Два вечера в арт-кафе

Джеймс Александр Даркфорс
  Это случилось весной 2015 года. Я иногда не все подробности запоминаю, но попробую рассказать о том, что произошло.
  Я до сих пор не «избалован» концертами – даже в Омске. Так что лишних предложений выступить не бывает, особенно, когда человек проверенный и с хорошими «рекомендациями». А то всякое бывает – уже летом был другой случай, но там как раз всё закончилось намного лучше, чем я предполагал (впрочем, я не об этом хотел).
  Итак, «Контакт», личная почта, и туда попадает некий Константин Терехов – я немного знал о нём в связи с проектом mDullu (или mD19), с которым джемовала Яна Кудринская, Seilarmoon. Вот, к слову, и «рекомендация» – кстати, выступали они на тусовках, организуемых клубом «Атма-Сфера», созданным Павлом и Татьяной Бойко. «Атма-Сфера» сейчас не совсем клуб, скорее, это такая сложившаяся среда, которая что-то организует, там свой круг общения, как выясняется, и mDullu сюда входил. Так вот, Терехову понравилось то, что я делаю в музыкальном плане, и он предложил сотрудничество. А у него есть совместный проект с другим электронщиком, Кириллом Завацким, у которого есть проект ZKW. Называется всё это «WEM», «Workshop of electronic music». То есть они занимаются исследованиями электронной музыки, в основном, это ambient и всяческая мелодичная электроника. Помимо Завацкого и Терехова, кстати, в этой тусе был Антон Антошкин, DJ Toshas, но с ним я лично познакомился не в первый раз, когда мы общались – впрочем, как и с Завацким. Впрочем, по порядку.
  Итак, Терехов решил устроить совместное выступление, и для переговоров назначил встречу в арт-кафе «Республика». Я поехал, так как было необходимо просто встретиться и «прояснить моменты» (чуть позже я объясню, почему). А если всё в норме, и наше выступление (или, вернее, наши выступления – я предполагал ставить свою программу) состоится, то мне же надо знать, что за персонаж, не говоря уже о том, что на тот момент WEM работали с «Республикой».
  Вообще – и пусть на меня не обижается Анатолий Иванович Чередов, один из хозяев кафе, – серьёзный минус у «Республики» один. Место расположено не очень удобно, далековато от остановок общественного транспорта, вход – в торце многоэтажки, расположенной напротив детского зоопарка на улице Маршала Жукова. Поэтому, например, там не очень удобно парковаться таксистам. Но «не центровое» расположение – это не самое страшное. И как раз плюсы «Республики» с приличным запасом перевешивают этот минус. Ну, во всяком случае, для подобного места там вполне приличное обслуживание, я не один так считаю. Хотя как раз в первый приезд я предполагал всё-таки познакомиться с организаторами мероприятия, которое предполагалось с моим участием, и узнать, что же именно Терехову от меня нужно.
  И вот тут я сделаю одно «лирическое отступление». Редко, но такое всё же бывает, и ко мне обращались, например, с просьбой сделать бит (сделал, вроде, понравилось). В подобных случаях я обычно стараюсь объяснить собеседнику, что я не идеален, как музыкант, и то, что я делаю для себя – далеко не обязательно, что я это смогу повторить для другого. К тому же был в 2001 году опыт, когда со мной пытались связаться какие-то кабацкие персонажи, которым что-то было бесполезно объяснять. В итоге эта лавочка прикрылась, так как персонажи оказались любителями «заложить за воротник» – и с соответствующей дисциплиной они сами же профукали свой проект по зарабатыванию денег сомнительного качества музыкой в заведении среднего для тех лет класса. Поэтому, когда я пообщался с Тереховым, у меня было желание объяснить человеку, который с некоторой настойчивостью говорил о сотрудничестве, что его идея импровизационного проекта наталкивается на две проблемы. Первая – у меня свой проект, который для меня всегда будет главным. Вторая проблема – если речь идёт об импровизации на месте, то для этого нужно уметь «снимать» ноты, которые ты слышишь, а мне проще основную часть выстроить заранее.
  Как бы там ни было, я приехал в «Республику». Там я встретился с интеллигентным персонажем с длинными волосами и аккуратной бородкой – это и был Анатолий Чередов. Рядом с ним сидел молодой человек, которого я узнал по фото из Интернета, собственно, Константин Терехов. С ними у меня состоялся первоначальный разговор, в ходе которого основная часть моментов, требующих прояснения, была прояснена. Идея состояла в том, что в «Республике» часто проходят встречи с разными интересными людьми – например, незадолго до этого разговора там была встреча, на которой выступил акробат-саксофонист с «Минуты Славы», Александр Ячменёв. Люди показывают и рассказывают, им задают вопросы какие-нибудь.
  Мы с Тереховым договорились на первое совместное выступление, я сказал, что у меня есть ещё один вариант проекта – NO SIBERIA, в котором я планировал выступать с закрытой нижней частью лица (так, как в 2014 году выступил в качестве замены второго участника НЕФРИТОВОЙ МОЛОДЁЖИ – Антон Прокин приехал в Омск один). Но это название на афишах не появилось, а в рекламах, которые делал Чередов, упоминалось выступление основного проекта.
  Вообще на той встрече были заявлены WEM (как «Константин Терехов и Кирилл Завацкий»), а также гитарист-импровизатор Сергей Иванченко – электромеханик на железной дороге, который собрал несколько педалей, пару комбо и две весьма неплохие электрогитары, «Fender Telecaster» и «Epiphone Casino», если я чего не путаю. Помимо них был заявлен тогда поющий, как бард, Вадим Алыпов – бывший участник НОВЫХ ЕВРОПЕЙЦЕВ, заядлый мотоциклист и ученик Сидэо Кина, вместе со своей женой он ставил номера оригинального жанра на основе искусства «Ки-Хаб» (впрочем, не в «Республике», сразу предупреждаю, там он был только в роли барда и рассказчика). Ну, и уже не на афише был и я – заявленный, как участник «электроакустического проекта».
  Встреча состоялась 30 марта и, кстати, наше выступление было задумано, как этакая «открытая репетиция», поскольку WEM собирались выступить на вечере, посвящённом Льву Термену – как раз в Омск приезжал правнук легендарного учёного, Пётр Термен. Это мероприятие было названо «вечером электроакустической музыки». Что же до 30 марта, то это просто была встреча, которая предполагала, кстати, сюрприз. Таковым стала встреча двух участников ансамбля ГОЛУБОЙ ВАГОН, созданного в 1979 году. Сколько лет они не виделись – сейчас сложно сказать.
  Я действительно, как и обещал, выступил с закрытой нижней частью лица. В составе WEM. Все инструменталы с «Electribe» не были задействованы, конечно, так как всё-таки в первую очередь это было выступление Кирилла Завацкого и Константина Терехова. А я просто был приглашён поучаствовать в импровизации. Поэтому после бурного начала я по большей части подстукивал на «барабанных» пэдах своего грувбокса.
  Вадим Алыпов приехал не один, с ним была его супруга Юлия, которая, как позже выяснилось, является профессиональной танцовщицей. В смысле, я не знал, что она занимается танцами, пока кто-то из них двоих не обмолвился, когда Юлии сделали комплимент по поводу осанки. Этакая пара байкеров, не «перебесившихся» с возрастом – для «обычной женщины» с омской пропиской татуировка во всё плечо до сих пор является слишком смелым шагом. Это, я замечу, была Юлия. Алыпов выглядел тоже, как говорится, соответствующе. Элементы «мотоциклетного» стиля были достаточно хорошо подобранными. Кстати, в своё время Алыпов занимался мотоспортом, а какое-то время торговал на Ленинском рынке деталями для мотоциклов. А однажды его пригласили поучаствовать в цирковом шоу «Ки-Хаб», как раз тогда Сидэо Кин с учениками приехал в Омск, по всему городу висели объявления. И втянулся в итоге. Но в этот вечер он выступал с песнями под акустическую гитару и рассказывал истории, связанные с Сидэо Кином, мотоспортом, а также читал стихи, включая те, которые он написал для Сидэо Кина, которого просил разрешить ему носить собственный меч, как носили их хорошо подготовленные ученики Сидэо.
  Сергей Иванченко приехал с двумя гитарами и набором педалей, а также привёз комбо – что я уже упомянул. Своё выступление он составил из общения со зрителями и импровизаций, причём, довольно изобретательных. Только гитара, педали и комбо. И навык игры. Ещё раз – ни единой заготовки, только импровизация.
  Кстати будет отметить, что Иванченко и Алыпов давно друг друга не видели. А именно их и хотел свести между собой Чередов, поскольку узнал, что оба они в своё время играли в вокально-инструментальном ансамбле ГОЛУБОЙ ВАГОН. Извините, если что напутал.
  А уже потом выступил я. Ну, я не говорю, когда точно, но пять песен одним блоком, «Electribe» плюс «Kaoss Pad» – синтезатор не был задействован, потому что песни на тот момент выбирались почти рандомно: я не предполагал, что есть время для моего сольного выступления. Сразу хочу сказать, что меня уже успели обозначить, как «электро-авангардиста», что отчасти помогло снять вопросы по звуку – всё же публика в этот вечер собралась едва ли по-настоящему в подобной тематике сведущая. Я был немного удивлён тем, что нашлись люди, как тот же Вадим Алыпов, которым это понравилось. Хотя вопросы, конечно же, были, но они ко всем выступающим были. А самое интересное было в том, что потом, уже после концерта, мы всей компанией (Кирилл, Константин, их какие-то знакомые, Чередов и я) обсуждали наши выступления – моё и WEM. И Терехов же тогда сказал, что на вечере электроакустической музыки, который предполагался с участием Петра Термена, мне лучше будет делать свою программу, а WEM – свою. По словам Константина и Кирилла Завацкого, у нас оказалось очень разное мышление в области музыки, и моя работа со звуком была чем-то совершенно другого толка, нежели их импровизационные сеты. Но это было не плохо, напротив – вместо одного проекта на сцену от Омска выходило уже два, причём, получилось так, что весь состав выступающих охватил собой широкий спектр электронной музыки – от ритмичной до медитативной, от относительно лёгкой танцевальной стилистики до экспериментов, которые всё же больше как-то были для подготовленной публики. Идея в итоге была дообсуждена, и все разъехались по домам – спасибо администрации кафе за вызов такси.
  «На всё про всё» – две недели: Пётр Термен должен был выступать в «Республике» 14 мая. Я подготовил программу с таким расчётом, чтобы можно было развернуться, а самое главное – были написаны опорные ноты и тембры для солирующего синтезатора, чего я не успел сделать в расчёте на «открытую репетицию». Теперь оставалось только подготовиться к самому по себе выступлению: всё-таки Пётр Термен. То, что публика, в основном, пойдёт на столичного гостя, а остальные так, для затравки будут – было, в принципе, понятно.
  Вообще, кстати, музыки Пётр Термен играл очень мало – больше рассказывал, причём, рассказ о судьбе его легендарного прадеда и инструментах, которые он развивал, о фильмах и терменвоксе, о том, как популяризовали терменвокс в Европе и США. Он даже фильмы специально привёз на эту тему. Разумеется, он отвечал на вопросы публики и вообще, если честно, был достаточно корректен, хоть и холодноват где-то. Но он с известным пониманием относился к тому, что на мастер-классе ему придётся показывать работу с инструментом тем, у кого не просто не было опыта работы с этим «ящиком» (в Омск Пётр привёз недорогой, компактный «Etherwave»). По своему опыту скажу, что с терменвоксом надо упражняться, как следует, вам понадобится не только почти идеальный слух, но и такая же координация. Иначе у вас вряд ли получится что-либо сыграть так, чтобы это был не атональный вой, а что-то похожее на музыку. Возможно, именно эта история с мастер-классом всё чуть-чуть подпортила. Плюс «омский провинциальный снобизм» и банальная неосведомлённость публики – к чести Термена, он достаточно корректно объяснил одному из зрителей, что «Чардаш» на терменвоксе сыграть будет едва ли возможно: принципы звукоизвлечения здесь не подходят для таких коротких нот.
  WEM отыграли свой сет достаточно неплохо, в целом их приняли очень хорошо, хотя уже позже я слышал оценки класса: «Двадцать минут в машине – ничего так, но дальше уже не идёт». В этот раз на площадке участвовали DJ Toshas, Терехов и Завацкий, плюс с ними за компанию приехал (о них отдельно) Михаил Никишев – он же Casper, он же Cassiopeia. Приехал он не один, а со своей вокалисткой Юлией Бунаковой. С WEM они не выступали – CASSIOPEIA всё же отдельный проект, который двигался на тот момент в русле deep house. А WEM как раз продвигали в этот вечер импровизационный ambient в лице Кирилла Завацкого и Константина Терехова. Toshas же начал вечер своим DJ-сетом. Он же привёз осветительную аппаратуру («CHAUVET-DJ Radius 2.0»). Ну, разумеется, и на вопросы из зала ответили.
  CASSIOPEIA выступали последними на этом вечере. Приняли их лучше, чем WEM, возможно, в их пользу сыграло то, что публика получила мелодичную музыку с красивым женским вокалом, достаточно танцевальную (и, разумеется, с комфортным звуком). Если WEM использовали «железные» синтезаторы и эффектор («Monotron», «Kaossilator», «Kaoss Pad Mini», «Microkorg», «Korg Volca Beats»), а также компьютер с MIDI-клавиатурой (а вот что за программа, извините, не разглядел), то здесь музыка шла с компьютера, на котором была запущена программа «Ableton Live», управляемая контроллером «Akai MPC-40», ещё старой модели. Как вы понимаете, об этом разговоры тоже шли – встреча и была построена так, чтобы помимо музыки было ещё и общение с залом.
  Пётр Термен и WEM пытались вести просветительскую деятельность, собственно, они этим и занимаются. Это, конечно, было отличной идеей, и люди, которым было интересно, нашлись. Единственное, что, это проходило в кафе, и очень многие всё-таки пришли отдохнуть, развлечься.
  Возможно, именно поэтому наибольший успех имело выступление CASSIOPEIA. Что до меня, то я построил программу так, чтобы спеть песен пять «одним блоком» – а после можно и на вопросы ответить. Плюс ещё то, что я помимо грувбокса и эффект-процессора использовал компьютер, на котором был включен синтезатор «Arturia Analog Lab», а сольные партии игрались с помощью MIDI-клавиатуры «Arturia Minilab», которая отлично «срабатывается» с этой программой (хотя был момент, когда её пришлось переподключить). Пара фальшивых нот как-то не резанула слух никому, а тот же Пётр Термен сказал, что в этом не было ничего страшного. Что уж говорить об остальных. Чередов даже сказал, что я уж очень к себе требователен. Ну, что ж, значит, нужно признать, что выступление прошло более или менее удачно. Выводы на будущее я сделал.
  Кстати, один из слушателей даже оплатил мой кофе уже после выступления – так ему по душе пришлось это дело. Ну, а потом была поездка домой в вызванном администрацией кафе такси – так получилось, что немного по пути оказалось Антону Антошкину и мне. Так и разговорились потом.
  Хочу сразу же отметить тот момент, что осталось в силе предложение поработать совместно, исходившее от Константина Терехова, а что касается «Республики», то на какое-то время повис в пустоте вопрос насчёт уже моего творческого вечера. Просто всё повисло, потому что выгодным это сотрудничество должно быть всем. А пока выстроить варианты, как сделать вечер, чтобы остались довольны не только я и организаторы, но и публика, как-то не выходило. Хотя кто знает, может, и выйдет в дальнейшем. Контакты остались.