Акрофобия

Александр Курцер
                АКРОФОБИЯ

                "Акрофобия-боязнь высоты." Википедия.
                "Вспомните, как много есть людей               
                хороших"-из к/ф "Карнавальная ночь"      

               
                Ленинград.               
   
                Боязнь высоты я ощутил чуть ли не с того момента, как начал себя помнить.  Хотя,если быть более точным, несколько позже. Я, как и многие дети, перенесшие блокаду Ленинграда, начал помнить себя с 4-х лет, а боязнь высоты обнаружилась в 6 лет. Я не намерен утомлять вас подробностями этой фобии, мой рассказ о прекрасных людях, проявивших свои лучшие качества, помогая мне преодолевать недуг. Во время блокады мы с мамой жили в коммунальной квартире. Соседка,пожилая женщина,Вера Павловна Шатрова, вдова профессора физики Петербургского Университета,относилась ко мне с большой теплотой,как к собственному внуку, несмотря на то, что у неё были две внучки, одна моих лет-Лена, а другая, Инна, на 12 лет старше. Когда девочки приходили к  бабушке, младшая, Леночка,мечтавшая стать балериной, просила меня поднять ее. Она была маленькая и тоненькая настолько, что я в свои 6 лет выполнял задачу. После этого она спрашивала, не слишком ли я сильный?  Ну какой мальчик, даже в 6 лет признается девочке,что он не сильный? Забегая вперед, рассказываю,что Леночка осуществила свою мечту и стала примой-балериной Новосибирского театра.               
          Вера Павловна частенько приглашала меня в свою комнату, усаживала за маленький столик, доставала резную шкатулку, в крышку которой было вмонтировано большое увеличительное стекло, а в самой шкатулке были открытки с видами Парижа, Лондона и Брюсселя. Пока я разглядывал открытки через стекло, Вера Павловна читала мне сказки Пушкина, стихи детских поэтов. Несколькими годами позднее, когда я уже учился в школе и умел читать ,она дарила мне книги,из которых я выделил "Занимательную физику" Я. Перельмана. Еще одна книга "Листы каменной книги" запомнилась не своим содержанием,а тем, что дарственную надпись выполнила старшая внучка Веры Павловны-Инна. Сказать,что это была каллиграфическая надпись- ничего не сказать! Это были высочайшего класса прописи!               
     Но вернемся к "акрофобии". По окончании ВОВ,в результате сложного обмена комнат, Вера Павловна получила комнату в новом доме на Московском Проспекте, а нашей семье(папа вернулся из армии) досталась бывшая комната Веры Павловны. Таким образом в нашем владении оказались две комнаты в трехкомнатной коммунальной квартире. Вскоре мы поехали навестить Веру Павловну. Мы оказались в большой светлой комнате с балконом. Я вышел на балкон и тут же на меня напал первый в моей жизни приступ акрофобии. Дело в том, что никогда и нигде я не видел балкона такой конструкции.Железные прутья,поддерживающие перила балкона были вмонтированы не прямо в пол балкона, а отстояли от края пола на 15 см., загибались под  прямым углом и "втыкались" в торец балконной плиты. Таким образом появлялась возможность "просунуть" ногу за пределы балконной плиты. Учитывая, что стопа шестилетнего мальчика меньше стопы взрослого человека, ужас усиливался. Я не мог говорить, вцепился в перила, родители не могли меня оторвать. Вера Павловна  подошла, накрыла мне голову шарфом, натянула шарф мне на глаза. Сказала мне что-то ласковое. Лишенный возможности видеть гипнотизирущий зазор между прутьями и балконной плитой, я успокоился и позволил увести себя с балкона. Заканчивая рассказ об этой замечательной женщине, расскажу,что я никак не мог представить себе со своим подростковым"совковым"мировоззрением, как это ее покойный муж,будучи профессором физики, верил в Бога!         

                Тбилиси.

       
           Много лет спустя,будучи молодым инженером, я был командирован по
делам службы в г. Тбилиси, где встретился с молодым человеком Виктором,   дальним родственником моей жены.  Виктор оказался развитым, эрудированным парнем. Он пригласил присоединиться к нам своего приятеля,Михаила,не менее сведующего в достопримечательностях Тбилиси. Они провели для меня профессиональную  экскурсию, рассказали о грузинских традициях, о демографии города и многое другое.Голова моя оказалась перегруженной интереснейшими сведениями о грузинской культуре,истории,архитектуре и т. п. Не стану утомлять вас подробностями,известными из соответствующей литературы, расскажу коротко о тех, что меня удивили и потому запомнились. Например,что хинкали(грузинские крупные пельмени) едят удерживая пальцами за мучной выступ ("ножку"). Съесть "ножку" считалось дурным тоном. На проспекте Руставели продавал газированную воду старик,считавшийся живой достопримечательнстью Тбилиси. Подавая бокал воды,он выделывал такие "па",что это выглядело клоунадой. На просьбу налить воду без сиропа он уточнял:"Вам без лимонного или без вишневого?".  Двадцать процентов населения Тбилиси составляли не грузины.Виктор с Михаилом забавлялись, называя мне национальность каждого встречного: "Это армянин,это тат,это еврей-ашкеназ а это-курд! Курды очень гордились тем,что один из них дослужился до звания майора милиции. Экскурсия завершалась прогулкой по центральному   городскому парку.Поднимаясь в гору по крутой тропинке, я забылся и не учел, что придется и спускаться! Вот тут то и настигла меня акрофобия! Мы уже порядком устали, и я не мог согласиться с их предложением пройти по аллеям, где путь в пять раз дальше.Положение было не из приятных. Выход нашел Михаил.Он предложил завязать мне глаза, Виктор пойдет первым, а я положу руку ему на плечо,а Михаил соорудил из наших поясов что-то вроде ходунков,на случай,если я споткнусь и увлеку всех троих скатиться по крутому склону.Надо признать, что вероятность этого была невелика, так как Михаил шел третьим, он был рослым и сильным парнем. Мы благополучно спустились с горы, "ходунки"не понадобились. 
                Гори               
                Следующая история связана с командировкой в городок "Горис". Я частенько сталкивался с тем, что многие с представляют, будто бы я побывал на "малой родине" Сталина.  Он родился в "Гори", в Грузии, а я рассказываю об армянском городке "Горис".Прилетев из Ленинграда в Ереван, я сел в вагон поезда, который должен был прибыть на полустанок,где где нужно было пересесть на автобус,  направлявшийся в "Горис". В вагоне поезда соседом оказался молоденький паренек,на мою удачу житель "Гориса". Он сказал, что этот поезд никогда не успевает к автобусу и добираться придется самосвалами, шофера охотно берут пассажиров и не требуют платы. Поезд тронулся,но в течение часа никак не мог обогнать мальчика, едущего на ослике и периодически слезающего с ослика.         Паренек оказался прав, на атобус мы опоздали, но вскоре сели в кабину самосвала и понеслись с бешеной скоростью. Горные дороги пролегают по краю пропасти, я ,конечно же сел между водителем и моим попутчиком. По дороге попадались встречные грузовики,из-под их колес валил при торможении густой белый дым. Я спросил у шофера, что и мы также дымим? Он предложил мне посмотреть в окно пассажира. Дождавшись, когда это окно будет обращено к стене, а не к пропасти, я выглянул! Меня поразил не дым, а пламя, предшествующее дыму.Я спросил у шофера, платят ли им надбавку за такую опасную дорогу, он ответил, что никакх добавок не платят, а потом усмехнулся: "а зимой, когда лед, да еще в темноте?"               
       "Горис"оказался расположенным в долине сказочной красоты. Кругом цвели деревья,воздух был напоен тончайшим ароматом. Я поспешил на завод,куда был командирован,чтобы успеть получить направление в гостиницу. Мой новый знакомый предложил мне вечером познакомитья с городом, на что я охотно согласился. На место встречи он пришел со своим приятелем,таким же молодым и приятным. Они водили меня по узким чистым улочкам, маленькие домики утопали в зелени садов. Вскоре мы вышли из города и оказались на дороге,поднимающейся в гору. Мои провожатые сказали,что если подняться пол-часа по тропинке,откроется красивый вид на город. Мы поднялись,вид был потрясающий! Но надо было спускаться и тут я понял, что "наступил на те же грабли", что и в Тбилиси.  Мои проводники, узнав о проблеме,решили ее очень легко- они предложили пройти обратный путь через сакли! В маленьком городке все друга знают,а то и находятся в родственных отношениях. Мы прошли 7-8 домов,ни один хозяин не отказал в просьбе, а некоторые даже угощали вином,заверяя,что это поможет! Это,к сожалению, не помогло! Около некоторых домов паслись очень симпатичные телята, большеглазые,пушистые, с темносерым мехом. Хотелось их погладить,но они не давались. Я спросил у ребят, почему мы видим только телят, а где взрослые коровы? Они расхохотались:" Это взрослые животные, просто такая порода. Они не требуют содержания в хлеву,не мерзнут зимой,благодаря густому меху,дают немного молока,но высокой жирности". Возвращался в Ереван я, конечно же,автобусом и сидел на самом дальнем от окон месте.               
               



                Дагестан.   

 
     Следующий рассказ о турпоездке в Дагестан, состоявшейся в1985г., в самый разгар борьбы М.С. Горбачева с пьянством.Жители Дагестана,по традиции заготовлявшие каждую осень по 500-600 литров вина на семью,и не собирались вырубать виноградники,но бутылка сидра(5 градусов алкоголя,слабее,чем некоторые сорта пива),принесенная к обеду одной из женщин нашей тургруппы,вызвала скандал чуть не сорвавший всю поездку. Но обо всем по-порядку.Нельзя не отметить, что подобралась исключительно удачная группа порядочных и смелых людей,умеющих постоять за свои права. Дружный отпор ретивым "ревнителям трезвости" позволил состояться прекрасной турпоездке.Турбаза располагалась в Махачкале, от нее шли туры в Дербент, Гуниб и пр. Я был с сыном 18-ти лет. Мы с ним присоединились к частной экскурсии в Кубачи.Это было незабываемо!
   Фабрика ювелирных изделий, расположенная на заоблачной высоте, производила изделия высочайшего качества, известные коллекционерам европейских стран. У меня сохранилось фото,где я держу в руках золотую вазочку стоимостью 25тыс. долларов! Еще удивила экзотика,неискоренимый ислам- на фабрике мужчины и  женщины обедают в разных залах! На обратном пути наш экскурсовод показал два опустевших селения- в них не так давно жили горские евреи, "промышлявшие" переводами.Дело в том, что в Дагестане чуть ли не в каждом селе свой язык. (в Махачкале в 30-ти школах преподавали на 20-ти языках!) Жители окрестных сел съезжались на базар,где евреи помогали им продавать и покупать. Однажды два еврейских семейных семейных клана поднялись и выбыли из Дагестана в неизвестном направлении. В Кубачах я купил жене перстень(он сохранился до сих пор) и окованный рог,который висит на стене нашей квартиры .      
      В программу тура входил пешеходный переход к плато "Гуниб".Мы должны были преодолеть довольно отлогий подъем по неширокой тропе,подняться на луга Гуниба, затем спуститься в долину, устроить пикник с шашлыками и кебабами,а затем выйти на условленное место, куда должен был подан автобус. Услыхав о подъемах и спусках, я начал было отказываться от участия в походе,опасаясь,что стану обузой для всех, но руководитель группы заверил, что маршрут легкий, что он не раз водил туда куда более пожилых людей. Я не очень-то был склонен доверять ему,но меня склонила к согласию поддержка мужчин нашей группы, которые пообещали,что справятся с моей боязнью высоты. Один из них высокий и плотный учитель физкультуры, а второй-альпинист(правда в достаточно отдаленном прошлом). Итак мы выступили в поход!  Дорога была пробита по склону горы, слева-стена, справа не то,что бы пропасть, но крутой спуск,вызывающий у меня  головокружение. Альпинист заметил это и усмехнулся: "не ты первый, справимся!" Он велел физкультурнику идти справа от меня на пол-шага впереди, со своим огромным рюкзаком. Таким образом обзор справа был для меня почти полностью закрыт, да я и не стремился выглядывать. На душе стало веселее и мы бодро прибавили в скорости! Правда, через некоторое время темп снова замедлился. Проницательный альпинист  подскочил к нам:"Что-то не так?" Пришлось признаться, что у меня приступ акрофобии  вызывает то, что мой сын забывается и идет по краю пропасти почти сразу после просьбы не делать этого! Он,слава Богу, не страдает боязнью высоты. Альпинист хмыкнул:"И с этим справимся!" Что уж он сказал моему сыну я до сих пор не знаю,но по краю сын больше не ходил.Закончив подъем, мы оказались на лугах Гуниба, словно попали в рай!Под ногами расстилалось богатейшее разнотравье, кто-то из группы предложил:" Давайте сосчитаем,сколько разных растений растет на одном квадратном метре?"  Вышло ровно 140! В воздухе разливался сладкий аромат цветущих кустов и трав. Мы продолжали путь к месту пикника. Переходя русло высохшей речки, мы увидели двух молодых парней из местных. Они безуспешно пытались сдвинуть с места застрявшую на камнях подержанную автомашину "Волга-21".  Наши мужчины помогли вытащить машину и эта помощь не осталась без багодарности, о чем расскажу ниже.               
       Прибыв,наконец, к пункту назначения, мы разбили лагерь. Мужчинам было поручена добыча дров, а это означало, что нужно вскарабкаться по крутому склону,  сгрести охапку кустов(кусты нарубили заранее работники турбазы) и спуститься с охапкой по склону вниз,к лагерю. Я почувствовал, что мое инстинктивное недоверие к руководителю группы имело под собой осование- ведь он прекрасно знал о способе доставки дров и лгал мне, что водил сюда пожилых людей! Я разъярился на него и на самого себя и решил не позволить этому типу унизить меня! Я собрал в кулак всю волю, поднялся на гребень холма,собрал охапку кустов и тут увидел как физкультурник пропустил кусты между ногами,сел на них верхом и,весело мне подмигнув,заскользил на охапке кустов вниз по склону! Не давая себе ни секунды для трусливых размышлений,используя еще не выветрившуюся ярость, я повторил прием физкультурника! Оказалось, что такое перемещение по склону устойчиво,управляемо, а потому не вызывает никакого страха! Я несколько раз повторил этот прием,раз от раза получая удовольствие от победы над акрофобией.               
      Победа,увы, была неполной,о чем я расскажу ниже, а пока вернемся к пикнику. На огне женщины приготовили так называемый "армянский шашлык".Это было очень вкусное блюдо- мелкие кусочки мяса плавали в чесночном  соусе,включающем множество приправ. Завязалась непринужденная,прятная беседа. Вдруг экскурсовод вскочил на ноги и закричал во весь голос, чтобы все внимательно проверили наличие своих кошельков. Он показал пальцем на приближающегося мальчика,на вид не более 10-11 лет. "Это Казбек,несмотря на малый возраст,непревзойденный воришка!" Несколькими минутами позже из-за поворота дороги показался парень лет 25-28ми. Мы узнали в нем одного из тех, что застряли с автомашиной.Парень подошел к нам, поинтересовался все ли у нас в порядке, а затем достал из  кармана кошелек и спросил не потерял ли его кто-то из нас? Одна женщина обрадованно вскрикнула:"Это мой!".Парень попросил проверить содержимое кошелька, немного полюбезничал с этой женщиной, сказал,что придет к автобусу проводить нас. Казбек, увидев этого парня, бросился со всех ног наутек. Экскурсовод сказал, что теперь мы можем не опасаться за свои кошельки,что Казбек побоится нанести ущерб друзьям этого парня. Кто он был – или милиционер, или криминальный авторитет не уточнялось, так же как и то, был ли спектаклем инцидент с кошельком осталось загадкой.Пикник закончился и мы направились к стоянке автобуса.  Я бодро шагал без сопровождающих, считая, что избавился от этой дурной напасти. Однако, когда уклон спуска начал превышать некоторый критический угол, я начинал чувствовать знакомое головокружение и тошноту, которые, правда, можно было подавить усилием воли. Это означало,победа одержана, но не такая убедительная! Когда мы садились в автобус, увидели знакомую старую "Волгу". Парни подозвали моего сына и вручили ему большой мешок прекрасных спелых абрикосов, каждому из группы досталость по 5-6 штук.               


                Эстония.


        " Эстония? "-удивитесь Вы. Ведь в Эстонии нет места, где акрофобия может настичь меня! В Эстонии нет таких гор, как в Грузии, Армении или Дагестане. Но, как говорит старинная русская пословица, свинья грязь найдет!  Ведь попался же я в лапы акрофобии на балконе в Ленинграде! Но обо всем по-порядку.  В Ленинград приехала сестра моей тещи намереваясь поехать со своей сестрой в Эстонию.    Каким образом выплыла турпутевка  в Эстонию уже забылось,да это и не имеет значения. Важно то, моя теща наотрез отказалась от путевки в Эстонию, и мне пришлось ехать вместо нее. Надо признать, что я не так уж возражал. Тур был мне интересен, а сестра тещи,образованная, остроумная и харизматичная женщина была прекрасной попутчицей. Кроме того,она обладала огромной интелектуальной волей.  Я даже не мог представить себе насколько это пригодилось в той критической ситуации, в которой я оказался. Не буду описывать достопримечательности Таллина и других мест, перейду к сути рассказа. Экскурсию вел откровенный антисоветчик, его грубые нападки на все русское вызывали отторжение даже у нас,далеко не самых горячих сторонников советского режима. Мы, правда, отдавали должное его мужеству. Но теперь о главном, об осмотре крепости в Нарве. Маршрут включал переход по крепостной стене из одного двора крепости  в другой. Толщина стены составляла около метра, переход был вымощен керамическими плитками и не представлял проблемы для обычного пешехода, но не для меня.  Пройдя больше половины пути, я неосторожно глянул вниз и увидел,что высота стены  не менее 8-ми метров! "Душа ушла пятки", ужас охватил меня. Моя попутчица мгновенно оценила ситуацию,командным голосом последовали распоряжения:" Вниз не смотреть,только вперед, с правой ноги вперед шагом марш!"Я,сугубо штатский,никогда не ходивший строем, посушно начал двигаться и услышал более мягкое и полушутливое:"Что,голова кружится? Сейчас я тебе ее в обратном направлении покружу! Не трепыхайся, я с тобой! " Шутка возымела успокаивающее действие и я благополучно добрался до "безопасного" участка маршрута.Необыкновенная властность этой женщины сослужила добрую службу! В этой связи не могу не упомянуть об еще одном случае проявления врожденной властности,с которым мне довелось столкнуться.  В музыкальной школе для взрослых, в которой я недолго проучился, преподавали две молодые девушки,свежие выпускницы Ленинградской Консерватории.Одна из них,весьма рослая,преподавая теорию музыки,никак не справлялась с дисциплиной в классе, где некоторые ученицы были в два раза старше ее, позволяли себе болтовню во весь голос. Случилось, что вторая учительница, маленькая, стройная,похожая на  школьницу, вошла в класс и тут же воцарилась тишина.  Она объявила,что нарушители порядка при повторении подобного будут отчислены и гордо вышла из класса. Я до сих пор не представляю откуда берется властность,подчиняющая одних людей другим, зато я знаю, что доброта дается при рождении и ее наличие не зависит от возраста и национальности: юноши в "Гори"-армяне,молодые парни Виктор и Михаил из Тбилиси- евреи, альпинист и физкультурник- русские туристы средних лет, сестра моей тещи-еврейка, Вера Павловна- русская!   
 

                "Вспомните,как много есть людей хороших, 
                Их у нас гораздо больше, вспомните о них!".   


                Конец.