О смирении

Евгений Терещенко
«Только оканчивая жизнь, видишь, что вся твоя жизнь была поучением, в котором ты был невнимательным учеником».
В.Розанов.

Что имел в виду Василий Розанов, в своем афористическом высказывании? Чему учит нас жизнь за время нашего земного существования? Можно по-разному ответить на поставленный вопрос. Многие искатели истины, многие верующие, скажут: жизнь учит нас любви, учит, что только любовь может осмыслить наше существование и сделать нас счастливыми. Я ничего не имею против такого ответа, он мне тоже нравится. Но только, мне кажется, это ответ банальный, лежащий на поверхности, и В.Розанов имел в виду нечто другое.

На мой взгляд, в первую очередь и главным образом жизнь учит нас смирению. Именно смирение является тем качеством, которое мы можем воспитывать, культивировать в себе ежедневно, используя для этого все внешние ситуации и воздействия. Если же мы не делаем этого, жизнь сама смиряет нас, порой очень жесткими мерами. Нельзя принудить себя искренне любить чужих людей, тем более врагов. В смиренном же человеке любовь проявляется естественным образом, без принуждения.

Что же нужно понимать под смирением, ведь это слово, как и любой другой этический термин, допускает трактовку и может вести к спорам? Мне кажется, смирение нужно понимать через его противоположность – качество гордости, в религиозном, христианском смысле этого слова. Люди мирские для оправдания своей гордости придумали слово гордыня, качество, якобы, отрицательное, в противоположность «хорошей» гордости. Мне трудно согласиться с этим, разницу между гордостью и гордыней я вижу лишь в степени, а гордость понимаю так, как ее понимают верующие люди.

Чем же отличается гордый человек от смиренного?

1.Гордый человек верит в свой ум, верит в свою способность верного суждения, в истинность своих определений и оценок. «Я считаю», «я знаю», «я с тобой не согласен», «ты не прав», «это чепуха» - эти и другие подобные выражения свойственны гордому человеку.
Человек смиренный избегает таких выражений и, вообще, неохотно употребляет слово «я». Трудно представить, чтобы Серафим Саровский, Амвросий Оптинский или кто другой из наших святых щеголял такими выражениями.

2.Гордый человек верит в свою «положительность», даже в тех случаях, когда отличается требовательностью к себе и самокритичностью. В глубине души, он считает себя лучше многих других людей, считает себя вправе судить окружающих, давать им нравственные оценки.
Человек смиренный остро ощущает свое несовершенство, никогда не доволен собой и не расположен кого-либо осуждать.

3.Человек гордый верит в свои силы, таланты, в свою способность устраивать личную жизнь по своему усмотрению. Человек гордый строит планы и устремляет свои мысли в будущее. «Я сделаю», «я построю», «я добьюсь» - вот характерные мысли и высказывания гордого человека.
Смиренный человек не переоценивает свои силы и возможности, полагается на Бога, живет сегодняшним днем, что не мешает ему быть деятельным и активным.

4.Человек гордый удовлетворен или не удовлетворен своим положением в жизни, время от времени эмоционально оценивает его, часто выражает недовольство жизнью.
Человек смиренный не думает о своем положении, не оценивает его, все происходящее с ним воспринимает, как должное, как проявление Высшей воли.

5. Человек гордый считает, что он является владельцем своей собственности и даже своих близких. «Мой дом», «моя машина», «моя жена», «мои дети» - подобного рода словосочетания обычны в устах гордого человека.
Человек смиренный, полагает, что все, чем он владеет, на самом деле ему не принадлежит, что он уйдет из жизни с пустыми руками, так же, как пришел в нее.

Людей гордых и строптивых, не сознающих важности смирения, жизнь смиряет сама. Досадные неудачи, хронические болезни, финансовые и имущественные потери, измены супругов или друзей, проблемы с непутевыми детьми, а в завершение - старческая слабость и дряхлость – все эти факторы принуждают нас к смирению.

Строящих планы на будущее, жизнь оставляет у разбитого корыта, стремящихся управлять своей жизнью, вынуждает склониться перед силой обстоятельств, желающих первенствовать, заставляет испытать горечь поражения, уважающих свой ум, унижает перед глупцами и так далее. И вот эта непоколебимая тенденция, которой бесполезно сопротивляться, заставляет предположить, что именно смирению мы должны научиться в своей жизненной школе.