как я пытаюсь стать и остаться таджиком

Алексей Авганов
как я пытаюсь стать (остаться) таджиком…


Во имя Аллаха! Милостивого! Милосердного!


Братья и сестры!


   Давненько не писал ничего протяженного (большого)… имеется  ввиду  по величине (как говорят редакторы)… по количеству знаков.
 На заре своей «литературной деятельности», если можно это так назвать… написал статью, а скорее рассказ «Как я пытался стать русским». Напечатали газета Вести трудовой миграции (мой литературный крестный отец Попов А. С.) газета Профсоюза трудящихся мигрантов… она (газета ПТМ) первая протянула мне руку известности (меня стали читать мигранты)… ежемесячный тираж 23500 экз. Газета Азеррос также напечатала эту статью - рассказ. Мой драгоценный друг, главный редактор этого издания азербайджанцев России, великолепный человек, интеллигентнейший и талантливый  журналист Вагиф Адыгезалов в настоящее время начальник одноименного сайта и вдохновитель этножурналистического движения России не только напечатал мое творение, но еще и выставил его на конкурс СМИротворец, только зарождавшийся в те годы.
 
  В конкурсе было множество номинаций,  я  удостоился чести попасть в…. номинанты оного конкурса с первого раза, да еще и в номинацию… Лучший журналист России пишущий о проблемах миграции. И вот неожиданный звонок Вагифа и я еду в Москву. Кое - как нашел место проведения. Шикарный зал полон на сцене: Эдуард Сагалаев, Василий Лановой – ведущий, еще масса известных, очень известных, известнейших и совсем уж известных… артистов, журналистов, политиков, бизнесменов и прочая, прочая.
  Как говаривал Аркадий Райкин – на сцене битком, в зале – три сестры, дядя Ваня…пожарник!
  Меня приглашают на сцену, вместе с шестью номинантами этого конкурса. Василий Лановой, одетый в белый пиджак и черные брюки своим великолепным голосом и с присущим ему юмором вещает со сцены: только я и Алексей Авганов имеем вкус в этом зале, он в черных брюках и я, у него белый пиджак и у меня.
  Премию по номинации и первое место отдают корейцам, второе место немцам России, третье не помню, я остаюсь в почетной семерке…
Мне позвонил по телефону посол РТ в России А.С. Достиев и удостоил получасовой беседы, хотя ранее мы знакомы не были…
   И вот тому уже 12 лет, как я живу в Рязани, написал за это время много чего. Издал книгу о своем хождении в Душанбе из Рязани, книжку стихов, книжку рубаи, на подходе (в вёрстке) еще одна книга стихов и всё это, безусловно, с Божьей помощью и конечно же  с помощью моих друзей и соратников по борьбе за права мигрантов и поднятию имиджа моего любимого таджикского народа - Рената Каримова, Мухаммада Эгамзода, устода Тимура Зульфикарова, бывшего посла РТ в РФ Абдулмаджида Салимовича Достиева (дай Всевышний ему здоровья), Гуфрона Вахобова, Александра Попова, Володи Гущина, Магомеда Мутаева, Вагифа Адыгезалова, мулло Нурулло, Дмитрия Садова, Фархода Азизова и Далера – дизайнера и редактора моих последних книжек… и многих, многих  других! Друзья мои я Ваш, я Ваш, я Ваш! Хотите вы этого или нет… Ваш я!
  Стал ли я истинно русским?! Я, имеющий 50% настоящей русской, рязанской крови?! Не знаю, честно…
  Но есть другое, я стал бояться…. перестать быть таджиком, перестать быть… истинным сыном своего сарихасорского отца и моего таджикского народа,  шахрванди Чумхурии Точ,икистон, как говорится!...
   Чего греха таить…многие таджики стесняются,…что они таджики, не хотят в России – быть таджиками. Девушки красятся в белый цвет, пытаются выглядеть и вести себя как русские (в этом, конечно же, нет ничего плохого), но всё же…
   Я в названии своего рассказа – статьи «Как я пытался стать русским» поставил ещё и подзаголовок (или…с волкАми жить, по волчьи выть)… мудрая русская древняя поговорка, хотя прожив почти всю жизнь в Таджикистане многие  даже слова одного не знают на дари, форси, по таджикски!   Да не в обиду им, братьям моим, это будет сказано  а  пардон…  в назидание!!!
  Я же чувствую, наоборот, не ассимилирую в русскую действительность, хотя все условия и предпосылки для этого есть!!! Стал учить таджикский, рассовал словари таджикско – русские и русско - таджикские везде и в машине, и в туалете, и в компьютере, и… где только можно.  Вынуждает к этому меня… элементарная тоска по Отечеству моему, по милому сердцу незабвенному Таджикистану. Кроме того я серьезно изучаю Ислам (наряду с Библией и канонами Православия, безусловно) Коран, Сунну, еженедельно беседую с имам - хатибом рязанской мечети мулло Нурулло.
  Есть еще одна поговорка – «с глаз долой из сердца вон»… но я понимаю так, это говорится о влюбленности в кого то, в человека какого то, и то – не серьезной любви, всепоглощающей, а такой – мимолетной так сказать…
  Множество дней, проведенных (прожитых) мною вдали от Таджикистана, как ни странно… не погасили пожар любви к родной Земле, а наоборот… разожгли (зажгли) в моем сердце незатухающий костер (вечный огонь … оташи човидон). Это костер моей любви и уважения к моей Земле, моему благословенному народу – таджикам! И будет гореть он вечно, потому что моя любовь вЕчна, как вершины Крыши Мира (Боми Чахон), Памира (говорят памирцы не таджики… ерунда, как нет Таджикистана без Памира, так и нет таджиков без памирцев, альхамдулиЛЛах, иншаАллах мы – братья навек, мы дети одной, родной таджикской Земли и памирских гор… моих родных гор! Как и я сын своего таджикского народа и своего отца то абад (навеки)!!!
 Так что я думаю мне не  стОит бояться перестать быть истинным таджиком, мне надо постараться… стать им и остаться таковым до самой смерти!


    … «слепая»… любовь…


… любовь слепа,  я с детства это слышал,
но как это… слепа  себе не представлял…
любовь действительно слепа, я это понял,
когда я вырос и  мужчиной… взрослым стал…
ведь я  давным - давно   Таджикистан не видел!
и постоянно от НЕГО вдали  живу…
но все равно  любовь к НЕМУ  мне… греет душу…
и я Отечество свое… всё больше, всё сильней люблю!
люблю Куляб, люблю таджиков море,
ту речку,  что по дну Варзобского ущелия течет,
люблю Вахдат  и  в  Шурабаде  горы, 
люблю как кеклик по утрам, в горах,  поет…
люблю Хамадони и мавзолей его… прекрасный,
мой Бальчуван… Лоика, я люблю, стихи…
мне сладок дым Отечества, кизячный…
и песни, что поют дарвазцы – земляки…
всех   русских я люблю  на улицах таджикских!!!…
ОНИ  та часть, что не хватает нам,
с тех пор, как  приключилося  несчастье…
и с НИМИ, врозь, с тех пор  приходится жить нам,
люблю я Гарм, прохладный и прекрасный,
люблю я Джиргаталь, люблю Хорог, люблю Тавильдару…
люблю мой Душанбе  –  мою  Благословенную столицу…
и  сладки  мне воспоминания  – про Исфару…
я все это люблю, хоть и не вижу…
я вижу и люблю всех… сердцем и больной душой,
родные – земляки… душой своей я всех ВАС вижу...
и буду видеть ВАС ... пока  живой!
   

 Ассалому алайкум, Рахматулло! Мир Вашему дому!

               
                Алексей Авганов, сын своего отца