ОдинАчество

Александр Чашев
  Из сборника "Читая страницы минувших веков"

В  номере 12 журнала "Известия общества изучения Русского Севера" за 1911 год опубликована статья М.Островской "О древне-русском одиначестве". Одиначество -  отстаивание общими силами (мiром) каких-либо интересов. 

   Автор приводит выдержки из некоторых договоров XVI-XVII веков. В их числе находящийся в Сборнике копий Архангельского монастыря список купчей 1510 года (л.275), на обороте которой написано: «А стояти нам за ту землю содного всем четырём Ивану и Якову и Онтипу и Савостьяну». В соответствии с указанным документом складники обязуются друг перед другом защищать сообща права на приобретённый участок земли, составленный из четырёх долей. 

   В данном Сборнике приведена и запись (листы 274-275) за 1554 год, подтверждающая общее владение трёх крестьян и монастыря на рыболовную тоню, в том числе и условие одиначества: «А хто у нас почнёт сильничать и с тони зживать, и на стояти за один человек».

     В актах Сийского монастыря (№ 136 свитков, № 181 «описи Антониево-Сийского монастыря, кн.I) встречается запись за 1611 год, подтверждающая права владения двух складников на мельницу и требование одиначества: «или хто учнёт у нас ту мельницу отьимати, ино нам стояти свопча содиного».

   Таким образом, одиначество подкреплялось особыми записями, когда имелись опасения потерять свои владения. В рукописной одиначной складников деревни Льняниковской (1599 год) эти опасения выражены с предельной простотой: «И слых до нас доходит – сказывают, на ту нашу вопчую землю привезли грамоту Живоначальные Троицы з Гледена (монастырь – прим. автора)  старцы… и против старцов стояти всем в ответе вместе, друг друга от тех старцов в убытках не выдати».

    В многочисленных письменных документах встречается  непременное условие отстаивания общих интересов простыми людьми Поморья.

     Почему именно здесь?

   Исследователь, этнограф Русского Севера Пётр Саввич Ефименко, оказавшийся в Архангельской губернии «благодаря» ссылке, дал следующий ответ: «Характер и нравы местного крестьянства поражают своею оригинальностью. Долговременное пользование самоуправлением во время владычества Новгорода, занятие опасными морскими промыслами, частые торговые сношения с иностранцами, частое посещение Петербурга и других мест произвели в здешнем народе необыкновенную для крестьянского сословия развитость, ясное понимание своих выгод, предприимчивость и охоту перенимать всё полезное, неустрашимость и отвагу, доходящие до презрения жизни».  И, кроме того, «благодаря относительной развитости крестьянства и влиянию раскола грамотность здесь значительно привилась». («Народные юридические обычаи крестьян Архангельской губернии»,1864 г.)

  Главной причины, по которой на Севере не было задавлено «народное начало», выражавшееся и в относительно свободном местном самоуправлении, было  отсутствие крепостного права на здешних землях.

   В Поморье сложился  характер Михаила Ломоносова.  Довелось ему юношей испытать тяготы и опасности морских промыслов. Высшим воплощением идеи народного одиначества является, возможно, известный и будущему первому русскому академику «Старинный Морской устав новоземельских промышленников», передававшийся веками изустно. Лишь   в XVIII веке мезенские поморы записали его на бумагу.

   Академик Н.Я.Озерецковский, опубликовавший  Устав в 1846 году в двух номерах газеты «Архангельские губернские ведомости», препроводил его словами: «Многие на море приключаются им (поморам) несчастья, которые заставили их сделать между собою некоторые установления, для общей их пользы служащие. Сии установления не хранятся на письме, а только каждому промышленнику известны».

  Опубликованный Озерецковским список Устава состоит из 29 пунктов, в которых подробно рассматриваются возможные морские происшествия и беды, правила их преодоления, требования взаимной помощи и поддержки, основанные на справедливости и совести. В заключительном пункте содержится главная сущность поморского одиначества: «ибо ходящему по морю без страха и взаимной помощи, пробыть не можно. Для того все в дружном спомоществовании быть должны, а если кто по оным пунктам исполнять не будет, надеясь на свое нахальство или хозяйское могутство, тому да воздаст праведный Бог морским наказанием».

  В иные времена живём, от одиначеств в одиночества топаем. Даст Бог, и в обратный путь когда-нибудь отправимся.

***
Продолжение:   http://www.proza.ru/2016/03/04/2122