Запись 5. Зимняя вылазка с отрядом Форт

Сергей Суслов
В очередной раз мне подвернулся случай выбраться с ярославским отрядом "Форт" в их лесной лагерь "Таёжный". Его новые участники проходят старое испытание. "Русский мороз".

Один из наших скаутов сдает "Русский мороз" второй категории. А это  целых двадцать четыре часа в зимнем лесу в естественных условиях! Требования: шалаш, костер, залаз на дерево от диких животных, снегоступы, приготовленный на костре горячий обед.
Нашего выживальщика контролирует инструктор "Форта" Антон.
Они провели под открытым морозным небом уже сутки. Один в шалаше, другой в избушке из снега.
Утром следующего дня я отправляюсь в "Таёжный" со вторым составом скаутов. Они буду сдавать "Русский мороз" третьей категории. Шесть часов в зимнем лесу на тех же условиях.
На маленькой станции нас встречает руководитель "Форта" Антон. Он приехал по лесным тропинкам из лагеря на лыжах. В его руках развевается  флаг Всероссийской национальной скаутской организации.
- Становись!
Построение организовано у вокзала, за которым виднеется лес.
- Товарищ скаут-инструктор, отряд "Форт" в составе пяти человек построен. Отряд сдал старший скаут Иван.
Народа в "Форте" больше раза в три. Но не все смогли выделить этот выходной на поход.
- Рапорт принят. Вольно! - строго командует Антон. И тут же из сурового командира превращается в довольного скаута с широкой улыбкой. - Итак, друзья мои, по нашей доброй традиции в самые классные выходные — наш первый поход в новом году! У всех есть свистки?
- У меня нет.
- И у меня...
- У тебя тоже нет? Красавцы... Ох, красавцы!
Одному забывчивому скауту инструктор отдает свой запасной свисток. Другой нашелся у Ивана.
- Дай этому балбесу. Минус один бал вы уже заработали.
Для младших скаутов спортивный свисток - обязательная часть походной экипировки. Его звук спортивного свистка слышен далеко. Но в отряде он означает сигнал о помощи. Например, если ребенок заблудился. Поэтому свистеть без серьезного повода строго запрещено.
- К испытанию "Русский мороз" третьего разряда приступить! Скауты, будьте готовы!
- Всегда готовы за Россию!
Хруст лыж и палок звонко режет утреннюю тишину. Отряд "Форт" отправляется по узкой лесной тропинке вглубь зимнего леса.
Снежная избушка посреди базового лагеря сделана из больших кусков плотного снега в перемешку с настом. Крыша как у русской избы — треугольная в разрезе. Слегка прикрыта сухими ветками.
- Спал сегодня как на кровати, не поверишь! Лежу, балдею. Небо такое красивое через навес видно... Покушал макарошков, компотику заварил. Вот всю ночь пил его потом с печенюхами, - делится Антон впечатлениями прошедшей ночи.
Многие скаутские организации годами проводят свои лагеря и выезды в одних и тех же местах. С каждым разом там становится чище и лучше. Вот и отряд "Форт" много лет облагораживает свою поляну.
Ребята не раз выдирали на ней сорняки, избавились от старых пней. Свалили несколько сухих деревьев, которые грозили рухнуть. В дальнейшем спилят еще пару штук. Перенесут обеденную зону ближе к лесу. Освободится большое поле для игры и мероприятий.
- Скоро заборчиком огородимся до самой станции. Будет скаутская частная собственность, - смеется Антон.

* * *

За посиделками у костра в избушке Антона находится время и на байки.
- Один телеканал как-то делал программу про скаутов. Мы на камеру собирали шалаш из палочек-елочек, разводили костер. Журналисты спросили, как мы поступаем, чтобы не жечь землю. Я говорю: "В таких случаях строится печь". А мы сами ее никогда не делали еще. Это был зимний поход. Мы слоями наложили бревна крест на крест. Проложили их снегом. Журналистам объяснили, что он будет подтаивать, и дерево долго не сгорит. А на деле получилось другое. Телевизионщики отсняли, как мы на верхнем слое этой "печи" готовим еду. Там быстренько все вскипело, сварилось. Потом они уехали. Вся эта печь от снега просохла и как загорелась! Пламя метра два-три. Как она полыхала!.. К ней подойти было невозможно. Не то, что там... Дров подложить.
- Ну, главное, в телевидении — картинка, - говорю.
- Да... Тут так и получилось, - сквозь смех отвечает Антон.

* * *

Пока в базовом лагере важных дел нет, я отправляюсь проверить, как дела у наших выживальщиков.
Первая стоянка производит хорошее впечатление. Заготовлен костер. Сделан каркас под шалаш.
Здесь трудится будущий скаут Алексей. Учащийся лицея. Застаю его в  момент, когда он заканчивает вязать лестницу на дерево.
- Я хожу на занятия месяцев шесть уже как. Готовиться к "Русскому морозу" мне было не очень сложно. Главное, терпение. Сила духа. А так в основном все руки сами делают. Особенно в экстремальных условиях, - говорит Алексей.
- Для тебя есть какие-то отличия скаутов от обычных туристов?
- Туристы... Они ходят просто для себя, для удовольствия. А скауты... Они еще и готовят себя к будущей жизни. К возможности помочь кому-то. Так же вот в лесу если такая ситуация сложится, например, но уже не учебная.
На другой поляне выживает Денис. Ученик средних классов. Он так же успел кое-что сделать и настроен оптимистично.
- Готовиться было сложно, скорее, морально. Как уговорить себя, чтобы не бояться сдавать испытание. Я с этим справился. Вот собрал уже лестницу на дерево и сейчас буду, разводить костер и начинать строить шалаш. Потом снегоступы. Свяжу их из напиленных жердочек. Получатся такие платформы прямоугольные. А к ним уже приделаю крепления из веревки.
Иду в лагерь нашего младшего школьника. Глеб в отличие от остальных разместился в довольного глубоком снегу. Но при этом хорошо расчистил место. Горит костер. Поставлен шалаш из плащ-палатки. Глеб работает над лестницей.
- Наш инструктор Антон ведет у нас уроки труда. На первом занятии он рассказал про скаутов. Потом я пришел на организационное собрание и записался в отряд "Форт". Впечатления от походов очень хорошие. Сейчас мне осталось приготовить еду, сделать лазейку на дерево. Потом начну собирать снегоступы.
- Какой модели?
- Скорее всего, болотоходы. Согнутая пополам и связанная концами ветка. Внутри поперечины.
- Как теннисная ракетка?
- Да. Я уже тренировался. Делал такие.
По нетоптанным снежным полянам отправляюсь в следующий мини-лагерь. Его обитателю в эту февральскую ночь пришлось сложнее всего. Констанин имеет скаутское прозвище "Аист". Именно он у нас сдает "Русский мороз" второго разряда.
Аист обустроил свою стоянку вполне сносно. Все стандарты соблюдены. Залаз на дерево, снегоступы, костер. Шалаш приткнулся под хорошо заметенным обрывом. День давно перевалил за экватор и близится к раннему вечеру. На часах около шестнадцати.
- Вчера приехал утром. Нарубил дров, развел костер. Поставил шалаш... Когда у тебя все готово к ночевке, то особо уже и не беспокоишься.
- Как оцениваешь свою подготовку, спустя ночь?
- Да все получилось. С костром небольшие проблемы были. Полночи дымил. Вон, все руки в саже. Пару раз тух: сухие дрова закончились. Вокруг лагеря наяривал где-то в два ночи. Зато с бревнами проблем нет. До сих пор запас в порядке. Ноги еще немного подмерзали. Пока ботинки сушил, подпалил их немного.
- Какие впечатления от ночного леса?
- Настроить себя на ночной лад легко. Посидеть чуток у костра, послушать звуки леса. Привыкнуть. Как говорится, век живи, век учись. Таких одиночных походов у меня было очень мало. Целые сутки в лесу доводилось бывать. Но не в одиночку.

* * *
Старший скаут Иван сегодня с нами в команде поддержки. "Русский мороз" третьего разряда он сдал пару лет. Тогда инструктор Антон даже подарил ему свою полевую сумку под медицинскую аптечку. Ему она так же досталась от прежнего руководителя "Форта". По традиции преемственности Антон передал эту сумку Ивану. И тот до сих пор носит ее в походы.
"Русский мороз" второго разряда Иван сдал в прошлом году. Сейчас и сейчас имеет прозвище. "Енот".
- За последние два года случилось много интересного. Отмечали двадцатилетие отряда "Форт" в первомайские праздники. Ездили на "Ветлугу". В международный лагерь Русского союза скаутов в Нижегородской области. Эти два события запомнились ярче всего, - говорит Енот. - Благодаря скаутскому опыту, я лучше стал готовить еду, разводить костер. Возведение скаутских построек у меня стало легче получаться.

* * *

- Сейчас мы идем отрабатывать команду "Кабан". Задача наших испытуемых — забраться на высоту не меньше двух метров за десять секунд, - объявляет инструктор Антон.
Подкрадываемся к Денису.
- Кабан в лагере! - кричит Антон и начинает считать до десяти.
Денис пару мгновений недоумевающе смотрит на него. Потом срывается с места потом летит к своей лестнице. И вверх по ней.
Алексей на соседней поляне готов лучше. По команде "Кабан" он сразу бросает все дела и мчится к залазу.
Глеб, к сожалению, сошел с испытания. У него разболелся живот. Что ж бывает и такое. При желании, он обязательно сдаст экзамен на выживание в другой раз и все-таки станет скаутом.
Константин "Аист" так же справился с командой "Кабан" отлично. Испытание снегоступов из веревок и ветвей — последний этап. Оно состоится на обратном пути.

* * *

В лагере у костра Антон вскрывает походным ножом консервную банку с тушенкой. Над огнем тихонько ворчит кипящий котел с гречневой кашей.
В окрестностях своего лесного лагеря отряд "Форт" регулярно поддерживает  тайник с консервами. С каждой вылазкой он обновляется. Принесенные с собой свежие упаковки отправляют в схрон. Оттуда забирают более старые. Разумеется, все сроки годности строго контролируются.
- Бывают такие ситуации: отправляется ребенок в поход, а денег на тушенку нет. Оп! Взяли из запаса. Потом пополнили. После выездов часто лишние банки остаются. Вот мы их туда и складываем, - рассказывает инструктор, колдуя над котелком с гречкой.
Вскоре ранний ужин готов. За едой обсуждаем и скаутские дела.
На Первое мая планируется традиционный "Праздник первого костра" — поход, который открывает сезон дальнейших летних путешествий.
Главным событием этого сезона станет джэмбори "Бородино 2016". Грандиозный съезд скаутов из самых разных организаций, отрядов и патрулей России. А так же из-за границы.
- На сколько сложно сейчас заниматься скаутингом? Многие детские организации жалуются на недостаток финансирования, - спрашиваю Антона.
- Сложно жаловаться на то, чего нет, - смеется он.
- Классический скаутинг всегда был движением, которое существует на деньги родителей. Получается, у вас так же?
- Да. У нас до сих пор оно так и есть. Хотя неплохо было бы, чтобы государство детям помогало. Было бы нелишним, на самом деле.

* * *

Наступает момент исхода в цивизацию. Знакомая лыжня уводит обратно в лес и дальше к станции.
Трое выживальщиков из "Русского мороза" делают большой крюк по снежному полю в корке наста. Денис, Константин и Алексей идут по нему на самодельных снегоступах. У первых двух они из тонких жердочек, связанных веревками. Алексей использовал тонкие веточки.
В первую очередь снегоступы, как средство передвижения, предназначены для легкого наста. Как раз такой и хрустит по ногами наших испытуемых. У всех снегоступы связаны неплохо. Только у Константина Аиста немного разболтались крепления, а у Дениса детали конструкции. Лучше всего дела у Алексея.
В целом недостатки не критичны. И все трое сдают свой "Русский мороз" успешно.

* * *

На станции Антон проводит заключительную линейку и дает ребятам последние наставления.
- Надейтесь только на себя и на свое снаряжение! Не думайте никогда, что у того можно взять пилу, у того топор, а у другого свистки. Вы должны быть готовы полностью обеспечить себя и своего соседа, который по каким-то причинам остался вообще без всего. Испытания для этого и даются, чтобы вы преодолели себя, свое "не хочу", "не могу", "а у меня этого нет", "я голодный" и так далее. В целом все сегодня молодцы. Всеми доволен. Классный поход был! Всем спасибо!

Время действия: 7 февраля, 2016 г. Ярославль.