Гефсимания

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




                Свершилось все, как Он предполагал: Искариота зависть извела, толпа груба, надменны саддукеи,
                неправ их суд и тягостней всего - глумленье недостойных над достойным.
                Но был вначале сад, и ночь, и ангел под луной, и гамлетово «Быть или не быть?» …




                СЫН  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ  В  РУКАХ  ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ


                О, Гефсимания усыпляющая, Гефсимания предающая...
                В благоуханном саду твоем Он молил Отца о милости и был пот Его, как капли крови, падающие
                на землю. Здесь решилась участь Его и предательство обрело лица. Отсюда поднялась тьма,
                накрывая землю...
                Блаженны уверовавшие. Другие внимают рассудку и чувству...



СОМНЕНЬЯ
               
Право же, неловко вторгаться в скорбный мир и покой гефсиманского таинства. Его хрупкую тишину вскоре нарушат гомон толпы, топот убегающих и крики служителей. Так стоит ли подрывать то, что складывалось веками? Увы, упрямый «инструмент» продолжает искушать, без устали нашептывая неуместное:

     • Ночь холодна* – зачем же покидать теплую большую горницу в Иерусалиме и уводить учеников в Гефсиманию?    
   Дожидаться ареста и молиться проще в Иерусалиме под крышей гостеприимного дома**.

     • Община свои предпраздничные дни проводит за городскою чертой, наверное, - в Вифании***. Апостолов там любят,
   почитают. Так почему в день первый опресноков они уходят в Иерусалим**** на тайную вечерю к незнакомым людям, а
   после той вечери засыпают в Гефсиманском саду на полпути в Вифанию? 

     • Иисус вкушает пасху в кругу учеников, моет им ноги, объясняется в любви и сокрушается из-за предательства.
   Однако, затем он резко меняет формат общения - отправляется за город, разделяет своих спутников
   на две неравных группы и горюет в одиночестве.

     • Спаситель совсем по-человечески просит трех ближайших учеников поддержать его в терзаниях, но вместо
   сопереживания те погружаются в сон и даже Сын Божий не в силах разбудить уснувших.

     • Апостолов совсем не удивляет, что Иерусалим они покидают без Иуды, что пришла пора вооружаться, что уходить надо
   темной ночью, а привал организовывать на горном склоне под открытым небом. Оно и понятно: апостолы, несомненно,
   догадываются - не могут не догадываться - о трагедии, которая вот-вот должна случиться. И все ж они спокойно почиют
   в саду под сенью олив.

     • Сонным ученикам с расстояния в 20-30м***** удается разглядеть во тьме ангела, помогающего Учителю, расслышать
   слова скорбной молитвы Иисуса и даже заметить капли кровавого пота на его челе.

     • Отправляясь в Гефсиманию, Иисус велит ученикам вооружиться, затем позволяет пустить в ход оружие, но
   останавливает их, как только проливается первая кровь******.

     • Ученики выказывают то мужество, то трусость. В минуту битвы они бесстрашно и безрассудно выступают с двумя
   мечами против вооруженной толпы и даже отрубают неприятелю ухо*******. Затем мужество их покидает и они
   бесславно разбегаются********, отрекаются от Христа и прячутся по домам.

И так далее, и так далее… Вопросы множатся, безжалостно круша общеизвестную поэтическую картину. Жаль
 расставаться с красивыми иллюзиями, но их обрывки уже не способны скрыть наготу происходящего.

--------------------------------------------------------
                * Этой ночью во дворе первосвященника люди из-за холода греются у костров(Ин 18:18)
               **Именно так - в доме - советовал молиться Христос:
                «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне;
                и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».(Мф 6:6)
                Вряд ли Иисус ушел, чтобы не подвести хозяина дома: ведь предатель Иуда побывал в этом доме и теперь
                мог выдать хозяина властям.
          ***Например, за два дня до Пасхи Иисус с учениками трапезничали в Вифании (Мк 14:1-3)
         ****«В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе
                пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя
                совершу пасху с учениками Моими». (Мф 26:17-18)
                Понятно, что этот разговор проходил в пригороде Иерусалима, откуда ученики приходят в город. Затем к ним
                присоединяется Наставник.
       *****«И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился» (Лк 22:41)
                Вержение камня - расстояние, равное полёту брошенного камня.
     ******«И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И,
                коснувшись уха его, исцелил его». (Лк 22:49-51)
    *******«И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек
                ему ухо» (Мф 26:51)
   ********«Тогда все ученики, оставив Его, бежали» (Мф 26:55-56)
--------------------------------------------------------




                Историк строг, поэт страдает.
                Ему дороже
                Нас возвышающий обман.
                Оставь герою сердце! Что же
                Он будет без него – шаман?

Может статься, изобличенный герой, утратив под градом обвинений ореол сверхъестественного, взамен обретет силу духа и воли поистине нечеловеческие. Самозванный Сын Бога, пригвожденный скептиками к лабораторному столу, может воскреснуть в ином качестве – самоотверженного Сына Человечности...




ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ,  СЛИШКОМ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

Вот лишь один из тех осколков, которые должны составить новую картину событий, - молитва в Гефсиманском саду.

        «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду,
          помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им
          Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое,
          молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И   
          приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
          бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
          Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить
          ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять
          и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и
          почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот,
          приблизился предающий Меня»* (Мф 26:36-46)

Прежде всего бросается в глаза то странное упорство, с которым Иисус пытается привести в чувство трех разомлевших учеников. Подумать только, в минуты иступленной молитвы, когда от напряжения «был пот Его, как капли крови», коленопреклоненному Иисусу вдруг вздумалось будить учеников, устроившихся на приличном расстоянии от него!** (Хотелось бы прочувствовать его смятение и тоску, острую потребность в поддержке друзей, но все перебивает подспудное ощущение расчета и манипуляции: «эти восемь человек остаются на месте, вы трое пойдете со мной, я сяду в стороне ото всех»).
Кто-то скажет, что в минуту растерянности Сын Человеческий подошел к апостолам за утешением, при виде спящих этот порыв быстро угас и Иисус вновь вернулся на свое место. Зачем же он будил таких равнодушных друзей?

--------------------------------------------------------
                *Примерно так же выглядит эта сцена у Марка и Луки (у Иоанна она отсутствует).
              **Для этого, по свидетельству Луки, ему пришлось вернуться на «вержение камня» (на 20-30м)
--------------------------------------------------------


Словно утратив память, Христос опять повторяет свой странный ритуал: отходит, молится, возвращается, убеждается, что ученики спят…Возможно, в эти мгновенья он тоже мечтает забыться и не думать о предстоящем испытании, но что-то не дает ему покоя, поднимает с колен, ведет к ученикам. Как заведенный, он в ТРЕТИЙ раз повторяет те же действия: отходит, молится, возвращается, убеждается, будит… А ведь он не оставался наедине с собой: сам Господь Бог поручил своему Ангелу поддерживать и укреплять Сына Божия*. Выходит, ангельского участия не хватило, раз Сын дважды покидает Ангела, чтобы побыть с учениками.

Если эти странные поступки были продиктованы искренним чувством, а не расчетом, то они не нашли отклика у соратников – Иисусу так и не удалось поднять и взбодрить их. Тот, кто одним словом усмирял стихии, опрокидывал недругов и поднимал усопших, потерпел неудачу, пробуждая живых! (Если он действительно стремился разбудить их**)

Как не усомниться в чистоте его помыслов, когда они разительно отличаются от его же поступков. Взять хотя бы начало гефсиманского таинства – «посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там»***. Только что Иисус грустил и возмущался духом в кругу апостолов, как вдруг его обуяла жажда одиночества. Он покидает дом, но не один – зная, что рядом с ним ученикам грозит опасность, он все-таки забирает их с собой. Более того, добрый Пастырь нагнетает опасность, вооружая мечами свою доверчивую паству.

В Гефсимании он уединяется для молитвы, но заодно уводит с собой троих самых верных учеников. Если Иисус нуждается в соболезновании, то почему покидает основную группу? Если жаждет уединения, то зачем ведет за собой Петра и братьев Зеведеевых? Почему для укрепления духа и смирения плоти он выбирает именно эту троицу – самую воинственную****, амбициозную*****, возможно, внушаемую******, а не того безымянного ученика, которого он любил?
 
Не только эти, но и все последующие действия учителя и учеников тоже логически небезупречны. Верные последователи никак не могут удержаться от сна, хотя их предупредили об измене и приближении рокового часа и даже заставили вооружиться. Наставник не удовольствуется обществом ангела и желанным уединением, а постоянно проверяет, бодрствует ли его гвардия. Эти инспекции он завершает призывами молиться, чтобы не впасть в искушение, но какое искушение может грозить спящим ученикам? Затем Иисус непременно отходит в сторону от них, хотя в этом уже нет никакой необходимости: они спят и не могут помешать его молитвам.

--------------------------------------------------------
                *«Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его».( Лк 22 43)
                Бог лично посещает Авраама и Моисея, но к возлюбленному своему сыну в минуту испытаний отправляет
                ангела!? Если же в ангеле воплотился сам Господь Бог, то кому же возносил молитвы Сын Божий?
                **Во времена Иисуса в Гефсиманском саду был грот с источником чистой воды. При желании можно было 
                воспользоваться этими водами, чтобы избавиться ото сна.
               ***Уже сама молитва выглядит не совсем естественно для того, кто говорил: «видящий Меня видит Пославшего
                Меня».
              ****Петр рубит Малха, когда остальные апостолы бездействуют. Зеведеевы предлагают истребить            
                негостеприимную самарянскую деревню. Недаром Иисус называет их сынами грома.
             *****Братья Зеведеевы просят Христа назначить их своими «заместителями»:
                «Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону,  а другому по левую в славе Твоей….  И,
                услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна» (Мк 10 37,41)
            ******Именно эту троицу Иисус берет с собой для наблюдения и свидетельства о важных чудесах: явления Моисея и
                Илии, воскрешения дочери Иаира. Они же видят преображение Иисуса на горе, погружаются в тяжелый сон
                перед явлением Моисея и Илии, чувствуют эйфорию и теряют контроль над собой, входят в облако и слышат
                глас...
--------------------------------------------------------




                ЗАХВАТ

Следующий фрагмент этой истории дает представление о том, как проходило пленение Иисуса.

           «Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын
           Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
           И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от
           первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть,
           возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для
           чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом,
           простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус:
           возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут... Тогда все ученики, оставив Его, бежали».
           (Мф 26:45-56)

Уже первые строки заставляют призадуматься: куда Равви предлагает идти своим ученикам, когда в саду появляются стражники?  Если сам Христос готов смело выступить навстречу опасности, то зачем вести на гибель товарищей? Апостолы даже не успевают толком проснуться и подготовиться к сопротивлению: «служители тьмы» уже подходят, когда Равви поднимает своих сторонников. А ведь они спали так крепко, что Иисус дважды не смог их добудиться. Почему же он не взялся за них заранее? Создается впечатление, что Сын Божий чего-то не учел или не рассчитал и теперь действует впопыхах. Согласно евангелию от Луки он даже предлагает сонным апостолам встать и помолиться:

     «и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк 22:46)

Что и говорить, не самый подходящий выбор момента для молитв. Поэтому Петр реагирует более адекватно – рубит неприятеля мечом*. Христос вроде бы не одобряет воинственности Петра, он останавливает вояку и произносит миролюбивые сентенции, но почему-то post factum. Ему бы сдержать Петра раньше, когда тот    п р е д л а г а л    воспользоваться оружием.

Еще миролюбивее было бы не вооружать своих единомышленников после тайной вечери. Но многоумный Равви, как видно, следовал римскому правилу  «si vis pasem, para bellum»**.

Наверное, после эскапады Петра апостолам сделалось не по себе: сопротивление власти - к тому же вооруженное – означало неминуемую кару. Учитель безропотно подчинился насильникам, поэтому, не надеясь на его защиту, соратники ударились в бегство***. Каким-то непостижимым образом им всем удалось ускользнуть от толпы и храмовой стражи. Даже Петр, находившийся в эпицентре событий, благополучно выбрался из сада.

Почему же Малх, его родственник и остальные служители иудейские позволили бесстрашному Симону уйти? Некоторые исследователи считают, что стража опасалась «осложнений»****. Каких же? Дело происходит ночью, с тайной вечери Иисус и апостолы сразу пошли в Гефсиманию, поэтому на обратном пути к ним вряд ли примкнули толпы уверовавших. Неужели малочисленная и почти безоружная свита Христа могла причинить какое-то беспокойство большому вооруженному отряду*****? 

А какие проблемы вызвал бы захват мятежного Петра? Вскоре та же якобы «нерешительная» стража бросилась за каким-то юношей, ничуть не опасаясь осложнений:

          «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив
           покрывало, нагой убежал от них». (Мк 14:51-52)

Такая избирательная суровость доказывает, что своим «иммунитетом» апостолы были обязаны не сдержанности толпы, а чему-то или кому-то другому...

--------------------------------------------------------
            *В эту минуту Петр стоит рядом с Учителем, а перед Учителем стоит предатель Иуда.  Но Петр обрушивает свой гнев
              на Малха!
         **Хочешь мира – готовься к войне.
      ***До этого момента ученики надеялись на всемогущество своего Господа, но после его капитуляции почувствовали
            себя брошенными на произвол судьбы.
            «Можно предполагать, что был приказ захватить только одного Иисуса и по возможности избегать всяких
             осложнений. Этим объясняется, почему отряд не ответил на отдельный случай вооруженного 
             сопротивления» (Аревиль. «Иисус Назарянин»).
    ****В евангелии от Иоанна (перевод епископа Кассиана) говорится, что в захвате участвовала целая римская когорта
            (500-600 воинов): 
             «Итак, Иуда, взяв когорту, а от первосвященников и фарисеев - служителей, приходит туда с фонарями и факелами
               и оружием». (Ин 18:3)
              Это явное преувеличение все-таки позволяет представить соотношение сил.
--------------------------------------------------------




СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

Свершилась первая часть пророчества («Сын Человеческий предан будет в руки человеческие») и Спаситель вступил на путь страданий.

            «Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, и отвели Его сперва к Анне,
              ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником...За Иисусом следовали Симон Петр и другой
              ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический.
              А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал
              придвернице, и ввел Петра...Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.... Анна послал
              Его связанного к первосвященнику Каиафе». (Ин18:12-24)

Верный Симон неотступно следовал за Учителем, стараясь не потерять из виду и мысленно ободрить страдальца. Где-то в глубине души Петр надеялся на очередное чудо, в котором Господь явит силу мышцы Своей и покарает дерзких, поднявших руку на Сына Божьего. Да сбудется слово Его: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон», - и воссядет Сын Человеческий на престоле славы Своей…

Петр шептал молитвы, вспоминал пророчества, а сам время от времени поглядывал в сторону другого ученика, также осмелившегося сопровождать Учителя. Вот кому нечего опасаться: случись что - сам первосвященник вступится и выручит его. Недаром он не таясь идет позади караула. Его и привратница пропускает безо всяких проволочек как своего. Может, замолвит слово и за товарища?

Влиятельный, но безымянный ученик действительно выходит и впускает Петра. Оказывается, «пятая колонна» действует не только в стане христиан, но и в лагере их врагов. Таинственный ученик вхож к Анне, его знает и слушает привратница. Этот мистер Х известен конвоирам, поскольку он без опаски входит во двор вместе с арестованным. Всю дорогу он шел впереди, а Петр крался в отдалении*. Никто из слуг не цепляется к нему и не подозревает в нем ученика Иисуса. Он свой для священства и для апостолов, поскольку Петр доверяет ему**. Кто же этот таинственный «пятый элемент» - апостол, ученик, почитатель, тайный сторонник, исцеленный калека?

Круг претендентов можно сузить, рассмотрев две альтернативы:

     1. Х не принадлежит к ближайшему окружению Христа. Он пришел вместе с толпой и известен ей благодаря своему
   высокому положению. Таковы, например, Иосиф Аримафейский и Никодим***. Странно лишь, что евангелист скрывает
   имя всем известного человека, хотя дотошно фиксирует имя неизвестного раба Малха. К тому же, Иисус старался
   держать в тайне от учеников свои знакомства с влиятельными фарисеями, поэтому Иосиф Аримафейский и Петр, скорее
   всего, не знали друг друга.
     2. Х является апостолом. Тогда его безымянность вдвойне удивительна. Евангелист неоднократно упоминает
   самоотверженного Петра, но сохраняет инкогнито Х, хотя незнакомец рискует, помогая Петру. Не является ли Х тем
   презренным отступником, который выдал своего Учителя и возглавлял отряд служителей?****  Быть может, именно он
   в Гефсиманском саду освободил из-под стражи своих сотоварищей, включая Петра?

Трудно с уверенностью утверждать, что Иуда действительно помогал Петру и остальным апостолам. Но из каких-то своих соображений Искариот все-таки не выдал друзей и активных последователей Христа*****. Будь по-другому, Анна не стал бы расспрашивать Иисуса об его учениках, а заранее распорядился о задержании или отлучении от храма некоторых видных иудеев, например, тех же Иосифа и Никодима******.

--------------------------------------------------------
                *Иначе бы Х вошел во двор вместе с товарищем, а не возвращался за ним.
              **Петр не пошел бы за незнакомцем в стан врага.
            ***Вряд ли Иосиф, Никодим или другие члены совета участвовали в захвате, поскольку он осуществлялся внезапно
                и секретно. Члены совета понимали, что в совете есть приверженцы Христа, поэтому в распоряжение Иуды был
                выделен мобильный и компактный отряд (хватило бы части храмовой стражи, состоявшей из 200 человек), а сам
                Иуда обладал свободой действий. Возможно, ради соблюдения секретности совет подчинил Искариота
                непосредственно Анне.
         ****В Гефсиманском саду Иуда ведет себя как командир, а не жалкий доносчик. Он ведет людей, распоряжается:
                «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно».
                (Мк 14:42 )
                «Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем ВОЖДЕ тех,
                которые взяли Иисуса». (Деяния 1:16)
        *****Возможно, он просто не знал никого из уверовавших начальников фарисейских.
      ******«Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от  синагоги»(Ин 9:22)
                «Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть
                отлученными от синагоги». (Ин 12:42)
--------------------------------------------------------




                ПЕРЕХОД  ЧЕРЕЗ  РУБИКОН

Если теперь соединить разрозненные осколки сюжета и отдельные догадки, то общая картина приобретает некоторую завершенность.

…Незадолго до Пасхи Иисуса приглашают в некий богатый дом на предпраздничную вечерю. К этому времени отношения между Христом и клиром приобретают характер военных действий: первый врывается в иерусалимский храм и бичом наводит в нем порядок, а вторые твердо решают убить его и с этой целью вербуют предателя Иуду.
Неудивительно, что, отправляясь в Иерусалим, Иисус предпринимает меры предосторожности. От своих тайных сторонников в совете ему уже известно об измене Искариота, но и он не догадывается, что предатель заманивает его в ловушку.

Дело в том, что по закону для вынесения обвинительного приговора Синедриону необходимы показания по крайней мере  двух свидетелей. Этих свидетелей допрашивают поодиночке и их обвинения не должны противоречить друг другу даже в деталях*. Поэтому при подготовке судебного процесса над меситом** обвинители шли на хитрость -  устраивали своей жертве своеобразную засаду:

           «Ни для кого из подлежащих смерти по определению Торы не устраивают засады, кроме совратителя (mesith).
            Как поступают в этом случае? Учащего народ служить иным богам хитростью заманивают в дом, где прячут двух 
            свидетелей, чтоб могли они видеть и слышать все, что скажет обвиняемый. Сажают его посередине комнаты, где
            свет от множества ламп и свечей падает прямо на лицо его, так, чтоб малейшее изменение видно было тем 
            свидетелям, и выманивают   у   него богохульство...Так поступили с Бен Сотадою*** и (обличив его) повесили
            (распяли)». (Тосефта. Сангедрин, 10.11.)

Об этой хитрости и шла речь на совете, когда первосвященники тайно сговаривались убить Иисуса:

           «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени
             Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить». (Мф 26:3-4)
            «Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали   первосвященники и книжники, как бы
             взять Его хитростью и убить». (Мк 14:1)


--------------------------------------------------------
                *Так Даниил разоблачил старцев-лжесвидетелей, когда заставил их описать место преступления:
                "Итак, если ты сию видел, скажи, под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом? Он сказал:
                под мастиковым. Удалив его, он приказал привести другого.... Итак скажи мне: под каким деревом ты застал их
                разговаривающими между собою? Он сказал: под зеленым дубом". (Даниил 13:54-58)
              **МЕСИТ (арам.) — богохульник, подстрекатель, лжеучитель, обманщик.
            ***Прозвище Иисуса в Талмуде.
--------------------------------------------------------


В Иерусалиме Иуда заманил Иисуса в заранее подготовленную засаду, а затем представил суду свидетелей его богохульства*. Скорее всего, эта «домашняя заготовка» Искариота оказалась неожиданностью для Христа. Однако, ареста он ожидал и готовился к нему. Важнейшую роль в этой подготовке сыграло посещение Гефсимании. Там состоялась тайная встреча Иисуса со своим наставником, духовным (а возможно, и биологическим) отцом, выведенным в Писании под именем небесного Ангела, ободрившим и укреплявшим Христа**.

Вспомним, как Иисус чередовал иступленные молитвы на вержении камня с инспектированием учеников. Достаточно было 2-3 пригорошней холодной воды из источника, чтобы они пробудились, но это не входило в планы Учителя. Напротив, ему совсем не нужны были свидетели его встречи с «Ангелом», скрывавшемся в гроте Агоня***.
Иисус дожидался, когда ученики уснут. Поэтому он периодически подходил проверить их состояние, слегка касаясь плеча или обращаясь с вопросами-укоризнами. Не случайно при второй проверке он уже не трясет их****.

...Наконец-то все спят и можно вплотную заняться подготовкой к тому небывалому действу, который разыграется через несколько часов*****.
Прежде всего надо восстановить душевное равновесие, утраченное еще несколько дней назад при въезде в Иерусалим. Уже тогда Иисуса охватило непреодолимое смятение:

        «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел»
          (Ин 12:27)

--------------------------------------------------------
            *«Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его
               смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля
               и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». (Мф 26:59-61)
          **Лука не поясняет, по каким отличительным признакам сонные ученики глубокой ночью опознали в незнакомце
             «ангела с небес». Он даже не употребляет глаголы «спустился», «сошел», «слетел», предпочитая расплывчатое
             «явился». Вероятно, учеников ввело в заблуждение белое одеяние Христова конфидента.
       ***«По преданию, молился Иисус в гроте Агоня. Грот этот сохранился. По форме своей он напоминает древнюю
               мельницу или давильню для выжимания масла из маслин, ссыпавшихся в него через круглое отверстие».
              (Юрий Домбровский. Приложения к "Факультету ненужных вещей")
     ****«И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в
              третий раз, сказав то же слово» (Мф 26 43-44)
   *****Возможно, сначала заснули братья, а уже позднее к ним присоединился Петр. Иисус подошел, увидел
              бодрствующего Петра и отошел. Подошел вторично, убедился, что заснули все, и ушел в грот.
--------------------------------------------------------


Смертельный ужас сжимал его душу при одной мысли о грядущих муках. В таком подавленном состоянии он бы ни за что не выдержал предстоящего испытания, поэтому следовало срочно укрепить свой дух и приготовиться к неминуемым страданиям. Что ж, медитация и помощь брата-пустынника восстановят утраченное самообладание. (История ессеев, зелотов и ранних христиан подтверждает, что они владели опытом и навыками анестезии*. Возможно, эти техники и/или препараты оставили на земле следы, похожие на капли крови**)       

Показательно, что Христос мечется и скорбит на тайной вечере, терзается и молит в Гефсимании, но не проявляет ни малейшей растерянности при аресте, суде и распятии. Сын Человеческий, укрепивший свой дух в Гефсиманском гроте, смел, решителен и весь устремлен к заветной цели. Она близка как никогда: «ангел» подтвердил, что «элексир смерти» в верных руках и в нужную минуту поможет Иисусу оставить этот мир***. Дальнейшее ему хорошо известно и проверено на Лазаре: двух-трех-дневное забытье и затем – полное восстановление жизненных сил.

--------------------------------------------------------
              *Ессеи. «Их завинчивали и растягивали‚ члены у них были спалены и раздроблены; над ними пробовали все
                орудия пытки‚ чтобы заставить их хулить законодателя или отведать запретную пишу, но их ничем нельзя было
                склонить ни к тому‚ ни к другому. Они стойко выдерживали мучения‚ не издавая ни одного звука и не роняя ни
                единой слезы. Улыбаясь под пытками‚ посмеиваясь над теми‚ которые их пытали‚ они весело отдавали свои души
                в полной уверенности‚ что снова их получат в будущем» (ИФ. Иудейская война. 2.8.10)
                Зелоты. «Идти на смерть они считают за ничто, равно как презирают смерть друзей и родственников, лишь бы не
                признавать над собой главенства человека. ...мои слова далеко не исчерпывают всего их великодушия и
                готовности их подвергаться страданиям». (Иосиф Флавий. Иудейские древности, 18:1)
                О мученике Поликарпе. «Пламя образовало нечто вроде свода; словно парус, полный ветром, оградил кругом
                тело мученика, и он стоял посередине не как плоть горящая, а как золото и серебро, очищаемое огнем в печи.
                Мы ощущали благоухание, как от курящегося ладана и какого-то другого драгоценного аромата».
            **Никто из учеников не смог бы заметить в темноте и суматохе капли пота на земле, а на следующий день они бы
                высохли. К тому же ночь выдалась очень холодной (люди мерзли и пытались согреться у костров) – какой уж тут
                пот!
         ***В. Мессинг рассказывал, как он достигает состояния каталепсии: «Я уже говорил ранее, что владею умением
               приводить себя в состояние каталепсии. Это древнее искусство, которым превосходно владеют индийские йоги.
               Каталепсия — это состояние полной неподвижности с абсолютно застывшими членами и абсолютной
               одеревенелостью всех мышц. Вообще, я в это время почти ничего не чувствую. Перестает прощупываться пульс,
               исчезает дыхание, почти неуловимо биение сердца. Я вхожу в это состояние самопроизвольно, правда, после
               длительной, в течение нескольких часов, самоподготовки, заключающейся в собирании в единый комок всей
               своей воли, видимо, с помощью самогипноза» (Из книги «О самом себе»).
--------------------------------------------------------


…Теперь Иисус вновь неустрашим и готов к встрече с мучителями. А они не замедлили напомнить о себе. Христос еще выходил из грота, как в темноте замелькали факелы, послышался шум толпы и сад наполнился множеством вооруженных людей. Момент был очень ответственный - он едва успел поднять на ноги разоспавшихся друзей и направить их навстречу страже. Быстро же обернулся этот Искариот! Появись он чуть раньше, ученики не успели бы проснуться и тогда весь план оказался бы под угрозой срыва. Ведь не случайно Иисус держал при себе трех товарищей, двое из которых были вооружены мечами. В критическую минуту они должны были сыграть важную роль: обеспечить исполнение пророчества и отвести от Учителя обвинения в богохульстве.

Вспомним, как Иисус объяснял апостолам необходимость вооружиться:

      «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и
       купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен»*
       (Лк 22:36-37)

Устами Исайи Писание предсказывает, что грядущий Мессия будет причислен к злодеям*, а сам Мессия-Христос заверяет правоверных иудеев в незыблемости Писания: «и не может нарушиться Писание» (Ин 10:35).
Такая твердая вера заслуживала бы уважения, если бы ей не противоречили конкретные поступки: не полагаясь на провидение, Христос активно творит свою судьбу**. Сказано - «причтен», значит, будет «причтен».

С этой целью деятельный Мессия вооружает апостолов, держит их при себе в преддверии ареста, направляет навстречу толпе и позволяет пустить в ход оружие. Теперь апостолов-меченосцев можно квалифицировать как разбойников, злодеев, а его самого считать предводителем опасной секты/банды/шайки***. Теперь евангелист Марк может с полным основанием подтвердить, что «сбылось слово Писания: и к злодеям причтен» (Мк 15:28)

Таких рукотворных знамений, подтверждающих его притязания, Иисус подготовит немало. Однако, в данном случае для него гораздо важнее другое, практическое обстоятельство. Если синедрион признает обвиняемого меситом, богохульнику не избежать побивания камнями. При таком развитии событий никакой эликсир его уже не спасет, поэтому течение событий следует направить в иное русло. «Умереть» на кресте после приема особого снадобья, провести 2-3 дня в гробнице и воскреснуть к общему изумлению друзей и врагов – вот достойный финал, задуманный Иисусом и его наставниками.  После памятной встречи на горе Фавор с двумя таинственными мужами в одеждах блистающих Иисус будет повторять этот план как заклинание****:

        «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам
         на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет» (Мф 20:18-19).
        «через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие». (Мф 26:2)

Как ни чудовищно звучит это предположение, но в сложившейся (подготовленной собственными руками!) ситуации Иисусу жизненно необходима казнь через распятие. При определенной ловкости, удаче и невероятном самообладании такой исход все-таки оставляет ему какие-то шансы на выживание. На благополучный исход должны повлиять и другие обстоятельства: в синедреоне есть тайные сторонники нового учения; первосвященникам будет нелегко приговорить к смерти известного проповедника, особенно в канун праздника; опасно поручать казнь смутьяна непредсказуемой толпе и т.д. и т.п. Воистину, казнить нельзя помиловать...

--------------------------------------------------------
             *«Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на
                смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем»
                (Исаия 53:12)
            **Вряд ли Исайя предполагал, что будущий Избранник будет вычитывать из Писания отдельные фразы-пророчества
                и старательно исполнять их.
         ***Именно так и скажут иудеи, передавая Иисуса прокуратору:
               «Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе» (Ин 18:30)
       ****Позднее его снова напомнят апостолам два мужа в одеждах блистающих:
              «вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И...сказали им: ... вспомните, как Он говорил вам,
               когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников,
               и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк 24:2-7).
--------------------------------------------------------


И все же первосвященники не оставят (не смогут оставить!) без последствий разгром, который он учинил в храме накануне Пасхи, хотя и боятся возмущения народа. По мнению жрецов Иисус является не вождем, а моральным авторитетом, учителем, поскольку за ним следуют лишь неорганизованные безоружные толпы бедняков. Вся его сила заключена в популярности, замешанной на мессианских ожиданиях. Публичное унижение, казнь и очевидная беспомощность на кресте, развенчают легенды о святости этого обманщика, разочаруют и оттолкнут от него легковерную, но переменчивую чернь.

К Иисусу трудно подступиться открыто, так как толпа бросится защищать своего кумира. Поэтому взять и осудить месита надо быстро и тайно, исполнение приговора навязать римлянам, а казненного выставить на всеобщее обозрение, чтобы массы воочию убедились в его бессилии и разочаровались.

Возможно, план первосвященников был известен Иисусу и также принимался в расчет. С его стороны требовалось только «вписаться» в этот план. Пусть судят и осуждают, но    и с п о л н е н и е м    приговора должны заняться     г о и - римляне. Пусть эти     г о и    узнают, что Иисус «раскулачивал» мытаря Закхея, громил храм и грозился разрушить его, а люди Иисуса оказали властям вооруженное сопротивление при аресте. С таким послужным списком ему не миновать креста.



(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).


Рецензии
БУКВАЛЬНОЕ понимание?
Почему бы Вам не заняться трактовкой разных пословиц и поговорок?
Например, написать фолиант о БУКВАЛЬНОМ понимании поговорки: "Рыба гниёт с головы" или "С миру по нитке — голому рубаха"?
Ваше творчество прямо требует БУКВАЛЬНОГО понимания пословицы - "С волками жить - по волчьи выть" :)
==============================================
Я как будто для Вас писал: "Причина жизни Иисуса." http://www.proza.ru/2018/09/16/726. Коротенькая миниатюрка...

=Кто может вместить, да вместит.="

Вам доставляет удовольствие ковыряться в следствиях... или это просто "бизнес"?

Ваня Сталкер   06.10.2018 11:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.