Типология камня. Введение

Марина Николашвили
     Камни в жизни человека появились  давно, вначале это были кости и клыки животных, а позднее - мягкие камни, т.е. камни с малой твердостью, такие как,  гагат, хризоколла, малахит. Первыми стали украшать себя мужчины: камни выполняли функцию талисманов. Позднее люди стали  собирать красивые камни для того, чтобы ими любоваться (например, прозрачные кристаллы кварца). Считается, что  30 тысяч лет назад человек освоил простейшую технологию обработки камня при помощи каменного резца и стал использовать морскую гальку и ракушки для изготовления  украшений. Первые украшения были выполнены в виде ожерелий. В древности камни выполняли 3 функции: талисманы, украшения и деньги (нефрит в Китае, агат - на острове Борнео).
     В Древней Руси обрабатывать камни и изготавливать ювелирные изделия начали в XI-XII веках. Первоначально ювелирное искусство начало развиваться в Великом Новгороде, а затем -  в Великом Устюге и Тотьме (сейчас это города Вологодской области). С XVII века получили развитие школы древнерусского ювелирного искусства (усольская, ярославская и др.). В XVIII веке центром ювелирного искусства стал Петербург, популярность приобрели украшения в европейском стиле. В 1848 году в Петербурге открылась ювелирная фирма «Фаберже», которая впервые для производства модных украшений стала использовать полудрагоценные камни уральских и сибирских месторождений.
    Со второй половины XIX века в России начали производить украшения массового спроса мастера Красносельских промыслов (Кострома) и Рыбной слободы (Казань). В промышленном масштабе выпускались: броши, браслеты, цепочки, булавки для галстуков, запонки, медальоны из серебра и меди со вставками из уральских самоцветов, перламутра, стекла – в более дешевом варианте для купцов, мещан и интеллигенции.  С 1920-х годов  государство установило монопольное право на работу с драгоценными камнями и металлами для производства изделий  массового спроса, лишь некоторые мастера создавали штучные изделия с высококачественными камнями, которые затем поступали на государственное хранение в Алмазный фонд.
   Современные ювелиры все чаще называют драгоценными или ювелирными все минералы, которые используются в ювелирном деле. Для удобства изложения мы также будем называть камни драгоценными / ювелирными.
  В  современном мире понятие «драгоценный камень» занимает очень важное место, являясь элементом общей культуры  нации и  частной культуры  - лингвокультурологии.
    Объектом данной работы  являются названия драгоценных камней, соответствующих кристаллов и агрегатов, выраженные специальными лексемами или словосочетаниями.
    Предмет  изучения – физические характеристики (цвет, прозрачность, форма и др.) драгоценных камней в период XI-XXI вв., особенности эволюции процессов номинации изучаемых денотатов, включая их естественные (природные) и искусственные формы.

    Среди физических признаков драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней для геолога, ювелира, торговца, потребителя, главенствующую роль на всех этапах исторического развития русского и других языков имел такой устойчивый физический признак, как цвет. Что касается наименований драгоценных камней, то фактический материал свидетельствует о наличии двух языковых универсалий. Во- первых, понятие цвета положено в название самого камня: рубин через нов.-в.-н. rubin из ср.-лат.    rubeus – «красный»    [ ЭСРЯ III, 511 ]. Во-вторых, в настоящее время уменьшается доля цветонаименований – названий камня по его окраске, типа, лазурит, аквамарин, в направлении цветообозначений – словосочетаний, типа, розовый опал. При этом базовая окраска минералов (в основе номинации) оказывается  уже, чем современные цветовые характеристики камней, типа: азурит (фр.azur) – лазурно - синий, небесно-голубой может иметь зеленовато-фиолетовый цвет;  гематит может быть не только ярко-красным, но и стально-серым. Шпинель, которую первоначально воспринимали  похожей окраской  на терн (лат.spinos), официально бывает  красной, голубой, зеленой (хлоршпинель).
       До настоящего времени сохраняется некая неопределенность в выражении оттенков цвета камней. При этом расширяется зона переходных цветов, что на языковом уровне связано с развитием сложных цветообозначений. Это положение подтверждает наблюдение В.П.Кульпиной об изменениях цветовосприятия у современного человека, с его стремлением к дифференциации и детализации цветовых реляций, что в свою очередь может приводить к «разделению» оттенков, «отъединение» их друг от друга [Наименование 2007,129]. Ср.: синий, черный, красный, зеленый цвет шпинели // альмандиновая, сапфировая и рубиновая шпинель.
    Цветовые прилагательные можно считать терминами только в том случае, если они зафиксированы в специальных словарях. Так, турмалин может быть: бесцветный (achroite), бурый / коричневый/ дравитовый (dravite), голубой/ синий (blue tourmaline, blue schorl), железистый (black iron tourmaline, pierrepotite), индиго - синий (indicolite), корродированный (ragged tourmaline), малиновый/ красный (red tourmaline, rubellite), черный (black tourmaline)[ГС 1960, 494].
      Цветовая гамма драгоценных камней постоянно пополняется новыми специальными обозначениями. Можно отметить специальные цветовые лексемы турмалин, появившиеся в современном русском языке: изумрудно – бирюзовый турмалин, небесно-синий турмалин, сине-фиолетовый турмалин, фиолетово-красный турмалин, красно-сиреневый турмалин. Международное наименование: интенсивно – малиновый турмалин = сибирит ( англ.siberite) , зеленый бразильский  турмалин (англ.Brazilian emerald).
       Под «цветовое наименование» рубеллит (греч. «красноватый») подводятся турмалины, окрашенные в красные, малиновые, вишневые, розовые цвета. Такие названия мы относим к потенциальным терминам, не учитывая их частотность вне специальной геологической литературы.

      С конца XVIII века зрительные характеристики драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней дополнены указанием на формы рисунка «рисунчатых» камней, что обеспечивает полет фантазии исследователя, покупателя, ювелира, покупателя.
   Сравнение специальных источников между собой свидетельствует о трудности классификаций драгоценных камней по их прозрачности. Так, С.В.Раделов  относит халцедон к полупрозрачным кварцам [Раделов 2010, 53] , а Т.Е.Здорик – к непрозрачным [Здорик 1979, 85].