Философия оптимизма на каждый день

Зуев Андрей Яковлевич
                ФИЛОСОФИЯ ОПТИМИЗМА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

       Почему  многие люди так боятся философии? Им кажется, что философия  очень сложна  для понимания. В самом деле, почему  всё так «сложно»? А потому, что всё сложено из множества «простых». Этих «ПРОСТЫХ ВЕЩЕЙ» так много, что человеческое сознание «перегружается» и отказывается их понимать. Потому так и получается, что САМОЕ «ПРОСТОЕ» превращается в САМОЕ «СЛОЖНОЕ».

       Простых и понятных явлений, которые взаимодействуют между собой, в окружающем нас мире бесконечное множество. Человеческое сознание не может одновременно это множество воспринять и осмыслить. По этой причине в сознании всё очень переплетается, перемешивается и запутывается так, что утрачивается способность выделять в жизни основное. Между тем, в каждой проблеме нужно уметь вычислить самое главное и, следовательно, упростить, сделать доступным пониманию самое «сложное».

       Для этого нужны знания и философия на каждый день. Человек проснулся и открыл глаза. Что же для него самое важное в  жизни? Наверное,  понимание того, что он жив, здоров, что он живёт и может жить дальше с радостью, удовольствием и ощущением СЧАСТЬЯ. Для понимания самого главного, то есть, самого простого, ему ещё не нужны сложные философские категории. Человек живёт и наслаждается своим БЫТИЕМ,  тем, что он есть. В этом бытии и заключается настоящая философия.

       Если я жив, здоров, живу с радостью и удовольствием, то мне бы хотелось  знать, как долго продлиться такое счастье. Что должен сделать я сам, чтобы продлить состояние физического и психического благополучия? Как мне относиться к своей жизни? Как к подарку судьбы, результату своей активной жизненной позиции или изначальному замыслу «ВЫСШЕЙ СИЛЫ»? С таких простых вопросов начинается моя философия на каждый день.

       Когда-то давно мне стало известно, что человек смертен. Это неприятное знание вызвало беспокойство в моей душе. Я был огорчён такой несправедливостью. Впервые в жизни мне подумалось о том, как негармонично устроен мир. С годами мне стало понятно, что дело обстоит ещё хуже: СМЕРТЬ повсюду сопровождает ЖИЗНЬ. Более того, без смерти нет жизни, а без жизни нет смерти. Обычная житейская логика приводит в тупик. Зачем нужна жизнь, если всё равно смерть? Возникает мысль о бессмысленности существования. Однако всё во мне сопротивлялось этому. Выяснилось, что совсем не зря.

       Если моя житейская, формальная логика привела меня к неверному выводу, то нужно поменять логику и научиться думать иначе. С этого осознания начинается настоящая философия на каждый день. «Жизнь вообще» смысла, конечно, не имеет, но жизнь ЧЕЛОВЕКА без СМЫСЛА невозможна. Я принимаю новые правила «игры» - привыкаю к ПРОТИВОРЕЧИЮ. Я осознанно подчиняюсь «необходимости», принимая неизбежность ПРОТИВОРЕЧИЯ как основной закон БЫТИЯ. Вот теперь я свободен от беспокойства и страха перед небытием.

       Я СВОБОДЕН, потому что «господствую над обстоятельствами со знанием дела» (К. Маркс). Я перестал беспокоиться и начал жить. Мне удалось вырваться из плена «беспокойства и страха смерти». Пришло понимание нового качества жизни, которое предполагает бережное отношение к своей жизни и здоровью без страха и беспокойства за них. Я принимаю неизбежность и необходимость смерти и больше не боюсь её, дорожу жизнью, не дрожа за неё. Когда-то я испытал страшную боль и … ПЕРЕСТАЛ БОЯТЬСЯ БОЛИ. С помощью философии на каждый день вырастают из страха, боли и насилия.

       Рассуждая так, я прихожу к пониманию ИСТИНЫ, которая включает в себя два противоположных знания, две ПРАВДЫ, противоречащие одна другой. Я понимаю, что мир противоречив и спокойно принимаю его таким, каков он есть. Избавившись от опасной ИЛЛЮЗИИ изначального совершенства БЫТИЯ, я считаю себя подготовленным к возможным трудностям и неудачам. Мне нужно сохранить спокойствие и экономно расходовать психическую энергию в течение дня так, чтобы и от усталости получить удовольствие.

       Сегодня, как, впрочем, и в последующие дни моей жизни, меня будет постоянно преследовать бесконечная тенденция УЩЕРБА ДЛЯ БЫТИЯ, ухудшающая качество моей жизни и здоровья. Для преодоления этой тенденции мне будут нужны мужество, выдержка, терпение, знание и философия оптимизма на каждый день.

       Приспособиться к определённому однообразию каждодневной жизни помогают ВЕРА и СМЫСЛ ЖИЗНИ. Они являются дополнительным мощным стимулом к преодолению трудной действительности, помогая человеку трудиться и жить без усталости, жить и радоваться жизни вопреки трудным и нудным жизненным обстоятельствам. Такова моя философия на каждый день.

       Мне сегодня предстоит многое сделать, для того чтобы обеспечить  преимущество для своего и нашего бытия. Я надеюсь, что мне хватит знаний, жизненного опыта и мудрости. Пожалуй, я начну со своего здоровья. Я понимаю простую истину: если моя жизнь и здоровье не будут нужны мне самому, то они не будут нужны больше никому. Мне поможет важное медицинское знание: здоровье вернуть нельзя, его можно сохранить, накопить и приумножить смолоду, пока оно ещё есть.

       Мне необходимо здоровье, чтобы иметь достаточно энергии, физических и душевных сил противиться «бессмысленности» БЫТИЯ,  наполнив его ВЫСОКИМ СМЫСЛОМ. В качестве СМЫСЛА ЖИЗНИ я выбираю самосовершенствование и совершенствование окружающего меня мира. Согласно одной правде – это, конечно, «СИЗИФОВ ТРУД». В соответствии с другой правдой, мир, преобразованный трудом, вдохновлённым ИДЕЕЙ ДОБРА, становится красивее, гармоничнее, лучше. Такова моя философия на каждый день.

       Мне интересен также ответ на вопрос: «Кто и как, сегодня, завтра и всегда будет пытаться манипулировать моим сознанием и поведением?». Я знаю, что есть люди, которые будут воздействовать на меня, чтобы извлечь для себя выгоду. Есть люди, сознание и поведение которых большей частью подчиняется чужой воле. Так будет всегда. Так устроен мир. Само собой разумеется, что между людьми обязательно возникает ПРОТИВОРЕЧИЕ, как только они начинают взаимодействовать между собой.

       Противоречие взаимодействия, столкновение интересов так же неизбежно и неотвратимо, как и небытие. Иметь в виду это важное обстоятельство,  помнить о нём – нужно всегда. Не стоит, однако, делать из этого трагедию. Желательно быть умным и мудрым человеком, чтобы не попасть в «ловушку для простаков», под гипнотическое влияние «голой» правды.

       В современном, капиталистическом обществе ложь становится тоньше и изощрённее. Она выглядит всё более привлекательной и всё более похожей на настоящую правду. Ложь пронизывает всё современное ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ, превращаясь в политику двойных стандартов.  У меня есть золотое правило: «К средствам массовой информации надо относиться осторожно, настороженно и недоверчиво. Они врут всегда… даже тогда, когда молчат».

       Впрочем, никакие такие ловушки не страшны, если умеешь находить ИСТИНУ. Настоящая философия на каждый день подсказывает алгоритм действий, сохраняющих преимущество ЖИЗНИ: изучение проблемы, осознание противоречия, постижение ИСТИНЫ, РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ и внесение гармонии в этот мир. Так выглядит вечное движение от ИДЕИ ИСТИНЫ к ИДЕЕ ДОБРА.

       Познания всеобщих законов развития природы, общества и мышления всё же недостаточно, чтобы к лучшему изменить мир. Нужна ещё активная жизненная позиция, основанная на понимании необходимости бесконечной борьбы с внешним миром и самим собой. Общественные пороки и  недостатки личности не исчезают сами собой. Они тоже борются против общества, против личности. Борьба эта бесконечна, утомительна и бессмысленна, если отсутствует в жизни СМЫСЛ.

       В сознании некоторых людей встречается вульгарное представление о ПРОТИВОРЕЧИИ, БОРЬБЕ И РЕВОЛЮЦИИ. Эти понятия очень точно отражают объективные законы развития общества и БЫТИЯ. Избежать противоречия, борьбы в становлении личности и революции в развитии  общества не удавалось ещё никому и никогда.

       Бесстрастное колесо истории давит всех, кто не понимает этой простой ИСТИНЫ. История никого ничему не учит, она наказывает за плохо выученные уроки. ИСТИННАЯ СВОБОДА проявляется в ОСОЗНАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ НЕПОДЧИНЕНИЯ (в борьбе, в активной жизненной позиции) как ОСОЗНАННОМ ПОДЧИНЕНИИ НЕОБХОДИМОСТИ. Такова философия оптимизма на каждый день.

       А.Я.Зуев, врач-психотерапевт, коммунист, член КПРФ, Ленинской парторганизации города Перми. 8 ноября 2012 года.