Что такое революция?

Евгений Терещенко
Слово «революция» можно понимать по-разному. В широком смысле слова, революциями можно считать любые радикальные реформы и даже изобретения. Например, изобретение колеса или двигателя внутреннего сгорания можно считать «революцией» в технике. Появление мировых религий тоже, на мой взгляд, можно считать революционными событиями, а Моисея, Будду, Христа, Магомета - великими революционерами. Разве мир до Христа и мир после Христа – это один и тот же мир? Очевидно, нет.

Можно слово «революция» понимать более узко. Шум толпы, топот многочисленных ног, сверкающие на солнце топоры и вилы, брызжущие слюной ораторы на трибунах, грохот пушек, пение интернационала, размахивание знаменами – так внешне выглядит социальная революция. Именно так мы, чаще всего, и представляем революцию.

Но, в любом случае, о революции мы имеем право говорить только тогда, когда внешние события вносят в жизнь какую-то новизну, какое-то новое качество. Кроме упомянутых выше технических и мировоззренческих новшеств, это может быть появление новых экономических отношений, новых классов общества, новых государственных образований и так далее.

Зададимся вопросом: нужны нам или нет социальные революции?
Понятно, что такие революции могут быть неизбежны. Когда в обществе накапливается потребность в радикальных переменах, а консервативные силы во власти  не позволяют проводить необходимые реформы, сдержать пар в котле оказывается невозможным. И, все же, на мой взгляд, социальная революция - явление нездоровое, подобное острой болезни, которая может окончиться летальным исходом для государства. Это разгул "вирусов" и "бактерий" в «больном организме», от которого спасти государство может только полная, или частичная реставрация. Как бы мы не относились к личности Сталина, но нужно признать, что он сохранил  страну от распада, проведя частичную реставрацию политического строя и восстановив в СССР отдельные атрибуты российской государственности. В 30 - 40 годы прошлого века были отменены номерные дни, возвращены в армии воинские звания, возобновлено преподавание русской истории, созданы патриотические фильмы об А. Невском, И.Грозном, прекращено гонение на православие.

Благо тому обществу, тому государству, в котором в нужное время появляются мудрые реформаторы, способные преодолеть сопротивление консервативных сил и, одновременно, предупредить назревающие стихийные, разрушительные процессы. Оговорюсь, я не имею здесь в виду Сталина, слишком уж много он наломал дров.
Но будь социальные революции неизбежны и даже, в конечном итоге, полезны, я не хотел бы ощутить на себе их разрушительную силу. Да и кто захочет жить в эпоху катастрофических событий, когда человеческая жизнь ничего не стоит и висит на волоске?