Йонас Бальчунас поэзия Вильнюс 2016

Йонас Бальчунас
Йонас Бальчунас поэзия Вильнюс 2016


      ***
 
Руки твои старика.
Да и сам ты старик.
Без волос и зубов,
Что - нибудь да болит.
Молодому разве скажешь?
У них своё на уме:
Что их ждёт
Каждый знает,
Это всё не ко мне.
 
       1
 
      ***
 
Все вещи лежат на месте.
Их не тронуло время.
И странное чувство
Возникло при этом:
К чему мне всё это?
Кто я такой?
Менять их местами -
Они так лежат уж веками.
Их я не трону.
Займусь собой, своими делами.
 
        2
 
       ***
 
Словно камешки памяти -
Мозаика прожитых дней
На стене бегущего времени.
Картины на ней
Одна рядом с другой.
При этом кому самоцветом,
Кому булыжником из мостовой.
 
        3
 
       ***
 
Что мешает тебе
Написать светлый день.
Птицу высоко парящую,
Вишню цветущую,
Людей, в праздник одетых
По такому случаю
И ты найдёшь себя среди них
На торжество идущими.
 
        4
 
       ***
 
Кому поэзия сад цветущий,
А кому и лес дремучий.
В саду комфорт, птички поют.
Чем тебе не курорт?
В лесу же дремучем
Заблудиться запросто, в раз.
А там глядишь - зверь или леший,
А то и сам фантомас.
 
        5
 
       ***
 
Сколь ещё ждать?
Если вопрос сей убрать
И то, что за ним  -
Ты без вопросов
Просто живёшь
Человеком простым.
Это и будет ответом
На вопросы все,
Даже на те, что с приветом.
 
        6
 
       ***
 
Год земной. Его времена
По светила велению
Прекрасны по-своему.
Только в сердце тоска
По безвременью.
И надо жить, всё пережить.
Доктринам всем вопреки.
Жить без печали.
Преумножить слово одно,
То, что было в начале.
 
        7
 
       ***
 
Когда нет понимания,
В голове кромешная тьма
И не видно не зги -
Значит время пришло.
Прочистить мозги.
И не надо ходить
Далеко за светом.
Тьма ичезнет сама
Лишь осознанием этим.
 
        8
 
       ***
 
Повсюду такая круговерть,
Хоть возьми и не поверь
В рассудок здравый,
Что здавствует теперь.
Какой бы ни  был ты мудрец
Или простак,
О здравии тебе сказать никак
И замолкает голос твой.
Безвозвратно всё уходит,
Остаёшься ты наедине с собой.
 
        9
 
       ***
 
Жаль молодых,
Словно листья на дереве,
Когда всё в цвету,
Знать не знают осени,
Как солнце склонится
На сторону ту.
Мне, дожив до своих годов,
Досконально известно:
Сколь по жизни движение
Порой трагично и  тяжело.
Что говорить о беспечности,
С годами познать лишь дано.
 
        10
 
        ***
 
Зимнее настраение
 
Солнце ушло за высокую гору и ждёт.
Те дни, что впереди, их не отнять
У серого зимнего неба и снега.
Вьюга след заметёт мой опять.
И что терзаться прошедшими днями?
Время никак не желает
двигаться вспять.
Падает снег, словно дань земле.
Отрешённого неба.
И мне этого как не принять?
 
          11
 
          ***
 
Вдоль улицы неспеша я иду.
Ярким светом горят фонари,
Тени на белом снегу.
С тенью своей я встречаюсь,
То опять её провожаю.
Иду, смотрю, размышляю,
Как тень своей жизнью живёт,
Постоянно перерождаясь.
Так всё и во всём.
Только этого ты не замечаешь
 
           12
 
           ***
 
Землица охает, ахает -  плохо ей.
Испоганена, обезбожена
Форм мусором, его криками.
Ядовитым шёпотом все убаюканы,
Закалдованы его звуками.
Те встают, что расколдованы
Вопреки протоколам всем.
В света броню запакованы,
К битве готовые
Сразить чудище трёхголовое.
 
           13
 
           ***

Тусклый свет у соседки в окне.
Состарилась. Уж без гостей и без выпивки.
Помню, орали песни у неё под окном.
Где теперь все они?
Запомнились лишь их по матери выкрики
 
           14
 
           ***
 
Интерьер старой женщины прост:
Кровать, стол
И маленький храм на столе.
Вернее, макет его,
Ввысь полметра всего.
Стены резные,
Статуэтка Христа распятого.
Эй тащить не придётся
На небеса барохла всякого.
 
           15
 
           ***
 
Смотрю на толпы разодетых невежд.
Сколько чаяний и надежд.
Под конец остаются все без одежд.
Утренний воздух после дождя чист и свеж.
 
           16
 
           ***
 
Слова будто заснули,
Как на бумагу легли.
В строчку другую
Перешагнуть не смогли.
Так и остались у края лежать.
Мне ж не мешало бы знать,
Прежде чем начинать
Писанину такую,
Небо на помощь позвать.
 
           17
 
           ***
 
Уходя хлопнешь ли дверью
Иль слово плохое
У порога ты обронишь,
Что с того?
За порогом одно только
Зеркало
И другого там нет ничего.
 
           18
 
           ***

Смотреть на вещи большыми глазами,
А чего так смотреть?
К чему менять всего соразмерность?
Не сохранить лучше ли верность,
Ту что приходят с годами.
Когда вещи не нужно
Часто трогать руками,
Менять постоянно местами.
 
           19
 
           ***
 
Сволочь людская знает -
Её время ушло.
Господь уж сорняки
Из земли выдирает,
Настала пора,
В огонь их бросает.
От того она так лукавит
И беснуется как никогда.
 
           20
 
           ***
 
Здаравствуй , старость.
Я твой слуга покорный уж.
Мне б тебя продлить хоть малость,
Чтоб здесь ещё продолжить путь.
Время юности давно ушло,
Что вода сквозь решето.
Кому сказать - так не поверят,
А что осталось как его измерить?
Не лучше ль высшему доверить?
 
           21
 
           ***
 
Что деревьям прах?
Им всё едино.
Пища корням в бездне лет.
На кладбище мысли приходят
О тех, кого давно уже нет.
Откуда берётся всё
И куда всё деётся.
Неужто таков белый свет?
Лишь ворон порой прокричит -
И тишина в ответ.
 
           22
 
           ***
 
Тишина, пустота и бездна -
Сколько всего!
При том бумага, перо
Не говори что тебе
Не хватает чего-то ещё.
 
           23
 
           ***
 
Смотрю, как духи
Уходят из этого места,
Навсегда покидая его.
И мне пора уходить.
Здесь быть жребий мне выпал.
Гонимый, попал я в эти края.
А теперь ухожу, ему благодарен,
Что приютило когда - то меня.
 
            24
 
            ***
 
Я рад, что стольный град
Исчез в тумане,
В дымке прошлого моего.
Дань пришлось мне уплатить
Ему до срока,
Гнездилищу разврата и порока.
Ради спасения своего.
 
            25
 
            ***
 
Не меломан и не гурман
Я просто ман.
И этого хватает мне с лихвой,
С избытком.
Навязчивых идей и чувств
В истории полно и революций,
Великих маний и величия,
При том без рангов и отличий.
И прёт так всё вперёд,
Как ком с горы.
Спасает мысли лишь полёт,
Как глянешь с высоты:
О бедный мой народ!
 
            26