Основа политического айсберга

Белоусов Андрей Викторович
ОСНОВА
ПОЛИТИЧЕСКОГО АЙСБЕРГА

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
 (К Римлянам 13:1)

Вершина политического айсберга – это те реалии, которые мы видим: различные партии с их бесконечными убеждениями: демократические, социалистические, коммунистические, христианские, зеленые и др., рьяно отстаивающие свои идеи, доказывая свою правоту с целью завоевания электората и достижения власти. Нужно всего лишь погрузиться в пучину океана политических баталий, и все процессы, происходящие наверху, станут понятными, не смотря на их разнообразность. Любая организация состоит из людей, и если число ее сторонников сведется к нулю, то и сама организация канет в небытие. Всеми политическими реалиями, какими бы разнообразными они не были, руководят одни и те же принципы человеческой природы.

 Каждый этап в политическом развитии отражает определенный этап в развитии

143

социального общества.

 Для людей политические реалии более привлекательны, чем принципы, потому что они дают возможность человеческим эмоциям найти применение: надеяться на определенного кандидата, борющегося за нравящиеся им идеи, или же свалить вину, отыграться на конкретном обидчике за свои неудачи. Человек – эмоциональное существо, он всегда будет тяготеть к такого рода восприятию политики: обвинять одних и оправдывать других. Поэтому полное развитие политической системы сводится, как правило, к двум основным партиям, определяющим современное демократическое общество.

Когда мы вспоминаем о Риме, то чувствуем некое преклонение перед мощью империи; сильная армия, дисциплина, культура, литература, искусство стали образцом подражания для следующих поколений. Да, они многое переняли у греков, но разве слабый может держать в руках меч, которым искусно владеет сильный? Ему нужно в первую очередь окрепнуть и набраться сил: иначе такое тяжелое оружие будет для него обузой. Что же явилось основной причиной мощи процветающей империи? Ответ прост: республиканская (лат. rei publiсa – дело народа) форма правления с репрезентативным правительством была мозгом и сердцем великого Рима. Современная приблизительная версия такого правления имеет название «демократия». Такая политическая система демонстрирует значительное продвижение в контексте развития общества. К сожалению, демократию невозможно перенять, к ней можно только прийти. Сейчас мы отправимся в Древний Рим

144

 на две с половиной тысячи лет назад и проследим пути, по которым создавалась первая в мире республика:

    «Государство – это живой организм.

Основатель Рима, Ромул, был его первым царем, а после него цари находились у власти вплоть до 509 г. до н. э., когда из Рима был изгнан последний владыка. В настоящее время ученые относят изменение государственного устройства и начало республики к середине 5 в. до н. э. Административная власть была передана в руки двух консулов, они же осуществляли верховное командование в армии во время войны.

 В начале 5 века (в 495 г. до н. э.) усилился антагонизм между патрициями и плебеями, начались острые столкновения. Война разоряла плебеев, и они часто попадали в долговую зависимость от патрициев. Согласно долговому обязательству взятую взаймы сумму необходимо было вернуть в установленный срок, иначе должник попадал в рабство к кредитору и собственным трудом отрабатывал долг. Эта система вызывала ненависть к патрициям и всеобщее стремление освободиться от кредиторов. Патриции же в случае опасности для государства вселяли в души плебеев некоторые надежды на освобождение, но стоило только опасности миновать, все оставалось по-прежнему. Дело доходило до столкновений, угрожавших и патрициям, и вообще государству. После побед, одержанных римлянами над соседними италийскими племенами, настало время упорядочить внутренние дела. Однако, когда в сенате было провалено предложение о кассации долгов, плебеи решили удалиться из Рима, отказавшись принимать участие в войне.

145

Подстрекаемые неким Сицинием, плебеи ушли на Священную гору – она находилась за рекой Аниен в трех милях от города. Там, укрепив лагерь валом и рвом, они без всякого предводителя в течение нескольких дней пребывали в спокойствии, никем не потревоженные и сами не тревожащие никого.

В городе царил страх: плебеи, покинутые своими, боялись ярости сенаторов, сенаторы боялись оставшихся в городе плебеев, так как не знали, предпочтут ли они оставаться здесь или уйти. Поэтому было решено послать к плебеям оратора Менения Агриппу,  человека красноречивого и пользовавшегося расположением плебса.

 Говорят, что впущенный в лагерь, он, пользуясь известной старинной манерой красноречия, рассказал следующее:

«В то время, когда в человеке не все, как сейчас, было в едином согласии, но у отдельных членов тела было у каждого свое мнение и свой язык, все прочие части тела были возмущены тем, что их попечением, трудом и службой все приготовляется для желудка, а желудок, пребывая в спокойствии, ничего другого не делает, как только пользуется представленными ему удовольствиями. Поэтому они договорились, чтобы руки не подносили ко рту пищу, рот не принимал поданную пищу, а зубы пищу не жевали. Пока они пытались таким ожесточением покорить желудок, все тело и все члены дошли до крайнего истощения. Из-за этого стало очевидно, что желудок тоже не лениться и что он не более питается сам, чем питает других: ведь он отдает во все части тела равномерно распределенную по жилам кровь, благодаря которой мы

146

живем и полны сил».

Сравнив, таким образом, насколько внутренняя распря тела похожа на гнев плебеев против патрициев, он изменил образ мыслей у людей.

Затем начали вести переговоры о достижении согласия; согласились на условии, чтобы у плебеев были свои неприкосновенные должностные лица, которые оказывали бы помощь плебеям против консулов, и чтобы никому из патрициев не разрешалось занимать эту должность. Так были избраны два народных трибуна.
Тит Ливий. «От основания города» 2 (32, 2-12)

Волнения в Риме не прекращались, противники недавно избранных трибунов только и дожидались момента, когда можно будет «подавить народ и вновь обрести права, отнятые у патрициев, удалением плебеев и насилием». Больше других подстрекал патрициев Гней Марций Кориолан, так что даже опасались, как бы он не стал «новым палачом народа». Он довел дело до того, что его заочно приговорили к изгнанию. Тогда он отправился во владения вольсков и, возглавив войско пошел на Рим. Женщины города толпой пришли к лагерю Кориолана и ему сообщили, что явилась огромная толпа женщин, он сначала был непреклонен к женским слезам. Затем кто-то из друзей сказал ему: «Если меня не обманывает зрение, там находятся твоя мать, жена и дети». Рыдания и просьбы всех женщин наконец сломили Кориолана, и он отвел лагерь от города.

 Тит Ливий. «От основания города» 2 (39, 11-12; 40, 1-12)

147

В середине 5 в. до н. э. Риму продолжали угрожать значительные силы сабиян и эквов. Для спасения положения сенат решил назначить диктатора. Диктатор – должность экстраординарная, его назначали только в случае возникновения внешней или внутренней опасности для государства и не более, чем на шесть месяцев. Диктатор обладал неограниченной властью, отменить его решение не могло даже народное собрание.

Тит Ливий. «От основания города» 3 (26, 7-12; 29, 4-6)»
СХЕМА РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
 
У – условия развития
Х — время

1. Семья – социальный институт, давший начало.

148

политическому обществу; характеризуется выделением лидера (главы).

2. Племя – социальный институт, состоящий из одного или нескольких родов; характеризуется выделением лидера (вождя).

3. Автократия – содружество родов и племен; характеризуется выделением верховной особы, которая имеет всю политическую власть в одних руках (фараон, король, царь).

4. Олигархия – выделение влиятельных, богатых людей на фоне государства, разделяющих между собой власть и блага страны. В современном мире такая группа имеет единого представителя (президент и др.), отстаивающего их интересы на международной арене.

5. Республика – характеризуется выделением большого числа финансово-экономических и социальных групп  (профсоюзов, общин, организаций). Данная система власти имеет три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Важно уяснить различие между исконным понятием «демократия» и понятием «республика». Демократия – это примитивная форма правления (решение большинства), республика – это развитая форма правления (учитываются интересы большого числа развитых влиятельных социальных групп).
 
6. Демократия как современная форма правления – гармонизация различных форм правления в одной системе.

Семья является начальной стадией в развитии политического общества. До момента ее создания

149

люди жили группами, в которых человек имел столько прав, сколько ему позволяла его физическая сила. Создав семью, ее глава взял на себя ответственность защищать также свою спутницу жизни и совместных с нею детей.

Далее выделяется лидирующая фигура в племени, состоящего из семей для организации совместных действий, с целью увеличения их эффективности, например, военные действия для обороны своих владений или для захвата других территорий, более подходящих для существования. Жизненно важные решения в племени принимаются лидером, а в первоначальных более развитых общественных формированиях – подавляющим большинством общины (демократия в чистом виде). Например, правление народного собрания в Древних Афинах, сборы глав семейств в Средневековой Исландии, выборы гетмана в Запорожской Сечи… Демократия (в данном случае исконное значение) является слабо эффективной  формой политического правления, так как при принятии решений учитывается мнение только большинства, а желание меньшинства не принимается в учет и даже подавляется, что часто приводит к расколу.

Завоеванные племена попадали под влияние победителей, со временем адаптировались, став их полноценной частью – так и родилась автократия с центральной правящей фигурой (фараон, король, царь…). Государство продолжает вести свои агрессивные действия и при положительном их исходе расширяет свои владения, извлекая, таким образом, выгоду, пользуясь благами завоеванных земель. При низком уровне технологий рабы были необходимы

150

для облегчения жизни завоевателей.

Со временем большие и сильные государства появились по всему миру. Войны потихоньку стали угасать, наладились деловые отношения. Торговля и мирное сосуществование дали возможность для появления богатых людей, которые, приобретя влияние, начали расширять свои права, при этом притесняя полномочия верховного лидера – так родилось правительство. С развитием технологий влиятельные и богатые люди смогли расширить свой капитал до небывалых размеров, разделив государство на сферы своего влияния – такой политический порядок именуется «олигархия», он является неизбежным переходным периодом на пути к республике.
Олигархия и аристократия.

 Различие между аристократией и олигархией состоит в том, что первые получают титул, а вместе с ним часто богатство и власть по наследству. Олигархи не имеют закрепленного за ними титула, который гарантировал бы им высокий статус в обществе, свое высокое положение они достигают самостоятельно. Они стремятся попасть в правящий орган страны для того, чтобы иметь возможность защитить интересы своего бизнеса, а вместе с ним они косвенно защищают и интересы страны. Бизнес и политика в развитых капиталистических странах неразрывно связаны между собой. Это может происходить напрямую – олигархи сами выступают в роли депутатов, или косвенно, через народных избранников, которых они финансируют: они лоббируют их интересы. В современном мире политика и бизнес составляют единое гармоничное целое. Идеологические проявления

151

 в политике удовлетворяют только националистические чувства, к сожалению, они не могут накормить народ.

При увеличении благосостояния нации начинают зарождаться другие группы влияния: общины, организации, партии и т д., оказывающие, в свою очередь, давление на олигархов для расширения своих прав. Одной из вершин развития политического общества является республика. В такой форме правления представлены интересы большого числа влиятельных групп.

Данные группы влияния стремятся расширить свои интересы (коммерческие или идеологические). Они начинают конфликтовать с правящим режимом страны, что приводит к обострению напряжения между ними. И это неудивительно – ведь политика это борьба, и никто не хочет сдавать свои позиции. Со временем претензии, предъявляемые влиятельными группами, набирают достаточную интенсивность и переходят в открытые выступления.
 
Будучи подавлены властями, они могут перейти в крайние проявления (единичные акты насилия) если не имеют поддержки народных масс. Но если такая поддержка будет получена, то они могут начать революцию. Незаконное свержение правительства является шагом назад в контексте развития страны. Наноситься удар по накопившимся ценностям и сформировавшимся финансово-экономическим группам, расстраивая их благополучное развитие. Получается сдвиг сил в сторону менее развитых и адаптированных групп, которым придется идти по уже пройденному пути, но с мизерными возможностями.

152

 Восстановление прежнего жизненного уровня может занять несколько лет, при этом будут безвозвратно упущены прежние достижения.
 
При революционном ходе событий выгоду извлекает только верхушка, пришедшая к власти. Революция поражает политическую систему вирусом и стране потребуется приложить чрезмерные усилия для восстановления, приводящие к растратам и потере драгоценного времени.
 
После того, как идеологическая или финансовая группа приходит к власти, народ, который использовали для достижения их целей, остается практически с  «пустыми руками»: обманутым, разочарованным и злым. Ведь народные массы это раздробленная сила, и без организаторов, которые их использовали для достижения своих целей, не могут самостоятельно отстоять свои интересы. Все, чего они могут добиться – это получить право выбора правительства путем демократического голосования. Кандидаты будут представлены из числа революционных, захвативших власть групп, которые поделят между собой сферы влияния страны, а народ сделает так называемый «номинальный выбор».

Причем революция вспыхивает в основном при идеологическом раскладе и ничего, кроме бедствия, для простых людей и тех, кто попадет в немилость новой власти из бывших руководителей страны, не сулит. При таком раскладе разрывается экономическая стабильность, которая и была гарантом процветания простого человека. Появление, развитие и процветание идеологически направленного движения

153

может стать причиной революции, при условии поддержки его народными массами, не имеющими права свободного выбора правительства или хотя бы номинального.
 
Так называемый «плавный переход» без бунта или вернее его назвать вынужденный, происходит при развитии финансово-экономических формирований, общин, организаций, профсоюзов и др., которые имея деньги, силу и организованную массу людей могут оказать свое влияние на партии, например, поддерживая определенного кандидата, могут выторговать  себе какие-нибудь права. Группы, которые имеют деньги, финансируют партии; профсоюзы в свою очередь с помощью открытого протеста иногда добиваются частичного удовлетворения своих претензий. Если профсоюз проводит обширную акцию протеста, то бизнесмен не захочет терять миллионы и иногда идет на уступки. Как мы видим, революции возможны там, где у народа не существует даже «номинального» выбора, и где не сформировались и не утвердились легальные общественные группы влияния. Такое положение событий дает возможность для развития идеологии. А идеологию, если она единственная организованная противоборствующая правительству сила в стране, можно победить только более сильной идеологией.
 
Появление и последующее увеличение числа идеологически направленных групп в обществе показывает начало революционного процесса. Из их рядов вперед выходит сильнейшая, которая переходит в движение. Порог, когда правящая элита не может отказаться от своих прав и привилегий является критической

154

 точкой для начала борьбы.  Любые силовые подавления выступлений правящим режимом только придают уверенности борцам за свободу, которые, набрав инерцию, уже не остановятся на полпути. Революционно настроенные народные массы не всегда побеждают, со временем государство приобретает иммунитет против таких движений и расстраивает их планы методом уступок более влиятельным сподвижникам.
 
Каждое успешное движение начинается с того, что упор делается на авторитетное учение (у каждого свое), провозглашающее прекрасную жизнь самым несчастным, неудачникам, ничего в жизни не добившимся людям. Они надеются на перемену к лучшему и готовы пойти до конца, так как им нечего терять. Провозглашается лидер, который является рьяным последователем вышеуказанного признанного народом учения. Создатель такого учения для революционного движения является «громоотводом».

Возникают лозунги, которые в свою очередь есть недостижимыми максимами, например, «вся власть народу», «все поделить», «кто был ничем, тот станет всем». Естественно, эти призывы никогда не будут достигнуты, они являются лишь путеводной звездой, обладающей романтической привлекательностью. К тому же практические, приземленные лозунги здесь не срабатывают, они не имеют сказочного магнетизма.

Обязательно должен присутствовать противник, мешающий счастью нации, например, при коммунистическом движении – враг народа (богатые, буржуа и др.), при нацизме – национальные меньшинства.

155

 Без такого «козла отпущения» революция немыслима. Народ должен излить свой гнев на конкретном обидчике. И чем больше такое движение подавляется правящей верхушкой, тем больше зачинщики чувствуют свою правоту, так как получают оправдание своим действиям через противодействие утратившей доверие власти.

После изменения власти самые преданные люди занимают руководящие позиции, отбор ведется не по интеллектуальным способностям и профессионализму, а по мере преданности человека идее. Движение приобретает пирамидальную иерархию, где лидеры ячеек подчиняются лидерам подразделений, а те в свою очередь – главному лидеру. Внутри этой структуры создаются различного рода карательные подразделения для строгого внутреннего контроля. Данная структура наделяется большими привилегиями и властью, которая подавляет любую оппозиционность  и ликвидирует «ненужных» людей.
 
 Важным моментом является выбор символа. Можно бесконечно смотреть, как течет вода, горит огонь, и как человек работает. Все три примера заключают в себе один и тот же смысл – движение. Еще древние греки заметили динамичность всех природных процессов, они украшали свою одежду бегущими волнами. Когда смотришь на динамический символ, он производит некое гипнотическое ощущение, и чем дольше и чаще он мелькает перед глазами, тем больше он воздействует на сознание. Такие символы часто используют революционные движения.
 
Весомую роль играет также обряд посвящения. Человек дает  клятву, нарушив которую будет испытывать

156

 угрызения совести за содеянное предательство.
В жернова революционной борьбы бросаются все силы, людей никто не жалеет, а число жертв только увеличивает цену победы. «Борцы за правое дело» получают в награду знаки отличия – такая награда дает эмоциональное наслаждение, чувство превосходства над другими, честь и признание в обществе как героя, борца за счастье людей.

В современном мире революция, это не только дело выяснения внутренних разногласий, но и привлечение капитала супердержав с надеждой получить рынок сбыта для своей продукции, ведь после смены власти, стране с  разрушенной экономикой нужны будут товары первой необходимости. Взамен страна (друг в борьбе за правое дело) получит дешевое сырье, которое в момент экономической нестабильности станет еще дешевле, народ станет еще беднее, но зато будет иметь свободу «номинального» выбора. Революция на сегодняшний день является временным тормозом для развития страны, но, к сожалению, там, где пришло время перелома, она практически неизбежна.

Основные принципы революционного движения:

1. Идея избранности, уникальности простого народа.
2. Идейный авторитет, подтверждающий правоту движения.
3. Обещание благосостояния.
4. Динамичность символики.

157

5. Ориентация на массы.
6. Поиск идейного врага.
7. Выделение привилегированной группы контроля внутри движения.
8. Нетерпимость к другим идеологиям.
9. Возвышение личности лидера.
10. Присвоение статуса мученика, погибшим в борьбе за счастье народа, как доказательства правоты движения.

Развитие общества происходит только через конфликт. Недаром в народе говорят: «жизнь – это борьба», то есть конфликт интересов. Людям, имеющим противоположную точку зрения, напомним, что слова «вечный мир» написаны при входе на кладбище.
Мы склонны выделить четыре основных вида гражданского конфликта.

1. Гражданская война — самый деструктивный вид гражданского конфликта.

2. Бунт – внезапный выплеск накопившегося гнева народом против своих обидчиков.

3. Социально-экономический конфликт – борьба менее привилегированных социально-экономических групп с привилегированными и коррумпированными представителями правящего режима за расширение своих прав. Конфликт такого рода можно считать позитивным, потому что он предполагает развитие демократии. Ярким примером здесь служат протесты в Украине конца 2013г. – начала 2014г.

4. Идеологический конфликт – полное свержение правящего режима и изменение правительственного строя на основе идеологии. Например, Октябрьский

158

переворот 1917г. в России.

         Конечно же, каждый из выше представленных конфликтов может включать в себя, в большей или меньшей степени, элементы одного или другого вида конфликта. В данной главе под словом «революция» мы подразумеваем идеологический конфликт, который является антидемократическим и регрессивным для общества.

          Динамика развития гражданского общества может быть как выше сходной, так и ниже сходной. Октябрьский переворот в России 1917 г. отображает ниже сходную тенденцию в социологии. Уничтожение структуры классового общества превратило Россию в примитивное государство, напоминающее, в своем развитии, политическую структуру Древнего Египта: Фараон, имеющий неограниченную власть, и народ, находящийся в его подчинении. Подобный строй правления называется автократия: правление одного.

В данном случае возможно воплощение идеи Фридриха Ницше о сверхчеловеке, который бы сплотил под собой весь народ. Только раздробленные, бедные и неорганизованные народные массы хотят для себя сильного лидера. Та страна, где сформированы группы влияния не нуждается в сильном правителе. Сильный руководитель является знаком неразвитой демократии. Здесь срабатывает народная мудрость: «чем больше чего-то в одном месте, тем меньше остается в другом». Падение Римской республики было как раз следствием увеличения в Древнем Риме эмигрантов. Влияние плебса и армии пересилило влияние патрициев, что, впоследствии, привело к появлению в Риме императора и значительного послабления власти сената.
               
          Работы В. И. Ленина могут шокировать современного читателя. Вот, несколько цитат из его книги «Государство и революция» (1918 г.), которые продемонстрируют то, каким образом коммунисты пытались достичь благополучия пролетариата. Например, «Государство для пролетариата нужно только на некоторый период времени и только для того, чтобы оправдать насилие по отношению к буржуазии», «Государство должно исполнять функцию машины террора», «Контрреволюционный элемент и мелкая буржуазия должны быть уничтожены». Ленину так же принадлежат такие слова, как «Всех, кто выступает против Советской власти, расстреливать на месте без суда и следствия. Советская власть все простит». В данных наставлениях присутствует открытый

159

 призыв к массовому насилию и убийствам; полное подавление любого инакомыслия. Подобные призывы вы не найдете даже в сатанинской библии и книгах о графе Дракуле. Стремление Ленина создать абсолютную «социальную демократию» вылилось в создание абсолютного авторитаризма во главе с первым секретарем ЦККПСС.

          Ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин не осознавали того факта, что как раз классовость общества является основным показателем его развитости. Высший класс общества, обладающий большим капиталом, часто владеет компаниями с высокотехнологичным оборудованием, которые конкурируют на мировом рынке; средний класс, в свою очередь, насыщает внутренний рынок своими товарами, - а это рабочие места, зарплаты, пенсии, благополучие общества в лице так же и рабочего класса. Развитие среднего класса дает возможность интеллигенции реализовать свою научную и художественную деятельность. Ленинские лозунги: «Фабрики – рабочим!», «Земля – крестьянам!», «Власть – Советам» имели абсолютно противоположный результат на практике: рабочие и крестьяне лишились как фабрик, так и земли, так и власти…

          Карл Маркс построил свою экономическую теорию на идее существования некой «природной» цены на товар. В своей работе «Капитал» (том 1й) Маркс на протяжении почти ста страниц пытается доказать то, что при условии совпадения «природного» спроса на товар с его «природным» предложением, можно вывести «природную» цену на товар, которую следует зафиксировать, как постоянную для рынка. То ли Маркс не знал, что спрос и предложение постоянно меняются и что природные ресурсы истощаются,

160

 а предпочтения покупателей то же не постоянны, то ли он захотел просто оставить о себе память как создателя идеи коммунистического общества, нам остается только догадываться. Одно предельно ясно: цена на товар, который участвует в рыночном процессе, может быть только рыночной, то есть постоянно меняться, чтобы спрос и предложение совпадали между собой: таким образом, дефицит товара на рынке будет сведен к минимуму. Только варьирующая цена на товар может обеспечить эффективное функционирование экономики: сделать ее прибыльной.

          Теперь представьте себе, что четыре тома «Капитала» и все коммунистическое движение, революции и убийства миллионов людей были основаны на выдуманной идее, которой не существует в природе: в основе всего этого кровавого процесса лежит банальная борьба за власть.
 
          Сегодня от многих политиков можно услышать заявления о том, что олигархи – это зло для страны. Но именно появление высшего класса поставило нас на ступеньку выше первобытного коммунистического общества. Естественно, развитие среднего класса оказывает давление на олигархов и тот коррумпированный порядок, который поддерживает данный строй. Время олигархии со временем проходит. Средний класс может функционировать эффективно в условиях ясных и прозрачных правил и законов.

          В развитии любой страны наступает время, когда средний класс начинает оказывать давление на олигархов, что приводит к постепенной демократизации власти.

          Ленин не смог себя реализовать как политический пророк:

161

 его политические идеи о создании идеального коммунистического общества на практике произвели обратный эффект; не реализовал он себе и как экономист: средства производства, вместо пролетариата, были монополизированы правящей верхушкой Коммунистической партии. Единственное, в чем он себя реализовал, так это в уничтожении миллионов невинных людей. Если данные действия можно считать гениальными (Боже, упаси!), то Ленин должен навсегда ассоциироваться с именем «Гений террора».

         Современная максимально развитая политическая система впитала в себя составляющие различных форм правления. Таким образом, можно выделить основные составляющие современной демократии:

1. Составляющая Республики. (Например, свободный выбор кандидата из числа представленных политических партий на выборах, независимая судебная система и т. д.).

2. Составляющая Демократии. (Например, референдум – это чисто демократическая процедура).

3.   Составляющая Диктатуры. (Например, пост президента страны. Диктатор в республиканском Риме избирался сенатом на полгода или до прекращения беспорядков).

          Мы склонны считать, что политическая система Соединенных Штатов Америки является максимально развитой. Швеция, Финляндия и Норвегия имеют максимально развитую социальную систему. Германия и Япония, в свою очередь, имеют максимально развитую технологическую составляющую.

          Современная демократия дает возможность различным политическим, экономическим и социальным

162

 процессам гармонизовать в одну систему посредством законов и правосудия, которую современное общество называет демократией.

          Какая ситуация на сегодняшний день сложилась в Украине? Украина молодая страна с еще неразвитым политическим обществом: мы имеем в виду то, что в правительстве представлены, в основном, интересы крупного капитала, а мелкий и средний бизнес еще не могут отстоять свои интересы в полной мере. Профсоюзы на предприятиях рассредоточены и дезориентированы. Народ разобщен и индифферентен, но все же это сила, которая может дать непредвиденный выплеск своего недовольства. Средний класс не создан. Все потуги сформировать гражданское общество, как его интеллектуальный гарант, на сегодняшний день оказались безуспешными.

Не обращая внимания на вышеперечисленные недостатки в развитии политического общества, в экономическом плане такой расклад на данном этапе развития страны является оптимально выгодным. Олигархи, чувствуя свою защищенность, вкладывают деньги в местную экономику, не выводя их в зарубежные банки.

Почему же мы с таким пренебрежением относимся к богатым людям? Они владеют заводами, компаниями, фирмами, которые при своем развитии создают людям рабочие места. Они платят налоги государству, дающему заработную плату бюджетным служащим. Да, не все в нашей стране идеально — большой уровень коррупции. Не стоить забывать, что по похожему пути прошли в свое время и другие, на сегодня уже развитые государства. Компании имеют

163

тенденции к росту, расширению своих возможностей и желаний их реализовать. На своем пути они сталкиваются, конфликтуют и в конечном итоге приходят к общим правилам. Таким образом, шаг за шагом создается благоприятный экономический климат. В природе скачков не бывает, все имеет свою последовательность, скорость и условия для развития. Давайте возьмем и выгоним всех олигархов за границу! Пусть их деньги работают на экономики других стран, пусть их граждане имеют работу, социальную защищенность и блага цивилизации, а мы и так проживем! Думается, не будет лишним здесь упомянуть народную мудрость: «деньги делают деньги».

Народные массы считают, что выбрав «правильного» президента, обещающего им «золотые горы», они изменят ситуацию к лучшему. Многие верят таким обещаниям и совершают ошибку, отдавая свои голоса, во время выборов, слишком амбициозным политикам. Единственно правильный президент - это представитель финансово-экономических групп, который защищает их права, создает  рабочие места, дает достойные зарплаты, что ведет к благополучию общества. Такая схема действует во всем цивилизованном мире.
 
Возникает вопрос: можно ли что-то сделать в короткие сроки, со стороны олигархов, для улучшения жизненного уровня в стране. Если открыть государственные банки, поддерживающие отечественные предприятия, создав спрос на украинскую продукцию через дешевое кредитование, то увеличатся также объемы производства. При этом пополнится государственный бюджет, вырастет число рабочих мест,

164

увеличатся зарплаты. При таком раскладе выгоду получат как бизнесмены, так и рабочие, и служащие. Другими словами начнется развитие внутреннего рынка. Здесь нужно принять во внимание удар по зарубежному капиталу: будут задеты интересы людей, занимающихся импортом, реализацией и услугами импортируемой продукции. В такой ситуации произойдет столкновение интересов, и опять победит сильнейший.

Во избежание радикальных настроений и создания атмосферы для стабильного развития страны, необходимо поднять национально-патриотический дух народа. Это происходит и в других странах – это будет и в Украине. Государство, своей политикой, должно обезопасить людей от идеологических потрясений. Такое средство у нас в арсенале имеется: богатая история, литература, самобытная культура.

Человек тяготеет к великим идеям, которые позволяют гордиться своей  Отчизной. Украинское казачество, как центральный штрих в нашей истории, из-за своей противоречивости, не может принести желаемого результата. Неоднозначность взглядов на политику Богдана Хмельницкого делают попытки, подобного рода, бесперспективными. Такая идея никогда не сможет прижиться в умах украинского народа, она не имеет логичности в нашем национальном контексте. Скорее всего, акцент в истории должен сместиться в сторону величия Киевской Руси. Ни в коем случае нельзя умалять другие периоды нашего исторического развития, но настойчиво твердить о великом Киеве, который стал оплотом для нашего дальнейшего становления как нации. Общаясь с людьми,

165

 обязательно нужно  говорить о нашем богатом историческом  прошлом, великих князьях, народных героях, великой украинской культуре, великолепной архитектуре, высокой литературе. Подрастающее поколение всегда внимательно к такой  информации, оно пока не отчуждено от своего прошлого. Это вызывает неподдельный интерес у них. Молодежь самый уязвимый слой населения в жесткие переходные периоды. Именно на них нужно делать ставку.  Нельзя медлить, чтобы потом не пришлось вновь говорить об очередном «потерянном» поколении.
 
Как показала история, чисто демократическая форма правления (народное собрание), такая как была в Древней Греции, себя не оправдала. В Афинах, например, рабы и женщины не имели никаких политических прав. Более развитой оказалась римская республиканская форма правления, которая учитывает интересы большого числа влиятельных групп. Современная демократия, как правило, имеет двухпартийную систему. Постоянное чередование правящих партий снимает напряжение у народа, так как избиратели могут поменять власть и снять накопившееся недовольство.

Стране, не готовой к демократии, невозможно навязать демократические процессы, так как они будут нивелированы коррупцией. Форма правления является кульминацией политического развития страны. Многие рассматривают политический процесс как статику; они думают, что стоит только захотеть, и все люди будут жить в счастливой демократической стране; они считают, что можно сделать «правильный выбор», законсервировать развитие

166

 общества в определенной, по их мнению, лучшей позиции и отдать все в руки «правильным политикам». Еще раз повторимся: как и человеческая природа, так и политика – это динамика, постоянная борьба, отстаивание своих интересов. Каждая страна имеет ту политическую систему, которая отвечает уровню политического развития социума. Демократия не падает с нема: за свои права нужно бороться. В завершение мы употребим народную мудрость: «всему свое место и время». Украине, как и впоследствии России, предстоит пройти через демократические перемены, но не гладким путем, а только через конфликт, который является основой развития гражданского общества.

         Укоренившаяся группа - и даже целый народ – начинает развиваться, вырабатывая определенный порядок, который пытается сохранить, так как от данного порядка зависит благополучие, влияние и власть элит данного общества. У любой укоренившейся социальной группы есть период развития, процветания и вырождения. Социология не терпит формул и констант, в которые пытаются заключить ее многие социологи. Человечество динамично в своем развитии: время рождает новые идеи и технологии, которые способствуют появлению новых групп влияния, входящих в конфронтацию с укоренившимися старыми группами и в конце концов заменяющими их.

Придет время в далеком будущем, когда неравенство между богатыми и бедными, сильными и слабыми сведется к минимуму, и человечество, как муравьи, откажется от индивидуальных свобод в пользу свободы общества. Хотя абсолютное равенство навсегда останется лишь идеей, так как по сути своей

167

не может быть достигнуто, и будет обречено на роль недостижимой идеи, задающей тон развитию человечества.               

168