и не?

Ааабэлла
                (предыдущее: http://www.proza.ru/2016/02/29/1562)


После собрания хранитель традиций подошёл, а на деле – подплыл к посвятителю и отозвал того в сторону. Там он сказал:
- Считаю необходимым ответить на прошение странного ангела, порадовав его и сообщив о встрече. Но главное…
Тут экзарх поднял руку.
- Главное, полагаю, у посвятителя должен быть вариант предложения на случай отказа этого типа сменить маску.
- … отказа?! – архангел подумал, что ослышался.
- Именно, - подтвердил хранитель традиций, - Судя по его поведению, это вполне возможно. Характер-с! Да о чём мы? Помнится, на первом собрании посвятитель сам утверждал, что дело не в маске, а в натуре ангела. Или архангел уже так не считает?
- Считает… - угрюмо отозвался посвятитель. Минуту назад, казалось, решённое дело вновь становилось проблемным.
- А раз считает, то пусть подготовится и к такому развитию событий, - жёстко заключил экзарх и попрощался с озадаченным архангелом.
Тот подумал, что совет экзарха, пожалуй, не лишний. Но экзерсисы выписывать перед мальчишкой? Письмо должно поставить все точки над i. Обосновав… Нет, тогда он успеет поинтересоваться у собратьев: меняли ли те маску, вступая в послушники… Надо ошарашить при встрече, процитировав… как там? «Маска, без изменения чина, является раз и навсегда главным отличительным признаком ангела». Более о том не говорится. Но чин-то меняется! Вот как надо читать документы… И меняется потому, что испытание выдержано с честью. Мол, память оставлена ему не зря, предстоит важное поручение. Какое? Придумаю или напущу тумана. А если упрётся, найдя аргументы, чтоб не менять маску? Коль не смогу опровергнуть, скажу – и эту проверку он выдержал. Но дальше-то что? Не сказал экзарх чем можно обосновать отказ… хочет, чтобы просил, унижался перед ним… Как будто мало мне было порки на совете! Не стану! Уж как-нибудь обломаю мальца… и не таких обламывали.

А что происходило в чакской столице? Хранимый Тио, вожак части акцев, заметил отряд стражей, шедший к южным воротам. «Началось… - понял он, - успеть бы через другие». К этому моменту он был одет в длинный халат, который укрыл кривой меч и ножи, как пояс таил в себе монеты. Остальное было приторочено к седлу скакуна и навьючено на сменного коня. Тио не знал, что другие ворота занять было некому, и, выезжая через северные, ликовал.
Ему предстоял долгий, опасный путь через чужие места. Покачиваясь в седле, он боролся со сном…
Доберётся ли этот свободолюбивый убийца до своих краёв, где из-за денег надеется стать уважаем, нам неизвестно. А если доберётся – удастся ли его план?.. Сие совсем не исключено. Разве мало добывших богатство нечестным путём пользуются почётом и в нашем обществе?

Эони неожиданно сообщил Ву, что получает новое назначение – далеко отсюда. «В акских землях, - многозначительно сказал он, - Значит, полечу вслед за Тио и, кто знает, вдруг моему новому хранимому выпадет отмстить убивцу…»
Пока Ву слушал, раздался краткий музыкальный звук: пришло и ему послание. Оно кратко извещало о встрече с архангелом-посвятителем по его вопросу. Он тоже поделился новостью.
Эони посерьёзнел:
- От этой встречи зависит судьба ангела. Обычно лишь присылают указания. Эони видел посвятителя только один раз, когда тот рисовал ему маску. А сколько земных жизней уже Эони? Безымянный брат очень грамотно составил записку наверх. Но можно всё испортить неправильным поведением. Не приведи Господь брату перечить архангелу! Нужно быть хитрее его. Чувствую, он придёт с хорошей вестью. Эони скажет сейчас одно, чего, может быть, и не должен… Он слышал (никто не подтвердит и не поддержит о том разговора), что отказавшиеся от сана ангелы попадают туда, где тьма кромешная и скрежет зубов… Там в страхе наказанные медленно сходят с ума. Не дай Бог этого брату! Пусть брат взвешивает каждое слово.
Ву поблагодарил за совет, и они попрощались.
Наш ангел в раздумьях по поводу предстоящей важной встречи полетел во дворец. В покоях матери повелителя -- Уду таинственно намекнула, что брата ждёт приятное известие. Хотя наставничество ей не разрешили. Ангела ожидает какая-то важная миссия, о которой он вскоре узнает.
«Любопытно… - без особого энтузиазма подумал Ву, - то ничего, то столько всего сразу. И почему всё приходит, когда уже не ждёшь?»
Ему больше не хотелось послушничать, как и быть ангелом. Но вместо этого попадать в тьму кромешную, где срежет зубов тоже желания не было. Не зная, как поступить, уединившись, он принялся молиться:
- Господи! Услышь меня и ответь… Ты позвал – я двинулся в путь. И погиб в пути. Ты спас, подарив бессмертие и другую судьбу. Ныне я не вижу в ней смысла… и пал духом. Укрепи и поддержи меня, Господи. Я никому не желаю зла, но не понимаю, зачем ангелы-свидетели? Те, кого из смертных Ты потом забираешь в служение, не помнят, что творили в земной жизни. Тогда сгодятся любые… Но ангелы, ничего не способные изменить… Я уже сообщал, что есть предложение, как улучшить дела в мире. Без ангелов. Ты не ответил. Какому-то безымянному говорить иерархам, чтоб они отказались от власти – глупо. Просвети меня, пошли знак! Ты ведь знаешь, я хочу помочь…
Небо молчало.
«Наверно, нужно подождать… - подумал Ву и вспомнил о Небесном Словаре, который в последнее время один отвлекал и утешал его. Ангелам не требуется сон и отдых, поэтому, особенно, по ночам у них уйма свободного времени. Остальные хранители занимали его сплетнями про хранимых, играми. А что было делать Ву? Текст словаря содержал самые неожиданные определения. К примеру, вот что он сообщал про… ухо:
«Оно – ловушка для звуков у живых существ».
Ураган словарь называл «сошедшим с ума ветром», спираль – «застывшей в танце прямой»…
«Как словарь определит тревогу, поселившуюся в моём сердце», - поинтересовался Ву и прочёл синие буквы на белом: «Тревога – зудящая щекотка в сердце в ожидании чего-то неприятного и непонятного».
- А страх? - спросил он и узнал благодаря серым словам, что тот -- возбудитель трусости и тормоз на пути к действию.
Ву стал гадать на словаре, подумав выяснить: вот у каждого своя роль, у него тоже. Но роль возможна только в игре?
Словарь подтвердил предположение: «Роль – это жизнь, которой живут в игре».
- А игра тогда?..
«Игра – это взаправдашная понарошность».
Ву сначала озадачился таким ответом, а потом рассмеялся.
И тут он увидел приближавшегося Посвятителя.
«Мне предстоит второе знакомство, - со вздохом поделился он со  словарём, - что то оно принесёт?»
Словарь ответил фразой, тут же растаявшей в воздухе: «Знакомство – встреча разных пониманий мира или даже разных миров».
Это Ву понравилось.

Архангел был уже рядом. Ву поднял руку в знак приветствия и уныло забубнил:
- Да возрадуется Всевышний служению нашему…
Посвятитель кратко ответил:
- Да возрадуется!
Оба склонили головы.
Потом архангел посмотрел на Ву и почему-то вместо заготовленных ссылок на инструкции, писанных казенным языком, сочувственно спросил:
- Маска достала?
Наш ангел опешил. Он ожидал чего угодно, только не этого. После некоторого молчания Ву кивнул.
Посвятитель в ответ, опять не понимая, что делает, вздохнул. Он стоял (парил) в воздухе, опустив голову, будто виноват. Ву стало жалко архангела, и он сказал, утешая:
- Просто её время не пришло… а так она – шедевр!
И добавил:
- Менять её не хочется. Дело ведь не в маске, а во м…
Он вовремя оборвал себя, не употребив запрещённый оборот.
«А он – нормальный парень…» - подумал архангел, на мгновение забыв, что его мысли слышны. После же, «вслух» признался:
- Это – лучшее произведение…
Не договорив слово «моё». 
- И, вероятно, единственное в таком роде?
Архангел кивнул.
Они ещё помолчали.
Затем Посвятитель мягко сказал:
- Ангел имеет право сменить маску, переходя на следующую ступень. Ему будет дано послушничество… в ином краю, где маска его неизвестна. Туда можно прибыть уже в новой. Архангел готов сделать её, хоть сейчас.
- Маска… - задумчиво произнёс Ву, вспомнив определение из Небесного Словаря, - это лицо одного выражения…
Архангел удивился:
- Брат читает словарь?
- С огромным удовольствием! – признался Ву.
- Хм… Удовольствие, - весело процитировал оттуда Посвятитель, - это когда много гостинцев творят чудеса с плохим настроением.
Ву засмеялся.
- Что брату сейчас ближе всего в Словаре? – спросил архангел.
Ву на мгновение задумался и ответил:
- Сказка…
Не решившись продолжить.
Посвятитель погрустнел и повторил:
- Сказка… жизнь, придуманная душой, когда ей не подходит её реальная жизнь…
Он вздохнул.
- Брат может выбрать любую маску… которая не повторяется у других ангелов. 
- У ангела – отличная маска. Теперь она его устраивает.
Архангел немного помялся и выдавил из себя:
- С такой маской и на новом месте у брата будут те же трудности…
Здесь Посвятитель сделал паузу и посмотрел на Ву. Тот, разведя руками, подтвердил,  что, мол, ничего с этим поделать не может.
Тогда архангел продолжил:
- Конечно, можно поместить ангела среди обладателей сходных масок… среди которых его нынешняя не будет так выделяться… Нет, не среди умалишённых!
Ву с интересом взглянул на Посвятителя: «Что ж тогда это должны быть за ангелы, чьи хранители?»
- Ну, скажем, актёров в театре… они играют на сцене в масках.  Впрочем, брату едва ли известно, что такое театр…
- Видеть не приходилось, - признался Ву, - только слышал об этом искусстве. 
И пояснил, почувствовав недоверие архангела:
- Во время ученичества за Драконьей грядой. 
- «Странно… - подумал Посвятитель, но сказал: В театре одни мужчины. Женские роли – тоже их. Поэтому там возникают своеобразные отношения… и его маску могут неправильно истолковать. Времена клоунов ещё не настали… это такие шуты на арене цирка, которые смешат публику. А вот стать с такой маской хранителем шута какого-нибудь владыки… вполне возможно и не вызовет кривотолков.
- Брат боится, что не справится… - сказал Ву, - с чувством юмора у него… не слишком… Он не умеет шутить.
«Вот беда-то, - подумал архангел, - как же ему тогда выносить то, что творится вокруг? Бедолага…»
И сделал последнюю попытку:
- Есть, достаточно далеко отсюда… народ, поклоняющийся андрогину. Это – существо, от которого выводят происхождение всех двуногих в сём мире, мнящих себя разумными.
- Андрогин?..
- Андрогин, - подтвердил Посвятитель, - Он совмещает в себе мужское и женское начала. Бывает, к примеру, прекрасной девушкой, что ниже пояса иного пола, или и то, и то. В тех местах подобные существа служат в храмах, им поклоняются, как божествам, от которых и пошли смертные, разделившись.  Правда, с ними и спариваются. Ибо андрогины способны вызывать сильную страсть. Они не дают потомства. 
- Чего только не бывает на свете! – вырвалось у Ву. Уду была хранительницей бывшей наложницы. Чем андрогин хуже? Получалось, что ему туда.
Но ему пришла мысль:
- А здесь нет андрогинов?
- Изредка встречаются, - подтвердил архангел, - Они вообще большая редкость. Однако чакское царство обречено. В нём нет смысла оставаться.
- Из-за рабов?
- Нет, это восстание будет подавлено со страшной жестокостью. Однако посланное войско потерпит поражение в акском походе, чем воспользуется новый мощный сосед. Резня предстоит похуже нынешней и довольно скоро. Обычные ангелы выносят такие зрелища. Они начинают свою деятельность с чистого листа, как дети, и легко принимают мир таким, каков он есть, не зная иного. Прошлое брата – вот главная его беда. Видимо, прошлое его было добрым и безоблачным…
- Да… - подтвердил Ву.   
 Посвятитель помолчал, как бы сочувствуя столь несоответствующей подготовке, а потом спросил:
- Итак… андрогин в иных пределах?
- Получается…
Архангел обрадовался решению Ву:
- Да сгинет грусть! В Словаре сказано: «Смех – это доктор для печальной души».
- Как и фантазия – ткань для украшения существования её, - продолжил Ву.
Архангел посмотрел на Ву и взмахнул рукой:
-  Уважение к хранителю и хранимому им андрогину гарантировано. На днях брат получит назначение.
Посвятитель уже хотел исчезнуть – в своей обычной манере, не прощаясь – но, словно запнулся и, сам не понимая почему, понизив тон, предупредил:
- Во избежание… неприятностей с крамольными вопросами просьба обращаться непосредственно ко мне. И… брату не стоит быть слишком откровенным. К примеру, о том, что хочет отказаться от ангельского чина…
Ву вздрогнул. В голове у него пронеслось: «Кто? Эони… или Тио?» 
- Не всё ли равно? Имя им – легион.
И Посвятитель исчез.

Добираясь на небеса, он сам удивлялся, не понимая: почему так вёл себя … но утешался тем, что, видимо, это Всевышнему было угодно. Ведь в результате помог же Тот с этим вопросом. Да и… пожалуй, начни он нападать и приказывать такому ангелу – вряд ли б что путное вышло. Не иначе, как в прошлой жизни начудил парень, а ныне держит ответ. Но тогда маска, шкодливо ему нарисованная, не случайность и не прихоть настроения художника! Хотя это не сходится с прежней его безоблачной жизнью… И Драконья гряда… там пространство смерти… рядом спуск во мрак кромешный… Не понятно. Нет, о таких вещах думать опасно. Лучше об этом забыть.

Ву остался в полной растерянности. Его наивная душа было задалась вопросом: «А вдруг архангелы лучше ангелов?» Но он тут же вспомнил, как обманул Посвятителя насчёт своего чувства юмора, не желая становиться шутом, и ему стало неудобно. Жить дальше с этим чувством не хотелось, и ум подсказал: нет-нет, не обманул, а переиграл, сыграв большего простачка, чем ты есть. Маску-то, доставившую тебе столько неприятностей, всё-таки он нарисовал! А теперь вынужден идти на твои условия… Здесь все: от смертных до бессмертных изображают из себя то, что требуется, соблюдая то, что заставляет их становиться иными, чем они есть. Добиться чего-то среди таких можно только тем же путём. Ты же делаешь это во имя блага… И в Словаре сказано, что роль – это жизнь, которой живут в игре. Этой взаправдашной понарошности…
Ву наугад мысленно пролистал Словарь, надеясь на ответ оттуда, и узнал: «Мы видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы». И ум объяснил:
- Вот видишь, ты подумал об архангеле хорошо, не потому, что он таков, ведь он сделал тебе плохо, а потому, что ты – лучше его. Ты добился того, что хотел. И победил его. Пусть хитростью – это тоже оружие.
Затем Ву пришло в голову: такой  итог разговора с архангелом -- не знак ли, что молитва… Услышана… Тем более что он уже знал из Словаря: случайности не существует – всё на этом свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвестие...


                (продолжение: http://www.proza.ru/2016/03/02/1048)