Жила-была мышь. И все мыши, жившие в доме, звали её Грамотейкой. Вы не поверите, но мышь Грамотейка умела читать. Где уж она научилась этому, никто не знал, а сама она, когда её спрашивали об этом, от ответа уклонялась.
Но кто-то из мышей видел, как однажды Грамотейка грызла «Букварь», который обнаружила в мусорном ведре, и затащила к себе в нору. Возможно, так она, и сама не желая, научилась читать.
Грамотейка любила читать, но читала она не всё подряд – предпочтение отдавала детективной литературе. Пыталась она читать и газеты и как-то затащила в нору несколько страниц «Комсомольской правды», но почитала-почитала, ничего не поняла из прочитанного и сгрызла газету. Но надо сказать, что рассказы о звёздах шоу-бизнеса в газете её посмешили.
Вы спросите: где же Грамотейка детективную литературу доставала, ведь в библиотеки для неё двери закрыты, да и читательского билета она не имела? А ответ на этот вопрос простой: читала Грамотейка не детективы Марининой и Донцовой, да и вряд ли они её и заинтересовали бы, а читала она инструкции к капканам, мышеловкам, ядам.
Хозяева дома, в котором обитала Грамотейка со своими сородичами, уже давно и упорно вели борьбу с засилием мышей в доме. Они расставляли по дому капканы, мышеловки, раскладывали по углам яды, а инструкции к ним за ненадобностью бросали в мусорное ведро.
Мусорное ведро и стало для Грамотейки своего рода библиотекой.
Вы скажете: да можно ли найти в этих инструкциях что-либо детективное, не впустую ли Грамотейка время своё тратила, читая такую ерунду!
И я поначалу так думал. А вот как прочитал одну из инструкций, так и по-другому стал думать.
КАПКАН ДЛЯ МЫШЕЙ
(инструкция)
Насадите приманку (хлеб, сыр) на жало крючка. Отведите фиксатор в сторону. Преодолевая усилие пружины, поверните рамку вокруг оси до отказа, зацепите фиксатор за крюк и плавно отпустите рамку. Осторожно поместите капкан в необходимое место. Погибших грызунов заверните в целлофан и закопайте в землю вдали от источников водоснабжения, предварительно присыпав известью.
Согласитесь, что это настоящее детективное чтиво для мышей!
И я могу понять состояние Грамотейки, когда она читала такие инструкции, могу представить, как дрожал от страха её хвостик.
Но, как известно, любое чтение читающему пользу приносит. И Грамотейка читала, читала инструкции и всё умнее и умнее становилась. А когда она совсем поумнела, то и рассуждать стала.
Видит Грамотейка, сколько вокруг неё мышей погибает: и в мышеловках, и от ядов! И так жалко ей стало своих сородичей, ведь многие погибшие и её близкими родственниками были!
Думала, думала Грамотейка, как мышиному сообществу помочь, и решила мышам лекции по безопасности читать. А читая инструкции, Грамотейка и ума набралась и в конструкциях капканов, мышеловок и в действиях ядов стала разбираться.
Ну, все мыши сразу и согласились Грамотейкины лекции слушать – в мышеловках погибать никому не хочется!
И вот по утрам стали мыши собираться в Грамотейкиной норе. Слушали Грамотейку внимательно, обсуждали услышанное, удивлялись уму Грамотейки.
И полезными оказались для мышей лекции, и результаты скоро явились: всё меньше и меньше стало гибнуть мышей в мышеловках да от ядов. Погибали уж только либо совсем глупые мыши, либо те, которые лекции Грамотейкины по безопасности невнимательно слушали.
А хозяева дома даже растерялись, удивлялись: расставят мышеловки, яды разбросают, а ни одной мыши погибшей не находят. Мыши после Грамотейкиных лекций осторожными стали: с мышеловок кусочки сыра снимать как-то научились, а к ядам даже и не подходят – подвох издалека чуют! И осмелели мыши – хозяев не боятся: ночью в мешках с крупой сидят, зёрна грызут, днём с писком по дому носятся, в игры играют.
И только Грамотейка по дому не бегает, в игры не играет – сидит в своей норе, детективные инструкции читает, к лекциям готовится.
Восхищаюсь я Грамотейкой – её умом, начитанностью! И если она ещё жива, то дай ей Бог здоровья.
Но не дай Бог, чтобы в моём доме поселилась такая Грамотейка, любительница детективной литературы.