Корюшка

Эдвард Вашгерд
КОРЮШКА – НЕ РЫБА!
Ода самой знаменитой рыбе.
Да, да! Это не рыба, а дар небес. Что могли о ней думать смертельно голодные и холодные люди в блокадном Ленинграде, когда немеряные косяки её заходили в Неву и спасали многие тысячи умирающих от голода и холода? У кого-то сил не хватало её ловить, но один только свежий, весенний, зовущий к жизни её огуречный запах спасал. Ловили и ели живьём, без соли и хлеба.
Я познакомился с этой рыбкой на Чаун – Чукотке по – случайности, сев на рейсовый автобус из города Певека до прииска Красноармейский. Пазик наш угадал в такую пургу, что волосы вставали дыбом.  Порывами ветра его шатало, как фанерный домик. Видимость была ниже ноля, это точно. Радиатор с вентилятором в салоне автобуса были скорее декорацией, нежели тепловым прибором. Пассажиры в салоне сидели в виде снежных баб и мужиков, покрытые слоем снега толщиной сантиметров в десять. На полпути встали колом. На дороге ни одной живой души – дураков нет. До Южного ещё километров пять и помощи ждать неоткуда. Водитель начал потихоньку экономить уже топливо, на всякий случай, и все двадцать человек сидели, нахохлившись, в темноте, сберегая остатки собственного тепла. Вокруг стеной стояла её величество пурга не пропуская ни звуков, ни света. Сплошной неистовый вой. Южак крепчал. Один рыбак, возвращавшийся с подлёдной рыбалки, раздал всем по рыбке. Без соли и хлеба она была чудом, пахнущим среди зимы свежим весенним огурчиком. Можно было жить дальше. Пришёл бульдозер. Жизнь налаживалась…
В Норильске о корюшке не знали до 1974 года, когда в порту Дудинки повредил винты ледокол. Поломка была серьёзной и под лёд спустили «трёхболтового» водолаза. Поделав свои дела, водолаз вышел на лёд и народ увидел его огромные глазищи в иллюминаторе скафандра. Скрутив стекло услышали его негодующий вопрос:
- В-в-ы  ч-ч-ё корюшку не ловите?! Там её столько!!!
С этих самых пор выезд на корюшку в Норильске стал аборигенным видом спорта. Электричками, машинами, автобусами с предприятий, на попутках, пешком, добирались фанаты на лёд Енисея – батюшки. Располагались кто – как. Кто-то по-спартански, а иные по-царски: диван из дому в палатке, чай, примус, радио и прочее. Отпуск специально берут, чтоб её, родимую, первую, живьём на льду заглотить, да отметить. Кое-кто так наотмечается, что нечего и жене показать, отмазаться. Бывает. Традиция. Приходится покупать десяток хвостиков. Не клюёт…
Пограничники нынче совсем уже обленились. Посадят на лунки солдатика с сотовым телефоном, а сами в балке тёплом сидят – о зимней рыбалке разговаривают, под водочку… Косяк караулят. Не спят. Граница на замке!
- Товарищ командир! – кричит срочник в мобилу, -У меня клюёт!!!
- Идём, идём… Лунки охраняй, - отвечает страж отечества.
В Дудинке и стар и млад спешит на реку, когда рыбка идёт. Легенды об уловах небывалых ходят годами. На удочку с тремя самодельными крючками можно наловить и мешок, и даже больше за один день. Ледокол идёт, гудит страшно, а мужики сидят на фарватере до последнего, азарт свой тешат! Корюшка подошла. Выскакивают прямо из под носа корабля. Капитан всё знает – сам рыбак, улыбается. До шестисот корюшек налавливали, за раз. Какой там, на хрен, ледокол. Но на Енисее рыбка измельчала нынче – до ста грамм и всё, пожалуй. На Хатанге граммов до трёхсот в заливе можно ещё поймать, а в Дудинке судоходство... и народу, что в Китае.
И, вот, наконец, рыбка дома, Весна пришла! На сковородку её, красавицу, паренку делать, с лучком, с перчиком, под картошечку, и рюмочку. Готовить её можно и без масла – чуть водички, луку, и рыбу. Двадцати минут вполне достаточно, готовьте ложки. Паренку едят ложками.  Рыбка сладка. Компашка весела. Рыбу, что покрупнее, на рубанинку отложить, - остальное на малосол. Солить больше полсуток ни к чему: посыпал солью крупной и в пакет, в холодильник. Достал – провесь! Готово. Можно есть. Если рыбы много, надо коптить, на любителя, к пиву, иначе сохранить трудно. Качество превыше всего. Вот и всё. Ждём следующей Весны, дожить бы.
Рыба на уже подходе, собирайтесь мужики…

01 марта 2016 года. Певый день Весны света. -4;С, Дует пятый день. город Норильск. 11 часов.