Смысл познания

Гульмира Жамантикова
Каждый объект, представляющий собой нечто целостное (например, живой организм, атом, планета), является источником информации.

Есть два способа познания объекта (системы): от целого к частям, и от частей к целому.

Первый способ предполагает, что целое обладает некой изначальной информационной сущностью, которая формирует и определяет его развитие, соотношение его частей (пропорций) и их функциональные особенности.

Второй способ рассматривает любой объект как механизм, состоящий из различных взаимодействующих частей. Изучая эти части, различные параметры, можно якобы познать объект, т.е. получить полную информацию о нем. Но это не так. Потому что само понятие информация невозможно осмыслить при таком подходе к изучению мира.

Поясню подробно.

Допустим, мы имеем некий объект. У него есть различные параметры, которые можно измерить. Например, длина, ширина, масса и т.д. Но они недостаточны для получения всей полноты информации о форме, плотности, внутренней структуры и т.д. Все, что дают нам полученные параметры – это разрозненные сведения, с которыми мы не знаем, что делать.

В результате, мы начинаем искать другие объекты с подобными параметрами и сравнивать их между собой («Ага, этот длиннее, а тот короче, этот легче, тот тяжелее…» и т.д.). Но вопрос «Почему?» не всегда имеет ответ. И модели мироустройства, которые мы пытаемся выстроить с помощью этих сведений, совершенно нелепы и далеки от реальности. Но что еще хуже: совершенно непонятно, ЗАЧЕМ мы этим вообще занимаемся? Если даже определение жизни ускользает от нас.

Если же под полнотой информации понимать не совокупность различных параметров, а осознание единства происхождения с данным объектом, своей внутренней неразрывной связи с ним, то познание становится процессом увлекательным и имеющим смысл, вернее даже ПРИДАЮЩИМ СМЫСЛ…