Проклятие старца Трифона

Валерий Ефимов
Недавно с историком Геннадием Васильевым мы побывали на древней земле Чусовской, хранящей много тайн, сказаний и легенд. Об одной легендарной личности хочется рассказать.

О пресвятом Трифоне в исторических памятниках - летописях и сборниках "Пермской старины" - сохранилось пять списков, то есть повестей.

 
По косвенным сведениям считают, что родился он примерно в 1543 году в семье верующих земледельцев. При рождении его нарекли Трофимом. Он, рано лишившись отца, бежал из дома в Великий Устюг. Затем вместе с богомольцами отправился по городам и весям, питаясь "Христа ради", и нашёл "место к спасению души" в Пыскорском монастыре, где принял постриг, став Трифоном.
Здесь он трудился на "черных работах" до изнеможения. Заболел, пролежав сорок дней на смертном одре. В бреду к нему пришло видение "светоносного ангела и великого святителя Николая, восстановившее его от немощи телесной и поселившее в нем радость духовную". Трифон поправился и стал творить чудеса исцеления.  Многие страждущие люди приходили к нему.  Монахи монастыря, зависти исполняясь, "негодовали на Трифона и хулили его". Доведенный до отчаяния, он помолился Богу и со слезами вышел из обители. Нашел на берегу Камы лодку, отправился в путь. У реки Нижние Муллы обрел прекрасное место тихой обители.
Здесь, на просторах Прикамья, жили остяки, зыряне, татары, черемисы и вогулы - язычники, промышлявшие охотой.
К "заповедному дереву", видимо, ели вековой, превращенной в "жертвенное место", собирались для ритуалов не только язычники Прикамья, но и кочевавшие за Уралом остяцкие и вогульские племена. Они сюда несли добычу, серебро, золото, шёлк и ножи, чтобы украсить дерево и умилостивить духов.
Трифон пытался проповедовать идеи христианства. За аскетизм, изнурительную жизнь отшельника, бесплатную раздачу хлеба население стало питать к нему уважение. Кого-то Трифон даже крестил. Однако успехи его были невеликими, и тогда он срубил "священное дерево".
Вогулы и остяки, данники московского царя, их князья не посмели с ним расправиться и обратились за советом к купцам Строгановым.
За Трифона вступились Строгановы, которым были необходимы фанатичные крестьянские подвижники. Притесняемый местными жителями, он испросил у купцов "место в обиталище себе".
Строгановы повелели найти на Чусовой вотчину свою, "какую хочет". Тут Трифон выбрал место на высокой горе, правом берегу реки, напротив Нижнечусовского Городка, ниже него по течению под защитой обоих острожков.
По рассказам окрестных жителей, здесь поселился злой дух, наводивший страх криками и мучивший тех, кто рискнул всходить на гору. Трифон выстроил "хижину малую", воздал Богу молитвы и окропил нечистое место святой водой.  Жители возрадовались и благодарили Господа, разрушающего силу вражью.
В память этого знамения Трифон тут поставил сначала часовню, а затем и монастырь.  Люди, приходившие к подвижнику кто за хлебушком, кто ради молитвы, получали благословение.
Прожил здесь Трифон девять лет.  Кончилось его мирное бытие в селе Успенка страшно и неожиданно. Желая расширить пахотные угодья, он вырубал лес и выжигал его. Налетела буря великая, огонь спалил лес и дрова, заготовленные поселянами для соляных варниц Строгановых. Дров сгорело до трех тысяч сажен - пять лет трудов местных жителей, их пятилетний заработок.
Ожесточённые жители сбросили Трифона с обрыва страшной крутизны, но Бог хранил его.
Разгневанный Строганов приказал заковать Трифона в железы и кинуть в каменный подвал, но тот предсказал купцу скорую царскую опалу. Действительно, прибыли послы из Москвы, заковавшие Строгановых в оковы за то, что они, вопреки царской воле, призвали на Чусовую Ермака с его ватагой. Большим выкупом спасся от опалы Семён Строганов, тотчас освободил преподобного, попросив прощения, посоветовав уйти из его вотчин.
Трифон оставил Успенскую обитель. Последний раз он посетил ее на Чусовой, а жителям предрёк: "Место свято, люди - кляты: пусть живут ни бедно, ни богато…"
Наибольшую известность Трифон обрел после ухода с Чусовой. Около 1580 года он, с разрешения Московской патриархии, на средства местных купцов основал в Хлынове Вятский Успенский монастырь, где впоследствии постриг в монахи дьякона Гришку Отрепьева, оставившего след в истории России как самозванец Лжедмитрий.
Он настоятелем монастыря был строгим и его отношения с братией тоже не сложились: его запирали, били и выгоняли. Скоро преподобный снова отправился нести свой крест по берегам Камы и Вятки. Глубоким старцем он вернулся в Вятский монастырь, скончался в 1613 году. Здесь и поныне хранятся его мощи.
На Чусовой православного подвижника не забыли. Жители села Успенка до начала века отмечали 8 октября как день преподобного Трифона Вятского. За неделю из церкви выносили посвященную святому икону и ставили её в часовню, возведённую на месте обители. Накануне праздника крестный ход торжественно возвращал святыню в храм для всеобщего поклонения.
Прозвищем "прокляненьши", так жителей Успенки именуют в окрестных сёлах, также обязаны преподобному Трифону. Они и сегодня покажут место на речном косогоре, откуда их предки сбросили невольного поджигателя. Народ простил ему неумышленный вред, но запомнил наказание и его достойную подражания жизнь.
Народная память вознесла Трифона, причислив к лику святых…
Мы с Геннадием Васильевым посетили Успенскую церковь, даже  рискнули искупнуться в ледяной купели, кто мысленно, кто с головой, запаслись святой водой и отправились творить благие дела в Магнитку.