Уроки любви и уважения

Валерий Ефимов
 Накануне 90-летия со дня рождения писателя-краеведа Владимира Петровича Баканова (1924-2014) о нем тепло и светло вспоминают родные, друзья, единомышленники и коллеги.

"Богородица перстами осенила…"


 
Лидия Баканова

Для меня с уходом любимого мужа Владимира Петровича земля опустела.
Мы хорошо, счастливо жили с ним. В одном из стихотворений он писал:
Нас Бог соединил
И Богородица
   перстами осенила…
Владимир Петрович появился на свет в день рождения Святой Богородицы, и она опекала нас по жизни.
Летом 1945 года к магнитогорцам, бывало, заходили расконвоированные военнопленные, венгры или румыны. Видно, стосковались руки по работе, а душа - по-домашнему теплу.
Напоили мы, Перминовы, чайком такого венгра. Он, в знак благодарности, мне предсказал будущее.  Раскинул карты: выйдешь, мол, барышня, замуж за военного.
На другой день я и встретила свою судьбу с лейтенантскими погонами. Мы встретились, поженились по взаимной любви, учились, работали, растили детей. Я была учителем, но службу мужа считала главной для нашей семьи и создавала условия ему служить.
Однажды один из сотрудников архива МВД сказал мне, что "в документах, поступающих от Баканова, нечего поправлять и корректировать", настолько  они основательны и грамотны.
Домой после службы Владимир Петрович спешил, словно из долгой командировки, и его лицо светилось счастливой улыбкой.
У нас никогда не было разногласий: даже думали одинаково. Когда я вышивала, он подойдет, полюбуется и подскажет, где и какого цвета ниточку протянуть.
Вырастили мы троих детей, Александра, Петра и Наталью, и три сада. Построили три садовых домика, скромных по современным меркам. Строителем он был, по-видимому, с рождения. Еще в годы службы под его руководством стало развиваться строительство в ИТК области как бытовых помещений, так и производственных.
Уже на пенсии Владимир Петрович подал идею и поддержал начинания сына-полковника Александра, начальника колонии, построить православный храм в ИТУ № 18 Магнитогорска. С благословления Митрополита Челябинского и Златоустовского Иова православный храм "Утоли моя печали" был построен, и здесь начались  службы под руководством настоятеля Никольского храма протоирея отца Фёдора.
Увлёкся Владимир Петрович историей малой родины и Оренбургского казачества, а с выходом на пенсию вплотную занялся литературным трудом, изучая архивные документы, делал наброски. Все свои работы, публикации, заметки размещал в папках, заводил формуляры, регулярно пополняя поисковые материалы.
…Хочу верить, что наши души скоро встретятся, и мы снова будем вместе…

Гостинец от зайчика

НАТАЛЬЯ ГАНЮШКИНА (БАКАНОВА)

Мы, дети, внуки и правнуки, тепло и светло говорим о папе и дедушке.
Я хорошо помню, как он, усталый, приходя со службы, не забывал положить под подушку кусочек сахара или карамельку. Утром, обнаружив сладкое, бежала к родителям и пытала: "Откуда взялась карамелька?" Да, мол, зайчик попался навстречу и передал гостинец.
Нам не забыть летние отпуска в Оренбуржье на берегах Урала, когда мы с родителями собирали альбомы для гербария, а мальчишки готовили удочки и снасти на вечерний клёв.
Любили мы наблюдать за воронами, кружащими над нашей стоянкой. Огромный ворон, видимо, самый старый и опытный, опускался рядом с нами, а вокруг него - вороны поменьше, издавая гортанные звуки, кажется, делились с ним новостями прожитого дня. Папа рассказывал много интересного об этих умных и красивых птицах.
Когда смеркалось, он варил на костре нежнейшую янтарную двойную ушицу и, на десерт, - ароматное ежевичное варенье, чуть приправленное дымком.
Он словно все умел: мастерить по дереву, рисовать, писать стихи и басни, играть на гитаре и петь. Он стал и писателем краеведом, чтобы рассказать о крае и людях, которых он любил.

Учитель

ВАЛЕРИЙ ЕФИМОВ

С Владимиром Петровичем мне довелось общаться и дружить последние пять лет его жизни. Заходил к нему на минутку за советом и застревал на несколько часов.
Спорить с ним бесполезно не потому, что он "давил авторитетом": просто совпадали наши точки зрения и взгляды. Но простеньким и прощающим ангелом Баканов никогда не был.
Как-то я стал свидетелем литературной дискуссии, которая развернулась на страницах "ММ" между ним и одним известным краеведом. В одной из книг последний использовал статью Баканова, выпустив из текста один абзац. Это и стало "камнем преткновения" и двумя открытыми письмами друг другу на страницах газеты. Впрочем, это не означало, что они стали врагами: внимательно следили за творчеством друг друга и уважали взгляды оппонентов, оставаясь при своем мнении.
Однажды на его рабочем столе я увидел стопку книг, которая меня очень удивила и заинтересовала: о печально известном генерале Власове, предавшем свою армию. Владимир Петрович заявил, что он сопоставляет источники и это для него - самое важное, как для любого серьезного  исследования.
На обложке одной из своих книг он оставил мне такое пожелание: "Ежели где недописах или переписах, чтите, исправляя Бога для, а не кляните". И тут же сослался на Нестора и его "Послесловие к летописи". В этом - доказательная сущность и главная черта писателя.
"Избегай неточностей и непроверенных фактов", - напоминал он мне. Когда не хватало  данных источников, его рука вносила свою трактовку материала, дописывая и переосмысливая его, что впоследствии дало право оппонентам критиковать краеведа за допущенные "вольности".
Однажды я обратился к нему с просьбой, которая его немного смутила, возможно, и порадовала: разрешит ли себя называть учителем? После небольшой паузы последовал ответ: "Если позволит гражданская совесть…"

Первый автограф

СТАНИСЛАВ ПУСТОВИТ
Сев писать воспоминания о Владимире Петровиче, я невольно взглянул на его  большую стопку книг  и газетных вырезок, в которых отразился дар писателя, краеведа, историка, человека неуёмной жизненной энергии.
Я снова вспоминаю 12 июня 1993 года - день, ставший моим первым шагом на пути единения с казачеством, и первую встречу с Владимиром Петровичем. Тогда, в праздник юбилея 250-летия станицы Магнитной, я вышел на казачий круг, на который съехались казаки областей России, чтобы прочитать свою поэму, посвященную станице. На круг пришел и Баканов и привез сто своих книг, чтобы порадовать станичников.
Казаки тепло выслушали мою поэму и обратились ко мне с непривычной просьбой - оставить автограф. Я растерялся, сказав, что нет бумаги. Тогда они попросили меня расписаться на обложке книги Баканова. Тот разрешил мне это сделать. Подарив книги станичникам, он не обошел вниманием и меня, подписав на книге: "Коллеге по перу - с уважением Баканов". Это уважение я чувствовал и потом, работая над своими стихами.

"Помни корни свои…"

ЛЮБОВЬ ЗОЛОТОВА

Трамвай, и пассажиров полным-полно. Сквозь толпу пробирается и приветливо улыбается Баканов.  "Здравствуйте, Владимир Петрович!"
Он с большим интересом начинает совсем "не трамвайный разговор" о центре национальных культур, директором которого я тогда была, его проблемах, мероприятиях последнего времени. Разговор получился коротким, светлым и душевным. И воспоминания о Владимире Петровиче остались светлыми. Человек, внешне суровый и замкнутый с малознакомыми людьми, он раскрывался, если встречал единомышленника, тоже увлеченного историей края.
Больным для Баканова был вопрос о дате рождения Магнитки. Он много работал в архивах, немало написал официальных писем, отстаивая свою точку зрения и называя датой рождения города 1743 год. С Бакановым  был солидарен друг и соавтор Иван Федорович Галигузов. Они  оба были уверены, что люди должны помнить прошлое края, казаков из станицы Магнитной.

Встречи с корифеем

ВИКТОР ГРИНИМАЕР

К сожалению, познакомился я с Владимиром Петровичем очень поздно, когда судьба свела нас во время работы над Энциклопедией Магнитогорска. Встретились мы на организационном собрании единомышленников, готовых создать памятник в виде добротной справочной книги, где были бы собраны сведения о родном городе с древнейших времен до современного промышленного города-гиганта.
Владимир Петрович безоговорочно был признан лидером такого важного начинания, как человек много знавший и уже написавший о людях, городе и прошлом, укладе жизни казаков.
Он самозабвенно трудился над своими статьями, правил чужие, помогал товарищам по творческому цеху.
В моей личной библиотеке хранятся книги писателя-краеведа.
Они всегда в работе, где постоянно открываешь крупицы находок, неведомые другим  исследователям.
Спасибо Вам, Владимир Петрович, за уроки любви и уважения к родному краю.
Библиография основных произведений В. Баканова

1. Баканов В. П. Из истории оренбургского казачества. Магнитогорск, 1993.
2.  Баканов В. П., Галигузов И. Ф. Станица Магнитная. Магнитогорск, 1994.
3.  Баканов В. П. Горькое золото погон. Магнитогорск, 1997.
4  Баканов В. П.  Испытание Магниткой. Магнитогорск, 2001.
5. Баканов В. П.  Казачьи были. Магнитогорск, 2002.
6. Баканов В. П.  Истории страницы Магнитной станицы. Магнитогорск, 2003.
7. Баканов В. П. Баканова, Л. Г. Архивы крепости и станицы Магнитной.