О друге-поэте замолвим словечко

Александр Смирнов 83
 

13.3 Семья Андрея К.

      Моя первая личная встреча  Андреем состоялась в 1962 году, хотя случайные встречи могли произойти значительно раньше. Дело в том, что он учился в том же институте, что и я, в МАИ. только двумя годами позже, он также жил в общежитии. Андрей родился 31 мая 1934 года в городе Серпухов, в Подмосковье. На наше предприятие он оформился в 1959 году и начал работать в лаборатории автоматизации, в которой ранее работал и я. В нашу лабораторию, под моё начало он перешёл, уже отработав 3 года на  предприятии. До этого он успел обзавестись семьёй, выбрав в жёны свою землячку, миниатюрную и милейшую Юлию. Им выделили комнату по улице Советской. В их семье родилась сначала дочь Ирина, значительно позднее – вторая, Наташа. Юлия до увольнения с предприятия работала помощницей секретаря Учёного совета предприятия. Андрей быстро освоил вверенное ему оборудование ЭВМ, с ним у меня сложились нормальные рабочие отношения, а позже и дружеские, он провёл серьёзную и оригинальную модернизацию накопителей на магнитных дисках, я помогал ему в этой работе.

 Андрей просто поразил меня своими способностями. Во-первых, он отлично играл в шахматы, причём обыгрывал всех сотрудников, умеющих играть, в том числе и меня,  не глядя на доску. Это выглядело просто феноменально и говорило о сильно развитой памяти, особенно зрительной. Он легко запомнил и безошибочно перечислил сложное имя короля Непала, состоящее из 50 разных имён! Во-вторых, он был и сейчас является отличным рассказчиком.  Ну а в-третьих, у него получаются замечательные, по моему мнению, стихи.

   Андрей проработал на предприятии лет 8, затем перешёл работать на нефтеперегонный завод в Капотне, откуда перевёлся в Министерство нефтехимии. Проработав несколько лет в этом ведомстве, и обзаведясь некоторыми связями, он переводом оформился в Госплан СССР, в котором он проработал вплоть до его ликвидации. Как-то Андрей рассказал мне о забавном разговоре со своим знакомым, работавшим в секретном отделе. Андрей спросил его, есть ли в его личном деле что-нибудь такое, о чём он не знает. Тот сказал, что конечно, кое-что есть, в частности, в деле имеется запись о том, что Андрей во время работы на нашем предприятии брал домой радиодетали. Скажу откровенно, что это делали практически все сотрудники, когда дома выходил из строя телевизор, считалось незазорным взять на работе радиолампу, это, конечно носило эпизодический характер и по необходимости.  Но запись говорила о том, что рядом с нами был так называемый сексот, то есть секретный сотрудник, который доносил о наших нарушениях. Потом мне  сообщили его имя, для меня оно оказалось неожиданным.
   
        Мы часто переговаривались с Андреем по телефону, иногда встречались то у нас, то у них в Королёве.   Он косвенно очень помог мне в карьерном росте на предприятии. 

         Во время  работы в Госплане с Андреем произошёл драматический случай. Он был направлен в командировку в Югославию. При подъезде к пограничной станции Чоп в купе явились серьёзные ребята, уточнили его данные и потребовали вернуться в Москву. Причину задержания они не объяснили. Он мне рассказывал: «Саша, я понимал, чем это грозит, не спал всю ночь и подробно анализировал всю свою жизнь, чтобы догадаться, в  чём и когда я провинился. Определённой причины я не придумал». А причина оказалась банальной: его обвинили в нарушении правил выезда за границу, поскольку он якобы не прошёл инструктаж, как государственный чиновник, в ЦК КПСС.  Однако инструктаж он проходил и доказал это. В знак протеста он решил в командировку не ехать.

 Его мудрый начальник так отговаривал его от этого опрометчивого шага:          
 - « Андрей, Вы должны обязательно поехать. Скоро забудется, что командировка сорвалась не по Вашей вине, а в Вашем деле останется запись, что командировка прервана, что может в дальнейшем может повредить Вам». Андрей согласился с этими доводами и выехал снова. А в Югославии он снова попал в ЧП, бросившись с кулаками на американца, когда тот стал издевательски высказываться о нашей стране. Их быстро разняли и уговорили взаимно извиниться. Вскоре после поездки его повысили в должности, он был прикреплён к кремлёвскому снабжению.
 
   Будучи в зрелом возрасте, Андрей начал сочинять  патриотические и лирические стихи, которые мне чрезвычайно нравились, а многие лирические стихи, по моему мнению, напоминали лучшие стихотворения Сергея Есенина. Он читал их мне и при личных встречах, и по телефону. Я уговаривал его издать сборник стихов и после долгих уговоров он это сделал, включив в сборник только лучшие из них. Поскольку Андрей какое-то время работал на нашем предприятии, я с его разрешения представил 5 избранных стихотворений на конкурс, посвящённый 60-летию предприятия. Его стихи в конкурсе  на лучшие поэтические произведения заняли призовое место, и он получил приличную премию. После ликвидации Госплана, уже в пенсионном возрасте,  Андрей перешёл на работу заместителем главного редактора экономической газеты, опубликовав несколько своих острых статей. По поводу одной из них ведущий знаменитой   программы «Итоги» Евгений Киселёв однажды в прямом эфире вступил с ним в заочную полемику.

   Князевы приобрели в одной из деревень Тверской области дом с участком земли, дом перестроили, и каждое лето с весны до осени стали проводить на даче. И здесь Андрей проявил себя, как толковый сельский житель, вызывая удивление и зависть селян.  Он внедрил на участке новую систему обустройства огорода: в землю на глубине закапываются брёвна, которые при гниении выделяют тепло, в результате растения, овощи быстрее созревают и дают больший урожай. Их дочь Ирина с мужем Олегом, краснодеревщиком по специальности, и сыном Ярославом много лет назад уехали на заработки в Португалию, муж там вскоре заболел и скончался. Похоронив мужа в Москве, Ирина вышла замуж за португальского бизнесмена, владельца мебельной фабрики, где они раньше работали, и осталась там жить с сыном. Вторая дочь, Наталья с мужем и дочерью живёт по соседству с родителями. Подводя итог, хочу сказать, что между нашими семьями давно установились тёплые, дружеские отношения, мы неоднократно бывали у них, а они у нас. На протяжении всей жизни я часто встречался с Толей, беседы с ним всегда были интересными, содержательными, и до сих пор я иногда слушаю по телефону его стихи, которые мне очень по душе. В последние годы мы  редко общаемся, значительно чаще -  по телефону.

В заключение приведу, с его разрешения, начало одного из его стихотворений.

Мы в пламени белом...

Мы в пламени белом цветущего сада,
На волосы падают капли росы
И звёздам с небес тоже хочется падать
В пьянящий до одури запах весны.

Кому не запомнились майские ночи,
Где нет ещё грозного рокота гроз,
Где в тонкой мелодии лопнувших почек,
Заветные тайны познать довелось...

С другими стихами Андрея можно познакомиться по адресу: Стихи.ру Анатолий Князев. Пока Анатолий был жив, я опубликовал очерк о нём, заменив имя.