Повесть об Остапе. Глава 1

Игорь Кон
Вместо предисловия....
Здравствуйте, уважаемые читатели. "Повесть об Остапе" - первая моя полностью законченная вещь, объёмом своим "несколько" превышающая формат рассказа. Напишите, если понравилось. Если нет - тоже пишите, мне ценны любые замечания.
Приятного прочтения!

***

Музыка…. Неровная, переливчатая, с взрыкиванием басов и «взлётами» одинокой флейты и, в то же время – однотонная. Она, то держит в напряжении, беспокойная и надоедливая, то отпускает в нирвану – тихо и умиротворённо.

В большой комнате четверо, в жёлто-оранжевых одеждах с бордовыми накидками. Бритые под ноль головы склонены с разных сторон к практически готовому панно с замысловатым, изумительной красоты, орнаментом. В руках длинные конусовидные металлические трубки, из которых, послушный пальцам монахов, сыпется песок – ровно столько, сколько нужно и точно в назначенное для него место….

 Музыка, филигранные движения рук, шорох стекающего по металлу песка – медитация творчества.

Один из монахов внезапно поднял голову и посмотрел на меня:
- Спрашивай.
- Разве ты меня видишь? – Удивился я. – Это же МОЙ сон.
- Мы все, так или иначе - проявления сна. – Губы его не двигались, но я слышал каждое слово. – Спрашивай….
- Что вы рисуете?
- Это не рисунок. Это диаграмма – отображение нашей Вселенной…. Мандала….
Маленький круг, вписанный в квадрат с выходами разных цветов на четыре стороны света – дом Просветлённых. Всё это вписано в ещё больший круг – Вселенную….
- Вселенная не такая. – Покровительственно улыбнулся я. Эта их мандала, конечно, прекрасна, но что эти монахи могут понимать….  – Я знаю. Я видел Вселенную своими глазами.
- Мы смотрим на неё глазами души. – Возразил монах. - Сейчас она такая, но пройдёт некоторое время и она исчезнет, возвратившись к первобытному хаосу, чтобы потом возродиться вновь и в новом виде….
- Да и рисунок только на первый взгляд располагается в одном измерении. – Продолжил монах. – Постарайся посмотреть на него через призму собственного «Я» и ты увидишь, что произойдёт….
«Что он о себе возомнил? – Во мне росло раздражение. – Мелкий служитель культа с периферийной планеты, кроме своей деревни ничего в жизни не видевший учит, каким образом должен смотреть на мир я, покоритель Вселенной? Я, свободно передвигающийся в межгалактическом пространстве…? Я….
И вдруг я вспомнил, как несколько лет назад привёз на родную планету, тайком от Инспекции биологической защиты, несколько семян обычного крупнолистикуса, из исследуемого мной мира, и высадил, создав им ровно те условия, в которых они росли дома. Однако, несмотря на все мои усилия, семена даже не взошли….
И вдруг я вспомнил, что когда серьёзно заболел мой домашний питомец я, несмотря на могущество нашей медицины, не смог сделать ничего, для его спасения….
И вдруг я вспомнил, что никакого желания изучать другие планеты у меня в юности не было, но, несмотря на все мои протесты, ничего с клановой специализацией я поделать не смог….

Я снова посмотрел на картину… и, неожиданно, увидел в её центре себя, в окружении Просветлённых, но равных мне сущностей.
- Что ты хочешь? – Спросила одна из них.
- Я хочу понять….
- Да не слушай ты его. – Засмеялась другая. – Они все говорят, что хотят «понять», но никогда и ничего для этого не делают.
- Не знаю, кто там эти «они», а я сделаю всё… - Начал было я.
- Всё–о-о!!! – Перебила меня третья. – Тогда, хотя бы, просто пойдём с нами. Поверь – сделанное тебе предложение дорогого стоит.
- Тем более, что здесь становится небезопасно. – Добавила четвёртая. – Мандала закончена и пора возвращаться в обитель….
- Я готов. – Прокричал я, сквозь поднимающийся ветер. – Что мне делать?
- Делай, как мы. – Оглушительно шепнули Просветлённые и взметнулись в воздух. – Лети к нам.
- Но я не умею летать. – В отчаянии заметался я, делая бесплодные попытки подпрыгнуть.
- А как же - «покоритель Вселенной?». – Участливо удивились сущности, паря надо мной.
- Я не умею летать… сам. – Прохрипел я, задыхаясь от тщетных усилий. – Для полёта мне нужна техника….
- Для полёта тебе нужна душа. Освободи её и поднимайся….
- Как, как мне её освободить? Научите…!

Ветер усилился, вздымая разноцветную песчаную пыль и превращая её в крепкие каменные стены, и не прошло и минуты, как я оказался в западне, из которой был один единственный выход – вверх.
- Поздно, «покоритель». Ваджра уже занесена над мандалой, скоро она будет уничтожена. Прощай….
Земля под моими ногами содрогнулась, стены покрылись трещинами, рядом упали первые камни:
- Не бросайте меня. – Прошептал я, падая на колени. – Вы же можете… помочь.
- Если бы это было так, «покоритель»…. - Донеслось до меня издалека  с сожалением. – Но ты не просветлён, а сделать это вместо тебя самого – мы не можем.
Голос, за воем ураганного ветра, окончательно пропал, стены задрожали и….


…Исследователь планетарных систем третьего уровня, младший научный сотрудник Института Межгалактических Сближений Ост Ап-третий клана Миногов медленно перевёл дух и открыл переднюю пару глаз. Тело, давно привыкшее к перегрузкам струнного перехода, не обмануло его и на этот раз – тоннель был позади.

«Ну и сон. – Подумал Ост Ап, приходя в себя. – Клан психологов, в ближайшей перспективе, без работы не останется…. Интересно, как эти переходы даются военным, у которых ни моего бассейна, с компенсаторной жидкостью, ни полуанабиозных препаратов нет и в помине. Боевая готовность номер один – превыше всего. – Его передёрнуло. – Бедные…».
Щупальца внешнего ряда автоматически легли на клавиатуру управления, отключая автопилот и переводя малый космический шлюп на ручной режим, и посудина, управляемая лично третьим представителем клана Миногов, понеслась к родной планете.

«Бабушка когда-то рассказывала, что на К35-ой 117-го квадрата Солнечной туманности, которой она отдала всю свою исследовательскую жизнь, местные аборигены их корабли называют «тарелками». Бред какой-то. Из тарелок едят, на тарелках не летают. Да и попробуй, например, хотя бы оторваться от поверхности на том, из чего едим мы. Хотел бы я взглянуть на того, кому это удастся».
Ост Ап представил себе эту картину и его правая внутренняя полость судорожно задёргалась – так он смеялся.
«Кстати о бабушке…. Отец, на последнем сеансе по трансгалактической связи, говорил, что её готовят к Последнему Переходу и просил его поторопиться? Что могло с ней случиться? Возраст далёк от критического. Внезапная болезнь? Но они победили все болезни уже много поколений тому назад. Ранение? Но мы не ведём войн, мы аккуратно наблюдаем. Да и врагов, с равными нам технологиями, у нас нет в принципе. Армия есть, а врагов нет. Каламбур (его полость опять дернулась). Так что?»
Он почесал свой мозговой купол, но ничего путного туда «не вошло»: «Ладно. Скоро посадка. На месте и узнаю».

***
Бабушка и на самом деле угасала. Он понял всю серьёзность момента только тогда, когда увидел весь клан Миногов в полном составе, что было абсолютно нереально без какой-то действительно важной причины. Дело в том, что клан Миногов – это клан исследователей-космологов и его представители занимались поиском новых миров и их изучением в самых дальних закоулках Вселенной, а струнный переход – вещь дорогая, энергоёмкая и небезопасная. Поэтому и собирался клан в полном составе только раз в несколько лет, а после последней встречи ещё и полугода не прошло.

Представители их цивилизации умирали крайне редко, поэтому близость ухода в жизнь вечную одного из членов семьи – это была действительно важная причина.
- Сынок. – Отец быстро приблизился к Ост Апу, перебирая ходовыми щупальцами, как только «третий» вошёл под своды родового поместья. Его желеобразное туловище было подсвечено изнутри траурно-красным оттенком, а множественные глаза, обыкновенно влажные, теперь были сухими. – Сынок, наконец-то. Все уже попрощались, приготовления к Переходу почти закончены, а тебя всё нет....
- Я уже здесь. – Ост Ап порозовел, подобающе случаю, и протянул к отцу пару щупалец, которые использовались только для приветствий. – Где она?
- В зале Церемоний. Ждёт. Иди, всё остальное потом….

Бабушка лежала в капсуле Последнего Перехода, но когда вошёл Ост Ап её глаза, уже устремленные в бесконечность, повернулись к нему:
- Ну, вот и дождалась. Здравствуй, Остик….
- Здравствуй, ба, ты чего это вдруг удумала….
Ост Апу было неловко. Он плохо знал свою «ба», редко её видел, но был уверен, каким-то двенадцатым чувством, что она его любит, однако сам, в силу молодых лет и увлечённости любимым делом, ответных чувств такой же силы не испытывал. «Ещё успею, - думал он в часы душевных терзаний, закапывая сухие глаза. – И наговориться, и бабушку узнать поближе, и проникнуться соответствующими эмоциями…. Всё успею».
И вот выходит, что не успел.

- Давай не будем тратить драгоценное время на вежливые реверансы. – Прервала его бабушка слабым голосом. – Мне многое нужно тебе рассказать, поэтому слушай и не перебивай.
- Тебя зовут Ост Ап-третий. – Он удивлённо вздрогнул и присмотрелся к старушке, не сказалась ли близость Перехода на её мозговом куполе? – А знаешь ли ты, почему именно «третий»? Ведь к твоему положению в клане эта цифра не имеет никакого отношения.
Ост Ап удивился ещё больше: всё было именно так. Но ему никогда и в голову не приходило поразмышлять, откуда появилась эта количественная приставка к его имени. Только теперь он осознал со всей отчётливостью, что за этим кроется какая-то тайна, однако из уважения к бабушкиной просьбе опять промолчал. Да и зачем расспрашивать о том, о чём бабушка сейчас и сама расскажет?
- Я открыла К35 много лет тому назад. Настолько много, что не только твоей проекции, проекции твоего отца ещё не существовало. Молодая была, увлечённая, как вот ты сейчас….
Помню, сделав анализы спектра 117-го квадрата сначала бортовым куполом корабля, потом вручную я поняла, что открыла нечто… Нечто невообразимо прекрасное: траектории всех планет, которые вращались вокруг местной звезды, выделяли обычный, тёмно-лиловый спектр мёртвой материи и лишь одна из них выделяла спектр зелёный – спектр жизни. Зелёная нить, шириной всего в две тысячных парсека, куда уместилась моя небольшая, но прекрасная К35. Или просто, по местному – Земля. Так вот от Солнца (как аборигены называют свою звезду), траектория Земли по счёту - третья….
У меня есть дар предчувствий. Может быть не такой сильный, как у профессионалов, но достаточный для того, чтобы сразу после твоего рождения я поняла – моя Земля, в своё время, станет и твоей. Отсюда и приставка к твоему имени….
Так вот - твоё время пришло.

***
Цвет Ост Апа, помимо его воли, сменился на оранжевый:
- Бабушка, я, конечно, всё понимаю….
- Да ничего ты не понимаешь. – Отмахнулась бабушка сразу тремя щупальцами, не дав ему договорить. – Ты хоть знаешь, сколько открыто планет с зелёным спектром в той части Вселенной, которая доступна нашему изучению? Двадцать три, всего только двадцать три. Из которых только Земля – планета разумная и живая по-настоящему, с прослеживающейся перспективой развития.
- Сколько раз за время твоей карьеры тебе пригодились знания по межгалактическому сближению? – Внезапно спросила бабушка.
- Ты же прекрасно знаешь…. – Начал было Ост Ап потупившись.
- Ни разу! – Вновь перебила его бабушка.  – Да, я это знаю. Ни единого раза тебе не пригодились твои знания. Единственное место, где ты сможешь реализоваться в своей профессии – это Земля.
- Так ведь ты открыла её сотни лет тому назад, ба. И сотни специалистов по сближению уже успели применить там свои знания. Что мне-то там делать? – Ост Ап так разволновался, что его тело теперь напоминало цветомузыку. – Сотни научных статей, диссертаций, исследования биоматериалов…. Что ещё можно почерпнуть оттуда?
Бабушка, слушая его, вновь прикрыла глаза. Её тело, бледно-серого цвета, почти сливающееся с цветом капсулы, стало понемногу принимать лиловые оттенки. Близился Переход…. Но она улыбалась. Никогда и ни у кого из своих сородичей Ост Ап не видел такой улыбки.

- Не надо на Земле ничего исследовать. – Тихо произнесла бабушка, открывая глаза и глядя прямо на Ост Апа. – Не надо писать статьи, монограммы и диссертации, пусть этим занимаются другие. Ты будешь там учиться и искать. Учиться жить и искать себя. Это то главное, что я поняла за все эти годы там, на Земле. Никакие институты, дальние экспедиции и мёртвые планеты тебя этому не научат. А без этого знания ты никогда не сможешь стать настоящим чел…. – Бабушка осеклась, помолчала с секунду и, снова улыбнувшись, закончила. – Настоящим членом клана Миногов.
- Ты считаешь свою работу важной…. – Устало добавила ба. – И я знаю, насколько не по душе тебе моё предложение, поэтому составила завещание, против которого ты пойти не сможешь, как бы ни хотел. Оно состоит из двух частей. Первая – собственно моя воля относительно твоей командировки на Землю. Эту часть вскроют сразу же после моего Перехода, чтобы у тебя не оставалось ни малейших сомнений. Вторую часть ты откроешь на Земле. Там, на месте, ты всё поймёшь.
- И вот ещё что…, - голос ба слабел с каждой минутой. – О нашем разговоре и второй части завещания не должен знать никто. Слышишь меня, Ост Ап, никто. Это очень важно….
Я хотела остаться на Земле… совсем. С некоторых пор она стала моим домом…. И имела неосторожность рассказать об этом одному…, я тогда думала, что другу. Он, из лучших, разумеется, побуждений, рассказал об этом в соответствующей Инспекции, мол, образумьте заблудшую…. Ты же знаешь наши законы…. Я стала невыездной и мою тему свернули.
Весь смысл моей жизни был там, на Земле. Меня этого смысла лишили, поменять его на другой я не смогла. А представитель нашей цивилизации бессмысленно существовать не может. Поэтому я здесь….

В зале Церемоний воцарилось молчание. Трудно сказать, какие мысли обуревали купол Ост Апа в эту минуту, но его тело постепенно начало принимать зеленоватый оттенок:
- Ба…, - наконец проговорил он. – Но ведь ты же не хочешь, чтобы и я….
- Нет, Остик, не хочу. Своё решение ты примешь сам, после того, как отработаешь на Земле положенное время.
И последнее…. – Прошептала ба, когда капсула с её телом стала бледнеть и растворяться. – Среди всех возможных событий я предполагала и такой, когда ты окажешься на Земле в одиночку, без моей помощи, поэтому и «подкинула» людям идею создания всемирной компьютерной сети, где можно было бы найти практически любую, нужную тебе информацию (они назвали её Интернет). Но земляне…. Понимаешь Ост Ап, земляне – они как дети (это ведь и на самом деле очень молодая цивилизация)…. Основная их часть использует эту сеть для развлечений, как ребёнок игрушку, вместо того, чтобы черпать из неё знания. И мне пришлось встроить в Интернет свою проекцию…, в виде Искусственного Интеллекта…
Капсула задрожала в воздухе, то пропадая, то появляясь вновь, как и угасающий голос бабушки:
- там ты найдёшь…, что нужно…. Остик, вторая часть завещания…, ячейка №2013…, 434-й туннель Межгалактического перехода…. Прощай, Остик….
И капсула исчезла.

Продолжение: http://proza.ru/2016/03/02/1654