Главное - самому себе не лгите

Соня Воробьева
« Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям, и доходит совсем до скотства в пороках своих, а все от беспрерывной лжи и людям и себе самому.»

                М.Ф. Достоевский.



Накопитель медленно заполнялся людьми, уставшими, злыми и раздраженными, хотя, среди них можно было выделить небольшую группку, что явно не унывала и ждала полета. Я снова пришел слишком рано, поэтому мерил шагами кафельный пол, расхаживая из стороны в сторону. Туда-сюда. Туда-сюда. Туда-сюда.
Изредка мой взгляд падал на часы и тут же утыкался в пол. Людей начинала раздражать моя возня, но я ничего не мог с этим поделать, такая уж привычка, в то время, как все сидят и ждут объявления посадки, я нарезаю круги. Грузная женщина лет тридцати возмущенно посмотрела на меня и, заметив мой взгляд, тут же отвела свой в сторону, не скрывая недовольства. Я лишь пожал плечами и продолжил ходьбу, снова забыв о посторонних.

Его я заметил уже тогда, когда до посадки оставались считанные минуты. Быть может он подошел только что или же я просто не обращал на него внимания, но сейчас я не мог отвести от него глаз, не скрывая интереса. Молодой человек, отдаленно напоминающий меня и даже одетый примерно в те же вещи, точно так же расхаживал из стороны в сторону. Только если я ходил вперед – назад, то он, относительно меня, двигался справа налево и обратно.
 Люди точно так же косились в его сторону, но не решались что-либо сказать. Я даже улыбнулся этому пареньку, словно понимал, что он сейчас чувствует, и разделял эти чувства с ним напополам. Он же бродил и не обращал на меня никакого внимания.

Из мыслей меня выдернуло объявление посадки, я внимательно прослушал его и пошел в сторону уже немаленького скопления людей, мысленно настраивая себя на полет.
Никогда не любил самолеты… Во-первых, я просто-напросто не доверял летающему куску металла, кого-то это восхищает, а у кого-то, как у меня, это вызывает недоумение, во-вторых, я не был тем человеком, которому было легко усидеть на месте несколько часов, уснуть еще ни разу не получалось, поэтому я старался выхватить место у окна, чтобы хоть как-то избавиться от скуки и развлечь себя.
Вот и сейчас я разглядывал аэропорт в небольшом окошке и рассуждал о том, чем буду «развлекать» себя на этот раз, пока остальные пассажиры суетились,  искали свои места и разбирались с  ручной кладью. Где-то орал ребенок и я уже предвкушал, как буду слушать его «серенады» на протяжении всего полета.
-Добрый день,- обладатель приятного голоса поздоровался со мной и уселся рядом, я повернулся, чтобы увидеть своего соседа и как же удивился, когда увидел на его месте себя… Вернее сказать, того самого парня, которого приметил еще в накопителе. Он ничуть не отличался от меня: тонкие бледные губы, нос с горбинкой, большие голубые глаза и широкие темные брови, цвет которых совсем отличался от цвета  светлых волос.  Различие наше заключалось лишь в том, что одеты мы все же были по-разному, поэтому предположение о том, что я гляжу в зеркало, у меня тут же отпало. Но выглядело это невероятно, странно и пугающе для меня, в то время, как для посторонних мы явно были близнецами.
-Добрый,- опомнившись, я подумал, что выгляжу, пожалуй, глупо, так нагло разглядывая соседа. Он же будто совершенно не заметил того, что перед ним сидит его точная копия и спокойно продолжил.
-Вы в Калининград по работе или так, полюбоваться на городские пейзажи?
-По работе… А вы?- я постарался улыбнуться и продолжил, уже не так навязчиво, разглядывать собеседника. Это точно был я, незаметно для него, моя рука потянулась к запястью другой и ущипнула его, я вздрогнул, но понял, что не сплю. Еще больше заставляло удивляться то, что он оказался рядом. Не просто прошел мимо на улице, а сидел со мной в одном самолете на соседнем сидении, черт возьми!
- Отдыхать, люблю этот город. Кстати, позвольте представиться, Юрий,- он улыбнулся и кивнул головой.
-Юрий…- представился я. Наконец, и мой сосед проявил хоть немного внимательности и, кажется, заметил, что происходит что-то странное. Его брови от удивления взмыли вверх, а глаза широко раскрылись.
-Надо же! Какое совпадение,- Юрий усмехнулся и откинулся на спинку кресла.
-И не говорите…- в голове проносились варианты развития событий и я судорожно перебирал их. А может, я сошел с ума? Совсем заработался и теперь брежу? Передо мной сидит совершенно другой человек, ну, может, лишь имена наши совпадают или я и тут ослышался…
Какой же бред! Бред! Бред! Я сплю!
Я снова ущипнул себя за руку, укусил за губу, наступил ногой на ногу, но мой сосед, довольно развалившийся в тесном кресле, не обращающий внимания на мои припадки и, кажется, уснувший, оставался самим собой, тем самым человеком, что выглядел в точности, как я. Еще и Юрий…
Тогда в голову пришла мысль о том, что сбои в матрице все же происходят и в жизни случаются такие ситуации.
И вообще, бывают же люди очень похожие как близнецы. Или он просто видел где-то мое фото и сделал пластическую операцию?
Это могло быть что угодно, и я даже смирился с нашей идентичностью. Одного я понять не мог, как мы оказались с ним на борту одного самолета в соседних креслах? Как такое возможно?

Все эти мысли настолько растянулись, что я лишь позже понял, что убил на них половину полета, и опомнился тогда, когда милые девушки-стюардессы начали разносить обед. Я сделал заказ и аккуратно толкнул Юрия, в попытке его разбудить, он открыл глаза и оглянулся.
-Рыба или птица?- девушка по имени Ирина перевела свой взгляд на порции, привлекая этим внимание только что проснувшегося.
-Птица,- ответил он и получил свою порцию, а затем снова повернулся ко мне и поблагодарил. А я так и не мог избавиться от ощущения, что смотрюсь в зеркало.
Я лишь кивнул ему и принялся за обед.
-Вам нравится ваша работа?- как бы между прочим поинтересовался Юрий.
-Да, не жалуюсь,- сухо бросил я.
-Хорошо зарабатываете, наверное,- нетактичный расспрос продолжился.
-Опять же, мне не на что пожаловаться.
-А эти деньги стоят той нервотрепки, что устраивает вам каждый день начальник?- он усмехнулся.
-С чего вы взяли, что это так? Почему вы вообще считаете, что начальник мне что-то устраивает ежедневно?- опешил я.
-А разве не так?- он выгнул бровь и уставился на меня, от чего мне стало не по себе.
Я молчал.
-Да ладно вам, просто личный опыт, да и почти все с этим сталкиваются,- поспешил заверить меня мой сосед.
-Возможно вы и правы.
-Главное, чтобы это все же не шло в ущерб личной жизни, я считаю. У вас есть хобби, которому вы посвящаете время вне работы? По вам видно, вы человек занятой, Юрий,- мое имя он произнес так, что меня передернуло, будто это было вовсе не мое имя… Было ощущение, как раньше, в школе, когда ненавистная учительница называет тебя чужим именем и говорит это как-то мерзко, с противной интонацией…
-Да, есть, я люблю собирать пазлы. Немного необычное занятие, наверное… Редко кто теперь этим увлекается. Но мне это действительно нравится,- я улыбнулся.
-О, пазлы,- он поджал губы и закивал,- очень хорошее занятие. И все же, простите мне мою нетактичность, я вижу, что вас это задело,- он сделал виноватое выражение лица и затем мягко улыбнулся.
-Нет-нет, что вы, все в порядке, просто я был немного удивлен таким живым интересом постороннего человека к моей личности…- я улыбнулся в ответ, но уже действительно искренне. Так странно и быстро после его слов поменялось мое отношение к нему, будто я понял, что этот человек не желает мне зла и общается со мной, как со старым другом.
-Просто, я заметил, что мы с вами несколько… Похожи… И мне захотелось узнать о вас немного побольше,- сосед засмеялся и я засмеялся с ним.
-Да, это действительно слегка сбивает с толку…- он все же заметил, но, в отличие от меня, сумел сдержать себя и не показать это.,- А что вас еще интересует?
-Ох, даже не знаю… Масса вещей! Так все же, вас ведь загружают на работе?- он сцепил пальцы в замок и положил на столик, который с недавних пор пустовал.
-Да, есть в ваших словах доля правды. Порой все так хочется бросить, но если я брошу, то я многое потеряю…- сознался я и задумчиво уставился в стоящее вереди кресло.
-Многое?..- он прищурился, словно обдумывал что-то,- А стоит ли ваша работа и ваши усилия этого всего? Действительно ли нужно за нее цепляться?
-Да, а как же иначе? Меня ценят и оклад хороший, почему я должен бросать это дело?- уже не так уверенно ответил я.
-А так ли это?- его вопросы словно повторялись, но они с каждым разом копали все глубже и глубже,- А, может, вы просто уже вросли в свое кресло и боитесь потерять эту работу из страха того, что не найдете другую? А не кажется ли вам, что это глупо? Вас не ценят на самом деле, но вы, достаточно хороший сотрудник, просто боитесь перемен?
Я молчал. Я молчал очень долго и в итоге ответил:
-Кажется…
-Не думаете ли вы, что вы стали трудоголиком? Работа. Работа. Работа. Не страдают ли ваши близкие, пока вы гоняетесь за успехом?- продолжал собеседник.
-Что?- я удивленно уставился на него.
-Наши близкие всегда нуждаются в большем внимании, но они никогда не попросят этого, потому что они стараются войти в наше положение. А мы гоняемся за призрачными идеалами, лижем жопы начальству и шишкам, готовы скалить зубы для нужных людей, называя это улыбкой, в то время, когда дома есть те, кому нужно просто наше внимание. Объятия, добрые и теплые слова, улыбки. Те, кому нужны мы, а не вся эта мишура, с которой мы бегаем, стремясь к успеху. Наш успех, прежде всего,- наши родные и близкие. Это те люди, которые никогда нас не кинут и в любой ситуации помогут,  а мы так пренебрежительно к ним относимся… Так вот, нет ли таких людей, о которых вы позабыли?..
-Есть,- понурив голову признался я. Если родителям я еще не забывал ежедневно звонить, навещать на выходных, то был человек, которого я потерял из-за этого…- Моя жена…
-«Частые скандалы, ей не хватает внимания, а я из шкуры вон лезу, лишь бы ей хорошо жилось!» Так ведь?- он усмехнулся.
-Именно,- понурив голову ответил я. Я до сих пор переживал из-за этого, потому что любил ее и не хотел потерять.
-А вам не кажется, что стоило просто прислушаться к ней? Проявить хоть немного больше внимания, заботы и вы бы не разошлись? Она ведь явно не гналась за материальным благополучием, раз так холодно относилась к деньгам… А сейчас вы наверняка ударились в работу еще больше, чтобы пережить это все, хорошо хоть не стали пить, не превратились в алкоголика или же скота, что кидается на любую бабу без разбора… И вот столько усилий вместо того, чтобы просто  попытаться ее вернуть.
На табло высветилось: «Пристегните ремни».
-А кому это надо? Как-то глупо,- я глубоко вздохнул.
-Это ваше дело… Но вы даже не попытались ее вернуть, не поборолись, а ведь она наверняка ждала,- он пожал плечами и поджал губы.
-Откуда вам знать? – я хмыкнул.
-Это знаю не я, а вы, просто вы это еще не до конца поняли…

Я вновь замолчал и в этот раз говорить ничего не хотелось, молчал и мой собеседник.


-Почему мы говорим обо мне? Расскажите о себе?- раздраженно бросил я, когда самолет совершил посадку.
-С радостью, я расскажу вам о себе все, но для начала попытайтесь хоть немного разобраться в своей жизни и наладить в ней хоть что-то… Держите,- он улыбнулся и протянул мне визитку, а затем направился на выход.
Я посмотрел ему вслед и перевел взгляд на визитку. На свою собственную эксклюзивную визитку.

Юрия я так и не нашел, ни на трапе самолета, ни в переходе, что вел в аэропорт, ни в залах аэропорта. Он словно испарился, оставив меня наедине с собой и своими мыслями.