Интернет и Социальная сеть. Размышления

Виктор Кон
Стимулом для написания этого рассказа послужил просмотр фильма "Социальная сеть", про Макса Цукерберга и его друзей. Я решил поразмышлять об этом явлении и понять как к нему относиться. Но сначала я хочу рассказать о своих отношениях с интернетом. Я давно живу на свете, и, когда я учился, компьютеров еще не было. Они появились лишь в конце 60-х годов прошлого века, когда я, закончив институт, учился в аспирантуре. И я начал работать практически на самых первых компьютерах. Не стоит и говорить о том, что они были очень примитивные, умели только делать численные вычисления, а ввод программы и входных данных, а также выдача результатов были на уровне каменного века.

Прошло 20 лет, и в конце 80-х появились первые персональные компьютеры с персональным экраном и клавиатурой. Это был существенный прогресс, на этих компьютерах появилась графика, то есть картинки, а также звук. Этот революционный шаг очень возбуждал и хотелось освоить все новые возможности как можно скорее. Компьютер стал очень интересной игрушкой, а программирование, наконец-то, стало интересным занятием. Я так и поступал, все освоил и с успехом пользовался. Мне это нравилось.

Я еще через 10 лет, точнее в 1998 году у меня появился собственный сайт в интернете. Но еще раньше на моей работе появилась электронная почта, я часто ездил в командировки во Францию, и там познакомился с операционной системой Юникс, в которой электронная почта (e-mail) и программы удаленного доступа (ftp, telnet) являлись частью системы. Это выглядело просто фантастикой. Хотя и в очень примитивной форме, но можно было сидя за компьютером в Москве запускать программы на компьютере во Франции и получать результаты ее работы. Тогда же появились и первые онлайн программы, которые запускались с любого компьютера. Меня это так возбуждало, что едва только выучив интернет технологии, я сразу сделал свою собственную онлайн программу, которая с 1998 года и до сих пор исправно работает в интернете.

В последние годы 20-го и первые годы 21-го века главным инструментом заявить о себе было создание собственного сайта. Его можно было сделать на собственном компьютере, подключенном в сеть, и установленном как сервер, а можно было просто попросить аккаунт (собственное место) на чужом сервере, в который закачивать свои файлы. Второй способ для простых пользователей выглядел намного привлекательнее, потому что сервер на собственном компьютере должен работать 24 часа в сутки и обслуживать весь мир за ваши деньги. Деньги в том плане, что расходуется электроэнергия, изнашивается компьютер, и работать на нем неудобно, он должен быть вторым, отдельным. А записать файлы на чужой сервер было намного проще. Это можно было сделать за умеренную плату или даже бесплатно, но при условии, что к вашему сайту прибавят разумную рекламу. А иногда даже и рекламу не прибавляли.

Я сделал собственный сайт и развивал его год за годом по разным причинам. Во-первых, мне нравилась возможность представить миру свое творчество в самых разных областях. Это, прежде всего, моя работа, как физика-теоретика, а также мои фотографии, и даже мои тексты. Поначалу это даже не была литература, а просто рассказы на разные темы. Ну и, конечно, мои программы. Я вовсе не хотел прославиться, но хотел поделиться, сделать так, чтобы и другие могли пользоваться тем, что я сделал, и узнать то, что я узнал. Надо сказать, что очень быстро в интернете появились сайты, которые аккумулировали программы, разработанные разными авторами. И для публикации программы уже не требовалось иметь свой сайт, достаточно было закачать программу в такой сайт, который я буду называть "Каталогом программ".

Таких сайтов было много, и они то возникали, то исчезали, как и все проекты в интернете. И я тоже поиграл в эту игру, то есть разместил кое-какие из своих программ в этих каталогах, а также сам нашел в них очень много интересных для меня программ или программных кодов для использования в собственных программах. В 2004 году я перевел код своей самой главной программы -- интерпретатора собственного языка программирования ACL с языка фортран на язык джава, после чего программа стала иметь современный вид и современный дизайн. Эту программу я постоянно развивал и несколько раз выставлял в каталоги. Так, например, версию программы 2008 года в каталоге программ "Freesoft.ru" просмотрело 66 тысяч человек, а мой сайт о программе посетило несколько сотен тысяч человек.

Сайты типа каталогов программ были очень популярны. Это еще не была сеть, это просто были информационные сайты. И, тем не менее, они позволяли людям знакомиться, потому что у каждого был электронный адрес, и каждый каждому мог написать. Я так и сделал. Я написал одному программисту и эта переписка продолжается уже много лет. Если у людей одинаковые интересы, то им всегда есть о чем поговорить. В то же время появились сайты, которые аккумулировали музыку, видео, литературу и многое другое. Могу привести два примера. Сайт Ютуб (youtube.com) является наиболее известным по аккумуляции видео, хотя есть и много других, а сайт Проза (proza.ru) является самым большим сайтом для публикации литературных произведений, но есть и много других.

Интересно, что там каждый автор имеет свой аккаунт, а на каждое произведение можно писать комментарии, то есть какие-то инструменты для общения творческих людей были с самого начала. Но такие сайты не представляли интереса для всех. Тем, кому нечего было сказать или показать, там делать было нечего. И вот появился Марк Цукерберг и создал сеть "Facebook". После просмотра фильма "Социальная сеть" я почитал кое какие статьи, и понял, что в фильме не все правда, но главное там написано правильно. А именно, что "Facebook" была первой социальной сетью, а все другие сети просто являются ее клонами. В фильме показано, что якобы идею Марк украл у других студентов, которые его наняли как программиста. В конце концов они с ним судились, и он даже заплатил им какие-то деньги.

Но в этом вопросе я не считаю, что Марк что-то украл. Сама идея создания картотеки на всех людей подряд настолько примитивна, что тут ничего открывать не надо. Важны другие идеи, а именно, как это все организовать и как это реализовать на практике. А это все Марк придумал сам, хотя ему и помогали друзья по комнате в общежитии Дастин Московиц (программист), Эндрю Мак-Коллум (художник), и Крис Хьюз, про которых не принято рассказывать. А также был еще один друг Эдуардо Саверин, который помог деньгами, и которого потом лишили всего, но он отсудил все же 5% акций компании и тоже стал миллиардером. Каким-то образом все эти люди потом отошли от проекта. Был еще один человек, который присоединился позже и сделал очень важный шаг, то есть нашел инвесторов на крупные деньги. Это Шон Паркер. И снова интересно. Паркера уличили в употреблении наркотиков и он, якобы по этой причине, был отстранен от проекта, хотя и является миллиардером и неплохо поживает.

У Марка оказался талант все замыкать на себя, и сейчас он один ассоциируется с социальной сетью "Facebook", а она является самой крупной в мире. Как я сам отношусь к этой сети? А никак. Я даже не взял там аккаунт. Причина очень простая. Эта сеть относительно поздно появилась в России. А я в 2006 году взял почтовый адрес на Яндексе, а вместе с почтовым адресом мне дали сайт, аккаунт на сайте фотографий и дневник. Собственно Яндекс сделал сеть намного лучше, по моему мнению, чем "Facebook". Цукерберг только недавно влил в свою сеть Инстаграмм, как сервер фотографий, в у Яндекса это было с самого начала. Как раз сеть Яндекса оформилась вокруг сервера "Яндекс-фотки", который позволял размещать фотографии. Там каждый имел фото-коллекцию, разделенную на много альбомов, мог писать статьи и рассказы в дневнике, мог участвовать в любом из многочисленных клубов, а также организовать свой клуб, мог загружать музыку и видео. И там все очень хорошо было сделано визуально, то есть на весь экран, с удобными кнопками и навигацией.

И самое главное, что мне нравилось -- это то, что Яндекс одновременно был и хорошим поисковиком. То есть сеть, почта, сайт и поисковик в одном флаконе. Это был, на мой взгляд, куда более интересный проект, чем "Facebook".  Но случилась катастрофа, Яндекс отказался поддерживать свои сайты и сеть, то есть клубы, дневники и все, что с ними связано. Каким-то образом, другие сети, то есть "Однокласники" и "В контакте", а также "Живой журнал" отбили у Яндекса пользователей. Справедливости ради надо сказать, что Яндекс не закрыл совсем сайты, а передал их серверу Юкоз, который продолжает их поддерживать. Но Юкоз навесил на них такую рекламу, что смотреть их уже не интересно. А за отказ от рекламы надо платить. Яндекс также сохранил фотографии, и я продолжаю закачивать туда свои фотографии, их уже почти 4 тысячи.

Лично я просто перенес свой сайт прямо на Юкоз, но в таком режиме, когда реклама не появляется. Я обнаружил такой способ случайно, но не все так умеют. С другой стороны, так оказалось, что мои родственники и знакомые вышли в интернет, и как раз в указанные сети "Однокласники" и "В контакте". И мне пришлось тоже там зарегистрироваться, чтобы с ними общаться. Я был весьма удивлен, когда в сети "Однокласники" мне действительно нашли моих однокласников, с которыми я потерял связь более 50 лет назад. А в сети "В контакте" я нашел два клуба по музыке и кино, которые мне очень интересны. Кстати клуб по музыке "Легенды музыки" переехал туда именно с Яндекса. Но внешнее оформление обоих сетей мне не нравится. В погоне за использованием мобильных устройств там довольно узкая колонка, а навигация не очень удобная.

Так как я являюсь сайто-писателем, то мне сети не нужны. И я не люблю проявлять в них активность, я их использую только для рекламы. Фактически, развитие и распространение социальных сетей весьма удобно для массового пользователя низкого уровня образования, которые могут купить компьютер и интернет, но не могут научиться на них работать. И для них важно, чтобы все работало как можно проще, а с другой стороны, позволяло общаться с себе подобными. Ведь уже ходят анекдоты о том, что есть тети, которые знают в компьютере три кнопки -- включить, выключить и скайп. Скайп для многих -- это самая лучшая программа, потому что ничего не надо, даже уметь печатать не обязательно. А следующим шагом после скайпа является сеть. Там можно послать сообщение другу, можно поместить фотографию, и больше ничего им не надо.

Все это хорошо именно для таких людей, которые ничему не учились и научиться не могут. Впрочем к этой категории относятся также школьники и студенты. Они вроде бы учатся, но у них нет времени на серьезные дела, да и научились они еще очень малому. Но зато обмен бессмысленными смс сообщениями по телефону в метро или теми же сообщениями в социальной сети у них отнимает солидный процент свободного времени. Правда, трудно сказать -- плохо это или хорошо. Любой обмен сообщениями лучше, чем его отсутствие, особенно для школьников и студентов. Потому что иногда можно неожиданно получить очень ценную информацию.

Я тоже стал регулярно просматривать ленты новостей в обоих сетях. И вижу там огромное количество мусора, но иногда проскакивает и что-то интересное. И все же если оценивать изобретение сетей в глобальном масштабе, то скорее нет, чем да. Так одновременно с персональными компьютерами появилась фирма Майкрософт, которая предлагала операционную систему. Билл Гейтс разбогател на пустом месте, но операционная система реально нужна. Без нее никак нельзя обойтись. Другое дело -- хорошая она или плохая, правильно сделана или неправильно. Но если судить по массовости, то аналога ей нет. Есть фирма Эппл и у нее своя система, есть Линукс, но основная масса пользователей все таки использует Виндовс. Значит это нужно.

Есть поисковые системы, и самый лучший поисковик -- Это Гугл. Опять же, без возможности эффективного поиска интернет бесполезен. Это реально нужно всем. Ларри Пейдж и Сергей Брин разбогатели на пустом месте, но они приносят пользу практически всем. Причем реальную пользу, потому что люди быстро получают нужные им знания. И это чертовски сложная задача, поэтому можно прямо сказать, что поисковик сделан правильно и хороший. А раньше были плохие. Я люблю пользоваться поисковиком Яндекса, он тоже хороший, но только в русской части интернета. Это целое искусство -- правильно задать вопрос поисковику, чтобы быстро получить нужный ответ, но если этому научиться, то можно оседлать интернет как необъезженную лошадь и он начнет тебя слушаться.

И вот есть сети. Какая от них польза, для чего они? А чтобы люди общались, чтобы они делились своими впечатлениями и новостями. Марк Цукерберг и его друзья тоже разбогатели. И не только они, а и Павел Дуров и кое кто еще. Есть ли польза от сетей? Наверно какая-то польза есть, ведь можно найти своих однокласников через много лет разлуки. Но я вижу не только пользу, но и вред от сетей. Потому что все больше живое общение заменяется виртуальным, через интернет. А виртуальная реальность -- это чистый вред, это лишает людей реальной активности, снижает порог ответственности за содеянные поступки, и есть много других причин, чтобы негативно относиться к сетям.

В фильме "Социальная сеть" есть такой эпизод. Марк не подготовил материал к очередному зачету, а времени нет. Он ставит четыре картинки на свою стену и быстро получает всю информацию о них от друзей в сети. После чего он успешно сдает зачет. А потом так же легко, как он получил это знание, он его забывает. Это обман учебы. Общение через интернет -- это почти всегда обман, ни к чему хорошему это человечество не приведет. Даже можно больше сказать -- виртуальное общение не стимулирует стремление к реальному общению. Оно снимает одиночество, но суррогатным образом. Оно также не стимулирует творчество. Ведь творчество часто начинается именно из-за одиночества. Писатель и поэт должны быть бедными и голодными, иначе у них ничего не получится. Это уже давно доказано историей.

А сети решают проблему, нет больше одиночества и нет стремления к творчеству. Создание сайтов творчество стимулирует, а сеть с ее обменом короткими сообщениями -- нет. Потому что на сайте произведение стоит долго, много лет, а в сети все исчезает, есть только лента новостей, которая меняется каждый день. Я уже читал в интернете статьи о том, что раньше интернет (до социальных сетей) был лучше, а теперь он стал хуже. Конечно, это утверждение, как и всякое утверждение, субъективно. Жизнь так устроена, что в любое время и в любом месте кому-то хорошо, а кому-то плохо. Но сети привели к такому состоянию, что хорошо стало неграмотному обывателю, а плохо -- творческим людям.

Скорее всего я преувеличиваю. Как в любом городе есть престижные районы, а есть трущобы, так и в интернете есть места для избранных, и есть другие места -- для нищих и убогих. Такие места даже богачи иногда посещают, ведь там среди грязи можно и золото найти, но надо делать это как можно реже и заходя туда четко знать то, что хочешь найти.