Формирование информационного пространства

Виктор Попов 7
Учёные клонируют животных, работают над созданием искусственного интеллекта, не забывают обсудить этические и нравственные проблемы, возникающие в этой связи. Но параллельно деятельности прогрессивных мыслителей, занятых усовершенствованием бытовой и духовной сфер человечества, люди на планете Земля живут и другой жизнью. Полтора миллиарда человек существуют на один доллар в день, а убийства людей друг другом никогда не прекращались и не прекращаются. Локальные войны и вооружённые конфликты не знают перерывов. Создаётся впечатление, что человечество постоянно живёт в каком-то коллективном, шизофреническом и перманентном состоянии борьбы.
Борьбы гения и злодейства, борьбы добра и зла, борьбы либидо и мортидо? Если бы так. Вовсе не вопросы глобального мироустройства мучают тех, кто совершает немотивированные злодеяния, убивая своих ближних.
А может, это борьба за освобождение угнетённых слоёв населения? Как раньше нас учили марксисты.
Но если нами уже установлено, что поступками людей правит всесильная информация, то причину всех событий нужно искать в сформированном в обществе информационно-энергетическом «поле», которому вынуждены подчиниться, увы, несвободные особи.

Попутно необходимо отметить, что не зря мечтой многих людей всегда являлась призрачная «свобода», за которую люди легко отдавали свои жизни, «освобождая» других. Но эти, «освобождённые», почему-то в своём поколении воспользоваться этим «освобождением» не умели и даже, наоборот, попадали в ещё большую кабалу.
Примеров этому не счесть. Хоть в историческом прошлом, хоть в событиях, происходящих на наших глазах.
Диссиденты при советском режиме информационными протестами, как могли, боролись за свою (в большей степени делая акцент на чужую) свободу от «тоталитарного режима коммунистов». На протестной волне, поднятой диссидентами, «демократы», пришедшие на смену коммунистам, устроили народу такую своеобразную «свободу», что до сих пор непонятно, кто же ликвидировал Советский Союз, лишив 25 миллионов русских людей своей исторической родины, и привёл к власти плеяду коррупционеров, свободных от моральных устоев.
А в своё время большевики, освободив народ от «царского гнёта»,организовали для этого же народа такие репрессии, что спустя почти столетие (время, видимо, недостаточное для осмысления прошедших событий) уже царская семья была канонизирована обществом, а злодеи, уничтожавшие свой народ, до сих пор в общественном сознании точно не установлены.
И получается, что созданный в социуме информационный миф о свободе является причиной и кровавых революций, и обречённых на уничтожение невинных жертв.
А что, для людей остаётся загадкой та свобода, без которой человек, именно как человек, разумное и духовное существо, не может развиваться?
Отнюдь.
Это свобода самовыражения! И соответственно свобода на получение и распространение информации!
Многие классики литературы и мыслители всех направлений это неустанно твердили и твердят. Однако в социуме события происходят по своему сценарию, с непрерывной агрессией и борьбой. Мифическая тяга к свободе появляется у людей, как у голодного аппетит к еде. Вот только вместо еды человек получает обманку – жвачку. И происходит это потому, что информацию – объективную и адекватную – люди не умеет считывать из окружающего мира. Эта особенность восприятия давно была подмечена А.С. Пушкиным: «Иная, лучшая потребна мне свобода…». Но люди вынуждены действовать методом проб и ошибок, тиражируя один и тот же стереотип поведения. Почему необходимо всегда учиться на ошибках? И ошибки ли это? Может быть, это какое-то не обозначенное нами качество информации?
В предыдущей главе это качество сформулировано: попадая в информационно-энергетическую оболочку, которая работает по своей программе, человек изначально не может быть свободен.

Ещё раз сделаем акцент. Само по себе формирование общественной группировки в животном мире возможно только с возникновением их объединяющей информационно-энергетической структуры. Естественно, что кто-то обозначит это явление «стадным инстинктом», кто-то – «коллективным бессознательным», кто-то – «духовной пылью», кто-то – «космическим разумом», кто-то – «Богом».
В современном мире, в век наступившей информационной революции, создание в обществе этого бессознательного духовного «эфира», или «поля», происходит очень быстро. Возникновение различных политических структур, культурологических объединений, группировок фанатов по интересам становится уже своеобразным флешмобом.
Теперь, когда аналоговые системы управления заменяются цифровыми, функционирование социума также становится более скоростным: при необходимости развития или изменения какой-либо функции системы, нужно поменять только её программу, без замены составляющих элементов. Но ведь при этом возможны и ошибки, которые мы можем наблюдать в живой природе с её изменчивостью. А при преобразовании в цифровой код необходимых нам «информационных полей» последствия ошибок увеличат их масштаб.

Зачем создавать искусственный интеллект, если для естественного не хватает места на Земле?
Видимо, он (клонированный или электронный) как раз для этого и нужен, чтобы уничтожить (уже отживший своё?) столь восхищавший нас разум, который автоматически может запустить программу самоуничтожения. Ведь сегодняшняя информационная эпоха качественно отличается от предыдущих тем, что человек, по-прежнему приспосабливаясь, уже ведёт борьбу за выживание не с внешней средой, а только с себе подобными. Не обернутся ли приобретённые людьми навыки выживания (биологические коды) против самих выживших в дарвиновской эволюции?
Будем искать ответ у загадочной информации.
У кого же ещё искать ответ, если она управляет всеми живыми существами и социальными группами.
Тот, кто её правильно считывает, – управляет событиями, а кто не умеет этого делать – становится управляемым. Поэтому самое главное в выживании человека – получить объективную, адекватную, верную, неискажённую информацию об изменениях социального мира. Как в примере с покровительственной окраской животных: выжили те особи, которым повезло получить информацию о правильном цвете.
Право на жизнь добивается группировка, которая несёт в себе информационный код выживания, основанный на переосмысленном опыте – фенотипе, «понявшем» и принявшем объективные законы природы. А тот этнос, который сегодня ведёт войну или иным способом уничтожает народ, живёт в стране невыученных уроков истории.
Есть выражение, что «история учит тому, что ничему не учит», но есть и другое выражение: «история – это наука о месторасположении граблей, но слепым это не поможет».

Что ж, ещё раз более детально давайте анализировать место информации в случающихся событиях.

Но сначала необходимо понять, как в обществе формируется информационное пространство. А уж потом прояснится, можно ли изменить его, кто к этому способен, и как это делается.
Обратимся к научным авторитетам.
Вот книга Д.А. Жукова «Стой, кто ведёт».
Автор этого двухтомника – учёный, доктор биологических наук – ставит перед собой цель: установить закономерности в поведении человека, как представителя животного мира, при этом утверждая, что в основе поведения человека лежат «биологические механизмы». Его позиция вполне материалистическая, хотя постоянные упоминания о человеческой душе противоречат цельности приводимой концепции.
Жуков видит качественные отличия человека от животного в понятийной речи, нравственности и чувстве юмора. При этом совершенно не задумывается, откуда эти свойства появились и какие «биологические механизмы» их сформировали!
Но наш интерес к этой книге – в другом. Описана структура поведения человека, в частности, отмечается его пребывание в постоянном стрессе.
Стресс – это системная приспособительная реакция организма на новизну, т. е. на отклонение условий существования от привычных. Научное определение этого понятия мы можем сопоставить со своими собственными представлениями, потому как нет людей, не испытавших на себе стрессовое воздействие. Однако общепринятое понятие может отличаться от научного. Жуков обращает внимание на следующие важные моменты: стресс – это реакция на непривычные изменения среды, а не на любые, пусть даже сильные или вредные для организма; к тому же многие приятные события также сопровождаются стрессом.
При мышечной работе, жар;, громком звуке, внезапном известии и многих других раздражителях в организме человека и животного происходят специфические изменения, цель которых – приспособить организм именно к конкретному изменению среды. Каждое из этих воздействий, являясь стрессовым, вовсе необязательно вызывает стресс в том значении, которое закрепилось в нашем сознании. Стресс мобилизует все системы организма для приспособления к изменившимся условиям существования, поэтому учёные говорят о его адаптивности и положительном влиянии на организм. В течение миллионов лет б;льшая часть изменений при стрессе повышала готовность организма к схватке, к мышечным нагрузкам. Но современный человек испытывает стресс в основном при изменениях в социальной среде, поэтому многие проявления стрессовой реакции утратили своё биологическое значение и даже стали вредны для его здоровья. Нахождение в хроническом стрессе губительно для здоровья, и в понимании большинства людей именно оно считается стрессом.
Естественный отбор научил наш организм приспосабливаться к стрессовым ситуациям. Учёные определились, каким образом живые организмы делают это. Для защиты от стресса они запускают хранящиеся в их памяти программы поведения, называемые фиксированными комплексами действия (ФКД).В памяти животного или человека хранится множество программ действий, но каждая из них наиболее эффективна для строго определённых изменений среды, поэтому в рамках мотивации происходит интенсивный сбор сведений. Собирается не вся доступная информация, а только та, которая позволит характеризовать новую ситуацию и новые условия существования как знакомые. Знакомая ситуация – это та, в которой организм уже действовал, т. е. удовлетворял имевшуюся потребность. Это азы от Жукова.
В наших же терминах: информация, к которой человек не имеет готового фиксированного комплекса действия, – это и есть стресс.
Стремление к привычному, т. е. к отсутствию новизны и, следовательно, стресса, можно наблюдать у детей, ежедневно требующих буквального, дословного воспроизведения хорошо известной им «вечерней сказки». Поскольку на маленького человека в течение дня обрушивается лавина новых сведений и он устаёт от напряжённой психической деятельности, то, естественно, ребёнок стремится свести информационную новизну к минимуму.
Животному или человеку необходимо по поводу всё новых и новых данных среды очень быстро перебирать свой арсенал прежних опытов. Совокупность факторов изменённого состояния среды, которая позволяет характеризовать ситуацию как знакомую, называется пусковым, или ключевым стимулом.
Примеры такого стимула можем наблюдать у малышей, реагирующих на звук или журчание воды, когда мать приучает ребёнка к горшку.
Если найти ключевой стимул не удаётся, т. е. новизна ситуации велика, то у организма развивается стресс в общепринятом понимании.
Одна и та же информация может воздействовать на различных людей по-разному, потому что ключевые стимулы вырабатываются индивидуально.
Но, прежде чем произойдёт стрессовое воздействие, организм прибегнет ещё к одной уловке – смещённой активности. Когда поиск ключевого стимула затягивается, а организм требует привычного ФКД, то энергия одной мотивации разряжается в виде ФКД другой мотивации. Например, женщина получившая информацию, на которую у неё нет готовой программы действий, может энергично выполнить не запланированную, но привычную домашнюю работу. У мужчины неприятности на работе, которые не могут быть разрешены в рамках производства, могут быть причиной ссоры в семье.
Больше всего люди проявляют формы смещённой активности через еду, агрессию и секс. Жуков, констатируя этот факт, не задаётся вопросом: «А почему?». И напрасно. Можно вспомнить этолога К.Лоренца, который, наблюдая за животными, определил, что даже «между двумя побуждениями, способными меняться независимо друг от друга, могут возникать любые мыслимые взаимодействия». Лоренц назвал «Великим Парламентом Инстинктов» сложившееся у животных за время эволюции равновесие побуждений, позволяющих выжить. Поэтому смещённая активность будет реализовывать себя тогда, когда в упомянутом «Парламенте» нарушается баланс этих сил.
Что касается людей, то так называемый «разум» в критической ситуации едва ли будет полноценным «депутатом» этого «Парламента». Он больше будет занят поиском оправданий неразумных поступков своего хозяина.
Хорошо известно, что многие, нервничая и находясь в стрессовом состоянии неопределённости, начинают есть. Почему большинство людей, стремящихся похудеть при помощи различных диет, затем вновь набирают тот же вес? Потому что при этом они не устраняют причину – нахождение в хроническом стрессе, а только борются со следствием – избегают одну из форм смещённой активности (еду). Можно образно себе представить все излишние килограммы человеческого организма как накопленную и неусвоенную стрессовую информацию, для которой не нашлось ФКД. Излишняя худоба, наоборот, свидетельствует о проблемах с нехваткой нужной информации. И если дети, как правило, не имея избыточного веса, жадно впитывают любую информацию, то пожилые люди, пресыщенные информацией, в большинстве своём набирают избыточный вес. Снижение двигательной активности, как и уменьшение метаболизма, наблюдаемые у людей в процессе старения, – это следствия, а причина психологическая. И состоит она в неспособности организма к переработке информации в прежних объёмах. Также мы прекрасно знаем, что при повышенных психических нагрузках, стрессе организм избавляется прежде всего от килограммов, порой и не лишних.
Когда кроме еды включаются другие формы смещённой активности (агрессия, секс, спорт, азартные увлечения), то диеты уже не нужны. Вот одно из эффективных направлений борьбы с излишним весом – найти другую, более подходящую форму смещённой активности, которая способствует переработке информации.
В обществе всегда были типичны всевозможные формы агрессивного поведения, объяснение которым даёт понятие смещённой активности. Если на ком-то «выместили злобу», или кто-то «попался под горячую руку», или где-то «обидели беззащитного», или в очередной раз «нашли козла отпущения», то проявление такой агрессивности можно объяснить смещённой активностью агрессора, пытающегося выйти из стресса. Когда человек нашёл способ преодоления стресса через другие виды смещённой активности, такие как физическая нагрузка, спортивные занятия, всевозможные хобби (рыбалка, охота, садоводство, вышивание, самодеятельность), посещение клубов по интересам, то уже к привычным ФКД у него разовьётся свой собственный арсенал фиксированных комплексов, который будет защитой от хронического стресса.
Жуков показывает, каким образом работают биологические механизмы у человека и животных в процессе их приспособления к окружающей среде. Им описана стройная модель развития живых существ. Такие же исходные данные для нашей темы исследований мы можем получить также из других научных источников.
Но где указана причина физиологических изменений в живых организмах? Процесс описан убедительно, однако причины, по которым этот процесс обязан происходить, не вскрыты. В конечном итоге ответа на вопрос заглавия книги «Кто ведёт?» мы не получаем.
Была высказана ключевая мысль – «энергия одной мотивации разряжается в виде ФКД другой мотивации». Это в честь чего? Почему должны меняться рефлексы и претерпевать изменение ДНК? Никакие события в природе не могут происходить беспричинно. Где тот конструктор эволюции, тот генетический инженер, который управляет процессом?
Творчески мыслящая часть человечества, к которой постепенно присоединилась и остальная часть, предложила обозначить его всеобъемлющим понятием «Бог», чтобы непротиворечивая модель мира навсегда закрепилась в сознании людей.
И такой стереотип мышления нам очень свойственен: вещества состояли из неделимых атомов; наше жизненное пространство вначале окружал эфир, затем всевозможные поля – гравитационное, электрическое, магнитное, электромагнитное; вокруг нас самих фиксируется аура. Поэтому учёные должны признать логичным возникновение и существование божественных сил точно так же, как «сил тяготения».
В предыдущей главе свойства этих удивительных «божественных сил» мы обнаружили у информации, имеющей признаки материальности.

Зачем же эти силы информации держат нас всю жизнь в стрессовой клетке?
Первым делом, нужно понять, почему в социуме формируется именно стрессовое информационное пространство. И если оно постоянно заявляет о себе, то где-то должно и храниться.
Вспомним об информационной революции. Сейчас меняется способ воздействия информации. Для нас она приобретает всё более отвлечённый, умозрительный характер. Например, древний человек получал стресс при изменении климата, во время ведения охоты на хищника, при борьбе за ресурсы, при выборе полового партнёра. Сегодня все эти стрессовые нагрузки носят абстрактный характер: мы их получаем в виртуальном пространстве. Не проходит суток, чтобы мы не интересовались погодой на завтра, криминальными новостями в регионе, геополитическими угрозами войны, красавицами и чудовищами в различных ракурсах.
Стрессовое информационное пространство окружало и окружает человека в силу того, что трудно представить получение информации без новизны.
С учётом новых терминов (стресс, ФКД) и описанных механизмов действия информации на индивида можно проблему доминирования информационного пространства над человеком обозначить таким образом: когда новизна информации не вызывает у людей подходящего фиксированного комплекса действия и они не воспользовались ни одной из форм смещённой активности, тогда будет развиваться хронический стресс. А от нахождения в хроническом стрессе с человеком происходят многие несчастья. Получается, что человек сам себе создаёт соответствующее информационное пространство, которое потом его же приводит к голоду, болезням, войнам.
Человек сам себе враг?
Напомним, что радостные события также подвергают человека стрессу, но хронический стресс возникает не всегда и не у всех.
В предыдущей главе, разбирая свойства информации, мы обратили внимание на то, что любая информация, поступающая в живой организм, «фильтруется» через его собственную призму информационного кода. Поэтому одна и та же информация кому-то даёт прилив адреналина, вызывает положительные эмоции, кого-то оставит равнодушным, а у кого-то может вызвать хронический стресс.
Исследуя свойства информации, мы установили, что социальные группы в целом могут сохранять информацию, которая затем этой группой и управляет.
Как и где они (социальные группы) эту информацию хранят?
Способов много. Вот те, что лежат на поверхности.
От поколения к поколению передаются привычки, жизненный уклад, обычаи, обряды, эпос, культура и искусство. Этот способ передачи информации даже не требует наличия письменности.
Язык – информационное наследие этнической группировки, на котором происходит общение, по оценкам учёных, проявляется в 15 различных функциях. Его значение, как способ сохранения информации, трудно переоценить, а, к сожалению, мы по достоинству не ценим это наследие наших этносов, теряя самобытность языка малых народов.
Когда достижения науки фиксируются в виде готовых изделий, то это умение также можно отнести к сохранению информации. Древний человек, научившись изготавливать орудия труда и добывать огонь, стал отличаться от животного, сумев передать эти навыки (информацию!) своим потомкам. Отдельно взятое животное, вероятно, не раз изготавливало себе разнообразные орудия добывания пищи, но в человекообразное существо оно превратилось, научившись получать, сравнивать, хранить и передавать информацию.
Всевозможные архивы, библиотеки, память компьютеров служит только «застывшей архитектурой» нашего умения и навыка хранить и передавать информацию. Акцент здесь следует ставить на способностях и навыках! Они в большей степени являются хранителями коллективной информации. Когда «секрет изготовления» утерян, то «результат» уже не является способом передачи информации, а лишь фиксирует наши пробелы в знаниях и способностях. Секрет сооружения египетских пирамид может служить этому примером. В итоге такое свойство информации может быть представлено фразеологизмом: «Результат – ничто, процесс – всё».

Выводы по формированию информационного пространства у человека и в общественных группировках:
• получение информации – это материальный процесс, вызывающий у человека стресс;
• социальные группы создают своё собственное информационное пространство, которое сохраняют и постоянно преобразуют;
• неспособность человека переработать и принять информационную новизну вызывает у него хронический стресс;
• неспособность общественной группировки противостоять хроническому стрессу своих особей и вырабатывать новые ФКБ приводит к состоянию хронического стрессового информационного пространства всей группы;
• защитой от хронического стресса могут быть или смещённая активность, или создание нового информационного пространства;
• нахождение в стрессовом информационном пространстве и человека, и общественной группировки заставляет их прибегать к одному из вариантов смещённой активности – агрессии.

Когда на заре человечества люди, приспосабливаясь к окружающей среде, вели войны за пропитание и ресурсы, то агрессию как-то можно было объяснить. Но сейчас к окружающей среде почти приспособились, даже стали её менять под себя, так зачем нужны немотивированные убийства людей друг другом? Информационный код, полученный в результате стресса за миллионы лет, создал воинствующий социум? Или мы заведомо боимся (тоже стресс) нехватки ресурсов на всех?
Необъяснимую агрессию после всего сказанного понять достаточно просто. Всему виной то информационное пространство, которое сформировано в социуме или у отдельного индивида.
Необходимо подчеркнуть: когда смещённая активность вызывает в человеке агрессию, то следствием этого ФКД у человека могут параллельно развиваться такие отклонения, как алкоголизм, паранойя, депрессия, которые проявляются как навязчивые состояния и становятся болезнями.
Почему?
Казалось бы, агрессия, как один из основных наших инстинктов (если хотите, врождённый ФКД), заложена в информационном коде человека для биологического выживания (побеждает сильнейший) и должна играть роль биологического стабилизатора организма. Когда-то так и было. В то время, когда родоплеменные отношения мало чем отличались от отношений в животной стае. Однако естественный отбор заботится о конечном результате – выживании вида, но никак не о процветании отдельных особей. Поэтому если ваша агрессия направлена во благо вашей общины, то перечисленные болезни не страшны. Вы получите защиту от них с помощью той «энергетической оболочки», которую сформировал социум.

Школьные задачи и примеры по математике или физике мы решали для развития своих способностей к абстрактному мышлению, зная, что конце учебника напечатаны правильные ответы. При этом можно было обратиться к учителю! Сегодня многие из нас сами стали в той или иной степени учителями или своих детей, или своего окружения. Часто в нашей жизни случались и случаются такие события (стрессовые ситуации), которые кажутся нам задачами, не имеющими решения, когда в перебираемых вариантах нет ни правильного ответа, ни мудрого учителя. Тогда для принятия решения мы используем свою интуицию, опирающуюся на сформированное в нас информационное пространство. Но не всегда эта информационная база отражает объективное понимание внешнего мира. В таком случае за разрешение жизненной ситуации мы получим «неуд».
Уважаемому читателю, у которого хватило терпения осилить столь пространные и, может быть, слишком повторяющиеся тезисы, не составит труда далее самому разобраться во многих практических головоломках: формула есть, исходные данные обозначены. И автор не навязывает предложенные далее варианты решений, как единственно верные.