Хотеть не вредно, вредно не хотеть

Евгений Терёхин
В своей лекции «Семейные ценности» А. Филоненко говорит любопытную вещь. Дьявол хочет, чтобы люди не удовлетворяли свои желания, а их останавливали. Есть два способа остановить желание, любое желание. Один способ – попытаться ухватить объект желания, овладеть им, а второй – отречься от желания. Обладание и отречение – это, по сути, одно и то же, а именно остановка желания.

Отцы Церкви учили, что в человеке нет ни одного плохого желания. Все страсти – это добрые силы души, направленные во зло. Делить желания на хорошие и плохие – это этика, а не духовность. Нет плохих и хороших желаний. Есть только желание остановленное и желание исполненное. Бог желания исполняет. Дьявол желания останавливает. И учит нас это делать. Либо через обладание, либо через этику.

Человек, например, хочет есть. Это доброе желание. Дьявол говорит: «Возьми всю еду со стола и объешься до отвала. Овладей тем, что хочется». Это – остановка желания, поскольку любой объевшийся начинает презирать еду. Добрая вещь становится для него мучением. Когда мы голодны, мы хотим вовсе не тошнотворного чувство переполненного желудка, а чего-то другого. Даже не сытости, а чего-то большего, чем сытость. Обладание едой – это слишком мало. Мы остановили желание. Мы хотим большего!

Желание еды, в конечном итоге, пробуждает в человеке предвкушение небесного пира. Только эта «еда» поистине насыщает. Конец нашего желания еды – небесный пир.

Или же дьявол говорит: «Отрекись от желания еды. Постись. Голодай. Тогда победишь в себе страсть к еде». Это тоже остановка желания. Это внешняя этика. Соответствие правилам. Мы не должны ни отрекаться от желания, ни овладевать его объектом. Каждое желание – это путеводная нить на небо. Если не овладевать объектом желания, и не отрекаться от него как от зла, то оно приведет нас к Богу.

Мы живем в мире остановленных желаний. Нам говорят одно из двух: «Бери от жизни все» или: «Отрекись от желаний». Человек в таких условиях не живет, в нем умерло желание. Как сказано у Соломона: «Исполнившееся желание – древо жизни» (Притч. 13:12). Живет лишь тот, кто желает.

Но что такое желание исполнившееся? Объесться – не значит исполнить желание еды. Отречься от еды – не значит победить желание. Надо понять, что любое желание есть зеркало, в котором отражается наше небесное происхождение. Когда мы, желая покушать, понимаем, что никакая еда на всем белом свете, не даст нам того, чего мы на самом деле желаем, мы осознаем, что хотим совсем другой трапезы и начинаем предвосхищать небесный пир. Это и есть путеводная нить к небесному празднику, истинному вину, которое Иисус обещал пить с нами в Царстве Божьем.

Любая еда – это эхо Каны Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. Простая трапеза – вода – становится вином, праздником. Любая еда зовет нас на нескончаемый небесный праздник, который никогда не кончится, потому что там Иисус, у которого вода всегда превращается в вино.

Исполните свое желание еды и питья – предвосхищением уже начавшегося праздника. Оно станет для вас древом жизни, источником подлинной жизни. Позвольте желанию достичь полноты – не убивайте его обладанием или отречением. Слушая восхитительную мелодию, нужно оторвать взгляд от земли и услышать отзвуки Небесной гармонии. Видя красоту человека, нужно увидеть в нем отблеск Человека-Каким-Он-Должен-Быть. Желая земного, нужно узнать в простом веществе то, что Иисус возьмет и превратит в вино, в брачный пир, «трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин» (Исайя 25:6).

Тучные яства и чистые вина – это тот предел, к которому зовет нас наше желание. Именно там оно становится древом жизни и приносит нам свои плоды.