ЗаседаниеРАПО

Александр Образцов 3
Заседание  Р А П О
Эпическая сцена

Председатель
Заместитель
10 председателей колхозов
(Заветы; Звезда; Победа; Салют;
Клич; 10 лет; 20 лет; 40 лет; 50 лет; 110 лет)

Стол. За ним заседает РАПО(Районное агропромышленное объединение).

Заместитель (читает)...  "Звезда" отсеялась к двенадцатому мая. "Клич" к тринадцатому.  А "110 лет" и вообще к 20. Лучше всех обстоит дело у "40 лет"...
Председатель. И все потому, что там у председателя голова, а не тыква.
Заместитель (читает)... "Этот колхоз по результатам посевной попал на областную доску почета. Что мешает отстающим быть в числе передовых? В свете последних постановлений мешает медленная перестройка хозяйственного онанизма. А она должна быть безотлагательной..."
Председатель. Чего?
Заместитель. Что?
Председатель. Прочти еще раз.
Заместитель. "Что мешает отстающим быть в числе передовых? В свете последних постановлений мешает медленная перестройка хозяйственного..."
Председатель. Стой! Дай-ка мне. (Берет текст, читает.) Та-ак... Сам писал?
Заместитель. Ну, сам.
Председатель. И печатал сам?
Заместитель. Машинистка печатала.
Председатель. Какая?
Заместитель. Да что вы, Феликс Васильевич?
Председатель. Та-ак... Ну, что ж. Проверим, как усвоили текст. Ну-ка, "110 лет", расскажи, что понял?
110 лет. Чего?
Председатель. Что понял, говорю, из доклада.
110 лет. Ну, это самое... Плохо... Плохо работаем...
Председатель. Ближе к тексту.
110 лет. Ну, это, значит... (Прочищает горло.) Отсеялся к двадцатому мая, значит... Самый, значит, последний...
Председатель. Дальше.
110 лет. В результате, значит, потянул район вниз...
Председатель. Там этого нет. Ты что, не слушал?
110 лет. А где ж я был?
Председатель. Не знаю, где ты был, только не здесь.
110 лет. Да здесь я все время, Феликс Васильевич. Люди видели.
Председатель. Люди  сами  находились в другом месте.  (Ко всем.) Никто ничего не заметил?

Молчание. Затем гул голосов: "Не-ет!.. Да ну что вы, Фел Василь!.. Все нормаль!.. Нормаль все!.."
Председатель. Так. (Встает.) Выходит, я собираю вас только для того, чтобы на вас посмотреть. Не видел я вас давно, да? Это как будто я, например, сын какой-то, забывший мать родную, а вы - эта мамаша, к которой на похороны он хоть поздно, да явился? Так, что ли?..

Молчание.

Председатель. Так, что ли, спрашиваю?.. "40 лет"? И ты не слушал?
40 лет. Слушал, Феликс Васильич. Очень внимательно.
Председатель. Ага. Хорошо. (Садится.) Ну, ну. Говори.
40 лет. А что? Все отражено.
Председатель. А ты ведь мужик грамотный. У тебя же ВУЗ окончен?
40 лет. Как и у вас.
Председатель. А! (Указывает на него пальцем.) Как у меня! Ну, что ж, проверим, какого у тебя диплом качества. Так что?
40 лет. Что?
Председатель. Слушал внимательно?
40 лет. Внимательно.
Председатель. И ничего не заметил?
40 лет. А что я должен заметить? Отсеялся раньше всех. Не так разве?
Председатель. Это-то так...  Это все та-ак...  Ага.  Значит, ничего не заметил... А как насчет половых отклонений?
40 лет. (Пауза.) Ч-что?
Председатель. И русский язык изучал? И литературу?
40 лет. Ну, изучал.
Председатель. Значит, и классиков читал, и современных?
40 лет. Ну, читал!
Председатель. А что это ты на дыбки становишься? тебя спрашивают, ты отвечай... Затруднений не испытываешь, когда читаешь?
40 лет. Что читаю?
Председатель. Когда читаешь, допустим, такой какой-нибудь роман о том, как они... мгм... не так, как обычные  люди, а всякое без баб там... и прочее, даже вспоминать противно, ничего такого не испытываешь?
40 лет. А что я должен испытывать?
Председатель. Что это ты голос повышаешь? Я тебя спрашиваю, ты отвечай. Сейчас с дипломами вон на фермах навоз возят! Расскажи-ка ему, "Заветы", какой у тебя инженер-электронщик работает, если он еще не слышал!
Заветы (с готовностью). Работает, Феликс Васильич! Только он уже не на ферме. Я его к себе взял, консультантом, чтоб людей не спаивал!

Хохот.

Председатель. Ага, значит у тебя консультант есть. Хорошо. Тогда я тебя спрошу то же самое.
Заветы (виновато). Пропустил, Феликс Васильич. Виноват. Прослушал то место.
Председатель. Какое место?
Заветы. Ну то.
Председатель. Какое - то?
Заветы. Ну, которое вам надо.
Председатель. Ты что же это меня, оскорбить решил? (Буреет.) Ты что же это... (Встает.) Что это за... намеки такие?!..
Заветы. Феликс Васильич!..  Ей-богу!.. (Прикладывает ладони к груди.) Даже в мыслях не имел!..
Председатель (садится, бьет кулаком по столу). Кто слышал, последний раз спрашиваю?!..
Заместитель на цыпочках выходит. Молчание.
Председатель. Что ж мне с вами делать-то... Посевную завалили... И хоть бы один! Хоть бы кто-то один слушал то, что ему вливают! в ухо!

Молчание. Слышен голос заместителя из приемной.

Голос Заместителя. Срочно, я вам говорю! Срочно!.. Да нет, конечно, временное, но очень сильное, понимаете? И неожиданное, внезапное!.. Ну, конечно, сошел... Как все сходят, а потом - все нормально... Ждем.

Молчание. Заместитель входит, теряется под взглядом всех без исключения глаз.

Председатель. А вот сейчас мы тебя самого проверим... Ты-то, когда читаешь, ты сам себя слышишь или нет?.. Ну? Я тебя спрашиваю?!
Заместитель (на цыпочках подходит к столу, садится). Конечно нет. Успокойтесь, Феликс Васильич. Все будет хорошо. Все это чепуха. Посевные все эти, уборочные. Никто этим не интересуется и, знаете, все все слышат. И себя слышат, и посторонних. Все замечательно, не надо только напрягаться.
Председатель. Ты куда звонил?
Заместитель. Да никуда я не звонил. Куда звонить-то? Звони не звони. Это сам с собой я, Феликс Васильич. Не обращайте внимания. Если что-то надо, вы не стесняйтесь. Можем даже спеть все вместе. А? Народ?
Гул голосов: "Можем!.. А что? Конечно... Что ж тут..."
Председатель. Ну, пойте. А я послушаю. (Садится удобно, скрестив руки на груди. Взбешен.)
Заместитель. Это мы совершенно без затруднения... "Победа", "20 лет" и "110"! Тихо, задумчиво... (По-дирижерски делает рукой, сам запевает). "Шумел сурово брянский лес..."
Все подхватывают: "Во мраке молнии блистали!"
Председатель. Тихо!.. (Пение стихает). Вы же все перепутали!
Заместитель. Совершенно верно. Ничего подобного никогда в жизни не видел.
Председатель. Ты куда звонил, я спрашиваю?
Заместитель. Никуда я не звонил. Я здесь сидел все время. Все подтвердят.
Гул голосов: "Да здесь он... Никуда он... да что на человека..."
Председатель (пауза, протягивая руки). Ну, все. Вяжите меня. (Заместителю). Галстук с меня сними... Галстуком.

Заместитель снимает с него галстук, связывает руки. Толпой выводят председателя в приемную.

Голоса. Ты посмотри, сразу и примчались... Как начальника куда-то забрать, так они быстро...

Входят. Тихо, вздыхая, рассаживаются.

Заместитель (строго). Ну так... я думаю, продолжим?..