Электроинспектор

Белоусов Андрей Викторович
ЭЛЕКТРОИНСПЕКТОР

         - Кардан, я никак не могу понять, почему тебе люди верят? Даже когда ты их без конца обманываешь и в буквальном смысле слова сказки рассказываешь, они продолжают «вестись» на твои выдумки? - поинтересовался Серый с выражением недоумения на лице. – Если бы тебя допустили в правительство, ты бы всю страну растранжирил. И как хорошо все-таки, что ты живешь в «богом забытом селе» и у тебя нет больших возможностей. С такой ловкостью ты обводишь людей вокруг пальца, что сам Остап Бендер позавидовал бы твоему мастерству.

Поверь мне, Серый, есть начальники куда более проворнее меня. За свою жизнь я многому у них такому-сякому научился. Туз, он и в Африке туз!
- Крутиться нужно, а все остальное приложится, - Кардан придал своим словам пророческий оттенок. – Вот, например, ты сидишь сейчас и плачешься и ничего не делаешь, чтобы улучшить свое самочувствие, а машина, между прочим, едет только тогда, когда кардан крутится. На этот раз ты возьмешь на себя лидирующую роль в нашей следующей махинации. Мы пойдем проверять исправность электросчетчиков. Тебя из бабушек, мало кто знает в лицо; ты человек приезжий,

44

 а я давно уже здесь примелькался. Они пошли к Серому домой для подбора предметов одежды, чтобы создать ему форменный вид инспектора, проверяющего электричество.

Кардан погрузил ему на уши норковую шапку для солидности, демисезонный плащ придал интеллигентный рабочий вид. Он отступил шаг назад, посмотрел на Серого оценивающим взглядом и заключил: «Чего-то еще не хватает». Кардан открыл шкатулку стола, внимательно изучил ее содержание, пытаясь найти еще что-нибудь для полной внушительности делового вида. В глазах у него рябило: столько там было всякой всячины: нитки, иголки, пуговицы, ножницы, ложки, вилки, ножи, открывалки, отвертка, плоскогубцы – целый арсенал необходимых мелочей для дома. Наконец он произнес: «Да, это то, что нам нужно!» - и вытащил из шкатулки старые очки в грубой пластмассовой оправе. Аккуратно и тщательно очистив их от «вековой» пыли, он прибавил груза отягощенным шапкой ушам Серого, придав им конспиративный вид. «Слушай, Серый, не знал бы я твоей натуры, сам бы тебя испугался», - Кардан поддержал его комплиментом.

         Из старого канцелярского журнала они вырезали бумажки, которые собирались использовать как штрафные квитанции. Когда нагрянет проверяющий, люди с перепуга даже не смотрят, что им дают; еще с советских времен они привыкли к профилактическим наказаниям.
   
         Шел последний месяц осени. На улице рано потемнело и стали видны зажженные окна домов. Яркий свет, сверкающий из окна дома одинокой бабушки, манил их к себе. Калитка была заперта. Они

45

перебрались через деревянный забор и подошли к дому. Кардан постучал в окно барабанным стуком.- Хозяйка, открывайте, - крикнул Серый и чуть сам себя не испугался. – Свет проверяем, повторил он авторитетно и еще раз постучал в окно. Кардан подался в сторонку, дабы оставаться незамеченным, а Серый ступил на уже освещенное крыльцо и бесцеремонно вломился в открывающуюся дверь, оттолкнув бабушку в сторону.
- Почему так долго дверь открывали? Вы, что электричество воруете?
Бабушка не знала куда деваться с перепугу. Она начала объяснять:
- Пока вас услышала, добежала до двери, открыла замок – вот и замешкалась немного.
Но «проверяющий» не желал слышать ее объяснений.
- Где у вас электросчетчик? – грозно спросил он.
Бабушка повела его в дом и показала на черную коробку. Серый сделал вид, что внимательно его рассматривает, выговорил несколько цифр и присев, взялся за голову.
- Да тут, бабушка, тюрьмой пахнет, - выкатив глаза, пораженный серьезностью нарушения, прошептал он.
- А что же будет? Да я его совсем не трогала. Он, наверное, поломался, - полились, как летний ливень, бабушкины мольбы.
- Ладно. На первый раз выписываю вам штраф 5 гривен (столько стоила в те времена бутылка водки). Он написал ручкой соответствующие цифры на листе канцелярской бумаги и добавил, - и 5 гривен за ремонт счетчика. Он у вас слишком быстро мотает. Дайте мне отвертку или нож. Серый демонстративно, с видом

46

эксперта, начал «ковыряться» в измерительном приборе. Вставил кончик ножа в одну щель, затем в другую, натужился, поохал, постучал по нему слева, затем справа, пару раз прихлопнул рукой сверху, затем обратно вставил нож в щель и поднатужился еще немного. Обратил на бабушку перекошенное от усилий лицо, посмотрел на циферблат. – Все, крутит как новенький. Давайте 10 гривен.

Бабушка готова была расстаться и с большей суммой, но ребята знали, когда нужно остановиться. Кардан не раз повторял Серому: «Лучше понемногу - но каждый день, чем много – но один раз». Забрав деньги, Серый попрощался с бабушкой.
- Смотрите, - на прощание пригрозил он, - чтобы счетчик больше быстро не крутил, а то обратно оштрафуем. Серый прямиком направился на освещенную улицу. За спиной слышались бабушкины оправдания и слова благодарности.

          Калитка была открыта, и Кардан с нетерпением ожидал своего ученика. «Я же говорил - крутиться надо, а все остальное приложится», - он еще раз повторил свой незыблемый лозунг и похлопал Серого рукой по плечу. «Ты принят в мою команду равноценным партнером», - он похвалил своего опытного ученика за проявленную ловкость.
 
47