Беспокойное сердце

Наталья Захарова 2
Много на свете замечательных людей и они живут совсем рядом. Вроде бы незаметно, а посмотришь на человека, поговоришь с ним, и откроешь в нем такое, чего никогда не открывал ни в ком…
В небольшом, когда-то, но теперь разросшемся поселке Хурмули, живет этот интересный человек. Я веду речь о Петре Антоновиче Крючкове.
Утро в тот день выдалось солнечным и теплым, пахло увядшей листвой со сбросивших листья тополей, что стоят, как свечки, вдоль дороги. У дороги, на обочине, человек собирал тополиную «одежду» и складывал ее в мешок.  То был Петр Антонович Крючков.
- В этом году корове сена заготовил маловато, - объяснил он мне, - вот хочу собрать на подстилку корове, что добру зря пропадать… И, как-то случайно ,добавил, - Вот сейчас сижу на пенсии, занимаюсь домашними заботами. Разогнувшись, поднял мешок, и жестом пригласил следовать за ним. Подтянутый, худощавый, с веселыми голубыми глазами, он легко шагал к своему дому.
- Проходите, - дружелюбно кивнул на калитку. Мы зашли в дом. Небольшая уютная комната, письменный стол. На нем расположились аккуратной стопкой папки. На стене висит карта мира, на полках у стены множество книг. .Домашней библиотеке Петра Антоновича можно позавидовать: здесь и стихи известных поэтов, и художественная литература. Но львиную долю места занимает беллетристика и военные мемуары.
Потекла беседа, неторопливая и интересная, о жизни, о людях, о себе самом, своем отношении к труду.
Когда Петр Антонович приехал после окончания Воронежского техникума по направлению  на Дальний Восток,  ему было только двадцать. Призвали в армию, но вместо четырех лет, как тогда было положено, отслужил шесть. В армии молодого специалиста приняли в партию.
Война. Охранял приморские дальневосточные рубежи. Был политруком.  Политруком по призванию, и оратором по характеру. Он и сейчас, уже на пенсии, активный политинформатор. На столе лежат вырезки из газет, справочник, атлас Мира, газеты «Правда» и «Красная звезда».
- Когда идешь к людям на политбеседу, - рассказывает Петр Антонович, - нужно быть во всеоружии.  Что толку, что ты передашь содержание той или иной заметки,  это скучно и однопланово. Перед слушателями надо развернуть так содержание той или иной информации, чтобы люди заинтересовались,  начали активно обсуждать, а может даже и спорить.  Готовлюсь самым тщательным образом. Например, у меня недавно была тема «Политика стран Ближнего Востока». Для ее разработки потребовалось найти на карте эти страны, покопаться в справочниках, самому узнать, как образовались данные государства, какова там религия, чем живут люди.  Для себя записал в блокнот цифры экономического развития  этих стран, политический строй, решение проблем, касающихся государств. Отношение их с другими социалистическими и капиталистическими странами. Вот тогда и люди тебя будут слушать, и самому с ними интересней разговаривать.
Трудно было работать в первые послевоенные годы. У леспромхозов была одна задача: дать стране как можно больше деловой древесины для восстановления разрушенного потенциала страны.  По предложению директора, на общем партийном собрании, было рекомендовано  коммуниста Крючкова выдвинуть заместителем ОРСа. В Хабаровске, на предварительной беседе с директором УРСа, поинтересовались: кем был в последнее время в армии?  Ответил, что старшиной. – Пойдет, - воскликнул директор, - со смехом рассказывает Петр Антонович.
Восстанавливалось народное хозяйство, рос район, и боевой коммунист делал все возможное, чтобы внести свою лепту. Был председателем райплана, статистом, начальником ОРСа, инструктором отдела пропаганды Кур-Урмийского райкома партии. Двенадцать лет проработал заместителем начальника Комсомольского объединенного  хозяйства железнодорожного транспорта. Это все я узнала не от него самого, а из рассказов людей, работавших с ним когда-то. Ведь к встрече с таким интересным собеседником готовилась заранее. А он про свои руководящие должности, ни слова.
Сохранился у П. А. Крючкова альбом, куда он аккуратно в течение многих лет собирал вырезки из газет. В заметках рассказывается, как постепенно восстанавливалось народное хозяйство,  пришедшее в упадок  за тяжелые годы войны. Как слаженно работали под мирным небом труженики леспромхозов, перевыполняя планы, были заметки о передовиках производства. Ну целая местная энциклопедия. Под многими из этих заметок стоит подпись: П.А. Крючков. Петр Антонович был постоянным рабкором в районках. Хранит ветеран и благодарность от одной из районных газет. «Ждем от вас новых заметок и статей», - пишут активному рабкору.
Течет мирно беседа, тикают на стене старенькие часы-ходики.
- Я в Кукане депутатом райсовета стал, - рассказывает мне ветеран. – Радостно было работать с хорошими, знающими толк в деле, людьми. Многому учился у них сам. ..
Смотрю на этого человека и удивляюсь: сколько  энергии, трудолюбия затрачивает он для свершения всего задуманного. Уже на пенсии, а не сидится дома. У Петра Антоновича забот, хоть отбавляй. То готовится к встрече с лесозаготовителями,  то спешит на сбор в школу к пионерам, или раздумывает над тем, как интересней провести политинформацию.  Его отличительные черты – справедливость, оптимизм,  и редкий дар пропагандиста, который может дойти до сердца каждого.
Уходя на пенсию, Петр Антонович был парторгом Горинского леспромхоза. А когда тепло и дружески прощались с ним, попросили: «Останьтесь, поработайте еще!». И поработал, помогая наставничеством более молодому поколению.
В книжном шкафу бережно хранятся боевые награды ветерана. Они Петру Антоновичу так же дороги, как и медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». В папку сложены многочисленные Благодарственные письма, Почетные грамоты за период его трудовой биографии. Богат пропагандист по зову сердца еще одним даром – любовью к молодежи.  Его отличает естественная потребность обогатить душу каждого. При разговоре, немного подумав, ветеран добавляет: - Если после выступления мне говорят: «Петр Антонович, когда придете еще к нам с беседой? Приходите почаще», - значит людям интересно послушать живое слово, значит, потребность в нем есть. И великое счастье для политинформатора – быть нужным людям!
Мы выходим из, ставшего за эти часы мне чем-то близким, дома.  Петр Антонович ласково щурится, показывая свой сад.
- С детства люблю природу. Воронежские леса, где я провел юность, красивы. Но запала в душу красота дальневосточной тайги, с ее сопками, туманными рассветами, багровыми закатами.
В саду растут две березки, тесно прижавшись  друг к другу.  -  На день рождения первого внука посадил, - доверительно говорит мне.  Недавно в его саду вырос маньчжурский орех, сейчас он тянется своими резными нежными листьями к свету.  Здесь встретишь и сирень, и ясень, и белую акацию, и липу. Из фруктовых деревьев  - сливу, яблоньку, вишню. На грядке алыми капельками краснеет клубника. И это, заметьте, в сентябрьскую пору!  Впрочем, чему тут удивляться! В хозяйственных руках этого человека заложена великая сила – любить землю-кормилицу, делать ее плодородной и красивой!