чтобы совершить это незатейливое действо, люди едут сюда со всех концов англоязычного мира. И даже русскоязычные дурни, которые ни одного английского слова не знают. Можно, кажется, было бы укокошить себя на родине, ан нет – им экзотику подавай! Точное число самоубийств установить невозможно, как и число людей, которых скинули с моста под видом суицида – как водится, под шумок. Высота моста составляет 75 метров, свободное падение продолжается 4 секунды, скорость падения достигает 142 км/ч – аж дух захватывает! Несколько раз поднимался вопрос о сооружении ограждения, которое исключило бы возможность суицида, однако совет директоров этого перекидного сооружения (есть оказывается такой орган) категорически запретил реализацию мероприятия, мотивируя отказ эстетическими воззрениями.
     Этика с эстетикой у них, видите ли, не согласуются – ну, суки!..
     Мост Золотые Ворота наряду со статуей Свободы является сегодня главным символом США, и непонятно какой из этих символов главнее…
     Самоубийство при помощи огнестрельного оружия вошло в практику сразу же после его изобретения, прочёл Юрген в интернете. "Русская рулетка" и "дуэль" – модификации огнестрельного самоубийства. Известен случай, когда с целью экономии издержек дуэль провели на кладбище у заранее вырытых могил, и совсем уж уникальный случай, когда для экономии времени секундантам поручили перестрелять дуэлянтов в упор.
     Самоподрыв, как метод борьбы с иноверцами. В этом случае возможны и другие причины интимного свойства: французы, как известно, ищут женщин в повседневной жизни, правоверные – в райских кущах. Гаремов им мало. "Глаза б мои на тебя не смотрели! Накинь паранджу, негодница!" И на что не пойдёшь через месяц супружеской жизни с очередной не в меру похотливой южанкой…
     Самосожжение - крайняя степень пиромании. И в этом случае законодателем моды выступает Восток. Как факелы горят азийские женщины. Наперегонки с попутным газом.
     Голод. Об этом самоубийственном методе доведения себя до физического истощения написано так много, что Юнгер читать не захотел. И не стал. Принципиально.
     Романтическая смерть в духе Анны Карениной. В одной небольшой европейской стране, где все растения комнатные, запретили по этому случаю железнодорожное сообщение. И тоже – под шумок. Впрочем, поездов там отродясь не было.
     Возможно сочетание нескольких способов. Повесился, например, человек, подёргался-подёргался - надоело, достал из кармана пистолет и застрелился.
     Падение на меч. Нет, не на мяч, а на меч. В Древнем Риме долгие годы практиковали подобный вид прощания с жизнью. Императорский способ.
     А, вообще-то, суицид при помощи холодного оружия распространённое явление во всём мире, и особенно в Японии, где ритуальное самоубийство возведено едва ли не в ранг национальной идеи и настолько проникло в повседневную жизнь, что разобраться в хитросплетениях японского суицида практически невозможно.
     Приятель Юнгера, простой русский парень Василий, которого Юнгер шутки ради именует Басилевсом, специально поехал в Страну Восходящего Солнца, чтобы понять разницу между сэппуку и харакири. Вернулся и говорит:
     - Да ну их на х… этих самураев! Чокнутые они и п..тые! – У Басилевса, что ни слово, то иероглифическая загадка – для иностранца, разумеется. - Собственное вскрытие они производят ещё при жизни, не доверяя это ответственное занятие медицинским работникам. Осмотрят внутренности, пересчитают кишоки – все ли на месте – раз, два, три, четыре, пять - и успокоенные умирают. У них для суицида существует специальный меч называемый вакидзаси. Коротенький такой, махонький… почти что игрушечный… Короче уда… Этим самым вакидзасиком они и режут себя вроде мясников – слева направо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, вскрывают животы как конверты – кому как заблагорассудится.
     Массовый самоубийственный психоз охватил японцев после подписания капитуляции 45 года. Двести тысяч самоубийц – представляешь?! Больше, чем во время бомбардировки Хиросимы и Нагасаки! А, самое ужасное, сам чёрт не разберёт, что это – сэппуко или харакири.
     Смотрит китаец – и говорит "сэппуко".
     Смотрит японец – и утверждает "харакири".
     Иероглифы вроде бы одинаковые, а животики – надорвёшь…
     - А у корейцев спрашивали? – поинтересовался Юнгер.
     - А у них – что - тоже иероглифы? – удивился Басилевс.
     - Случаются, - вздохнул его приятель. Юнгер, кстати, это аббревиатура авторского выражения "юный герой". Неплохая аббревиатура, по-моему. Неужели не нравится? Да пусть скажет спасибо, что не Юнхер!..
     - Сейчас попыток массового самоубийства в Японии нет, - сказал Басилевс. - Никто после аварии на Фукусима не прибег к суициду. Даже премьер-министр. А ведь мог бы… и должен был… И время было подходящее – накануне весенних праздников произошла катастрофа. Честь, видимо, и у япошек выветрилась, как неприятный запах…
     Взял бы национальный флаг, расстелил на травке под цветущей сакурой, встал на колени, опустил кимоно ниже пояса, сжал в руке вакидзаси и вонзил его в нижнюю часть живота – как у нас говорят, под ложечку, обагрив тёплой кровью белое полотнище национального стяга…
     - Ах, милый друг, - с грустью заметил юный герой, - сегодня естественно всё, что неестественно, и верно всё, что ложно понято.
     - Но всё не так просто, как кажется. Есть у японцев ритуальное место для самоубийств в окрестностях Токио – лес Аокигахара…
     - А чем ритуальная ипостась отличается от культовой ахинеи? – перебил его Юнгер.
     Басилевс ответил ему иероглифическим возгласом, из которого стало понятно, что он этого не знает. Воскликнул – и продолжил:
     - Место это настолько популярно, настолько раскручено, что каждый японец считает своим долгом покончить счёты с жизнью именно в этом лесу. Обязанности по поиску, эвакуации и захоронению тел возложены на власти ближайших деревень. Бюджетные ассигнования выделяются для осуществления этой миссии. Специально отведённые помещения переполнены найденными, но невостребованными телами покойников. При входе в лес установлены многочисленные рекламные плакаты типа: "Позвони нам и мы найдём тебе достойного спутника для перемещения в мир иной", а местные жители с удовольствием продают верёвки и другие предметы для быстрого и качественного суицида.
     - И тебя не посетило искушение умереть в этом лесу?
     - Но я же не японец…
     Басилевс вздохнул и сказал в заключении:
     - Самоубийц у них столько, что мне становится понятной японская страсть к производству роботов – они должны заменить исчезающую нацию…
     Вот такой разговор произошёл у Юнгера с Басилевсом, когда тот вернулся из Страны Восходящего Солнца, минуя Страну Утренней Свежести. И теперь, вспомнив о Басилевсе, наш герой решил продолжить беседу на волнующую тему. Позвонил приятелю, и тот не преминул явиться на зов…

- "Аглинской" болезнью называли суицид ещё совсем недавно, - сказал Басилевс. – Настолько самоубийство было популярно на этом обитаемом острове.
     - А ты знаешь, - перехватил инициативу Юнгер, - что Англия одна из последних - в 1961 году - прекратила уголовное преследование за попытку суицида? Какая отсталая страна, скажешь ты, и, конечно же, ошибёшься! Если самоубийца выживал, его сажали в тюрьму, если нет - имущество покойного конфисковывали в пользу монарха. Ох, и наживалась королевская семейка! И ведь знала же, что неудавшиеся самоубийцы с маниакальной настойчивостью доводят начатое до победного конца!
     - Сукины дети, - сказал Басилевс, - ох и сукины…
     И ты хорош – нечего сказать: хочешь позволить сволочам заработать на себе. В отчаяние впадаешь. Ну, забила твоя команда на один мяч меньше соперников, так что же теперь яйца резать?
     - А яйца причём? – удивился Юнгер.
     - Вот я и говорю, что ни причём, по крайней мере, свои…
     - Рожать наследников престола – действительно рискованное занятие, - хитро, почти что дипломатически перевёл разговор на другую тему Юнгер. - Никогда не знаешь, кого родишь – Карла IX из династии Валуа, царя Ирода или римского императора Веспасиона…
     Пять раз пыталась покончить с собой принцесса Диана…
     И вот, когда она уже почти что отчаялась… -
     случилась эта ужасная автокатастрофа…
     И нацию занесло на повороте истории – она простила ей всё…
     - Да, - сказал Басилевс, - все как-то забыли, что наследный принц в ужасе бегал от неё по всему белому свету. И даже в Россию забегал - на крайний север нашей страны. Метался по берегу Ледовитого океана, кричал "Эврика! эврика!" и пыжился сдёрнуть фуфайку.
     "Я только теперь понял, - признался он впоследствии, - почему мамонты сбежались именно сюда и именно здесь вымерли – мамонтихи достали… И я хочу лечь рядом с ними…" И почти что плакал.
     "Не сцы, - похлопал его по плечу наш доблестный президент, - не сцы, мин херц, все мы когда-нибудь вымрем – яки мамонты…"
     Так что и в Букингемском дворце жизнь не сахар. Живёшь ты в своей двухкомнатной квартире – и будь счастлив…
     - Так она же не моя, - сказал Юнгер. – Она – съёмная. У меня всё съёмное – и квартира, и бабы…
     - Ну и радуйся! – воскликнул Басилевс. – У моего соседа протез вместо ноги – недавно поставили, тоже съёмный, так он всё равно рад до усеру! Барыню танцует. Гопак пробовал – чуть шею себе не свернул, майданутый. Вот и ты радуйся!
     - Постараюсь, - сказал Юнгер каким-то бесцветным голосом – полная безнадёга, а не голос…
    Они помолчали чуток, выпили по глотку русского тонизирующего напитка, после чего Басилевс заметил, что алкаши оченно склонны к суициду.
     - Вежливые люди, кстати: прощальные записки оставляют едва ли не половина запойных самоубийц. И ни один из них – приколись! - не написал прощальное письмо президенту РФ, ни, тем более, обвинительного послания!
     - Отрадно, - сказал Юнгер, - отрадно… Оно и понятно: зачем такому занятому человеку мешать?
     - В России за время его правления уровень самоубийств снизился вдвое, а в Москве этот показатель самый низкий в мире. Некогда москвичам заниматься подобными глупостями
     - В Штатах, - сказал Юнгер, - геи совершают попытки самоубийства в 7 раз чаще, чем натуралы. А уж в Америке для педиков созданы все условия: … <иероглиф> - не хочу! И никто не пишет об этом.
     - Да они пишут только то, что им выгодно! – воскликнул Басилевс. - Вот, например, утверждают, что после возведения Берлинской стены уровень самоубийств в восточном секторе увеличился в 25 раз. И никто не пишет о том, что после разрушения этой стены он увеличился в 100 раз - теперь уже в западном секторе.
     - А, знаешь, кто наименее всех склонен к суициду? Торгаши!
     - У-у, ворюги!..
     - А на первом месте по числу самоубийств находятся врачи-психиатры. Лекари… <иероглиф>.
     Потом Юнгер и Басилевс помянули известных людей, покончивших с собой по собственному желанию. Вспомнили Леонида Андреева, который, как известно, прожил интересную жизнь: несколько раз побывал в психиатрической больнице, четыре раза покушался на самоубийство - бросался под товарняк, дважды пытался перерезать себе горло и даже стрелялся из револьвера.
     - Диоген из Синопа по прозвищу "Пёс" прожил 90 лет и жил бы ещё, да надоело ему это бесполезное занятие. Замотал себе голову плащом (чужим, наверное) и задохнулся. Собаке собачья смерть.
     А другой собачник, Протей, покончил с собой, бросившись в олимпийский огонь.
     Философ Эмпедокл, дабы понять устройство вулкана, шагнул в кратер Этны.
     Экзотическая смерть – утопиться во фьорде. Ей почему-то подвержены исключительно скандинавские писатели. Странно… очень странно…
     И о других способах суицида говорили они.
     - Уход из жизни – это тебе не уход от жены, - сказал Басилевс, имевший опыт такого поступка. – Тут нужна фантазия.
     - Явное самоубийство – женитьба, - согласился с приятелем Юнгер. – Но является ли суицидом замужество?
     - Ей Богу не знаю, - ответил Басилевс. - Не пробовал.
     И они пришли к общему согласию, что в перечне ВОЗ не учтены многие любопытнейшие способы суицида.
     Не учтён множественный половой акт – как один из методов эвтаназии.
     "Запой - медленное и унизительное русское самоубийство", писал Вяземский. И ведь прав.
     И ещё способ: свить из американского флага петлю и повеситься. Вопрос: согласиться ли ВОЗ его зарегистрировать в качестве оригинального способа прощания с незалежными Штатами.
     - Проверить что ли? – пошутил Басилевс.
     Торжество индивидуализма – покончить с собой, взорвав АЭС в самом центре Евросоюза, в Германии, например, или во Франции.
     Ну, и, наконец, самый современный способ самоубийства: выйти в открытый космос – и не вернуться… Надо только правильно рассчитать космическую скорость.
     Очень романтическая смерть: летишь в безвоздушном пространстве… тишина… звёзды вокруг, крупные, как яблоки… одиозные…
     Летишь - и гадаешь, куда твои бренные останки занесёт…  в нашей галактике… не в нашей галактике…
     И многоточие…
     И бесконечность…
     Конечно, такой способ суицида дорог, но, если его поставить на поток, коммерческий успех гарантирован…
     И Юнгер, и Басилевс не сомневаются – за этим способом будущее. Зачем загаживать Землю нашими несносными останками?..

     А ВОЗ и ныне там…