Свойства информации

Виктор Попов 7
Появление относительно новой науки, информатики, было предвестником информационной революции, которая по своей значимости стала третьим крупным шагом в развитии технологий после неолитической революции (8000¬–5000 до н.э.) и промышленной революции (1750–1850 н. э.).
Так наука оценивает значение информации, считая сегодняшнее время информационной эпохой. Напомним, что неолитическая революция связана с переходом человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве.
Наука считает информационную революцию качественным шагом людей на пути их развития.
И вот что написано об информации в Википедии: «В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Понятие ;информация; является базовым (первичным) в курсе информатики, где невозможно дать ему определение через другие, более ;простые; понятия (так же в геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий ;точка;, ;прямая;, ;плоскость; через более простые)».
Информационная эпоха в разгаре, а единого определения базового понятия не выработано. Загадочная субстанция эта информация!
Самое время разгадывать загадки – вдруг ответы станут «правильными».
«Первичными» и «более простыми» понятиями, связанными с исследуемой областью, всё-таки можно считать те, которые обозначены словами сведения, известия, данные, факты, которые характеризуют нашу осведомлённость в какой-то области знания. Следующим термином в этой цепочке рассуждений является слово «знание», которое обозначает уже систематизированные сведения, известия, факты, а также представляет форму существования познавательной деятельности человека. «Информация», надо полагать, объединяет всё вышеперечисленное.
Приведённые рассуждения об информации можно ещё наполнять и наполнять специфическими умозаключениями. Но мы ставили перед собой цель: определить влияние информации на человека. Поэтому с этой точки зрения мы будем рассматривать её свойства.

Одно из свойств информации мы уже отметили – она заявляет о себе только в процессе сопоставления каких-то материальных объектов между собой или при сравнении новых абстракций с уже существующими.
Вот мы глянули в окно, пусть даже машинально, невольно мы получили ту информацию, которую запросило наше подсознание: о погоде, об оставленной машине, о прохожих, о времени суток. Если при этом в нашем сознании не произошло сравнение увиденного с какой-то «эталонной» картиной – на улице пасмурно, машина на месте, одинокий человек с собакой, вечереет – то получается, что в окно мы вовсе и не глядели, информацию не получали. Автоматическое сканирование каких-либо сведений без сопоставления их с уже имеющейся матрицей информации у человека просто невозможно. Разумеется, что человек невольно, машинально и непрерывно во время бодрствования получает большой спектр всевозможной (новой или повторяющейся) информации. Но, чтобы запечатлеть её в памяти, чтобы превратить её в сведения и далее в знания, он обязан анализировать в своём уме этот бесконечный калейдоскоп раздражителей.
Люди не могут беспристрастно выполнять функцию камер наблюдения, записывающих всю информацию подряд. Когда два человека смотрят на одно и то же действо, то видят они совсем разное: мы видим то, что хотим увидеть, и информацию у себя запечатлеваем вовсе не объективную, а субъективную. Об этом хорошо рассказывают юмористы в своих анекдотах и комедиях положений.
Другой пример. Давно ли мы восхищались восходом солнца? «Мы же не японцы», – ищет подсказку услужливая память, хотя мы тут же вспоминаем, как солнце мешало нам ехать – слепило глаза во время движения.

Если рассуждать о младенце, который ещё не создал себе информационной базы, то появление у ребёнка «разумности» можно представить себе своеобразным процессом кристаллизации некоего вещества в насыщенном растворе. Сигналы внешнего мира беспомощное существо постоянно и бессознательно (рефлекторно) принимает в свою пробуждающуюся информационную матрицу, уже имеющуюся в ДНК, и какая-то часть обработанной информации становится через центральную и периферическую нервную систему достоянием мозга. Таким образом, именно этот постепенно концентрируемый раствор информации превращает крохотное существо из кандидата в человека в человека мыслящего. На стадии становления младенческого ума учёные-материалисты могли бы убедиться в том, что информацию ребёнок впитывает и своим реальным седьмым чувством, потому что остальные у него развиты недостаточно. Ведь безо всяких методик обучения у несмышленого человечка вдруг появляются различные навыки, которые ничего общего не имеют с врождёнными инстинктами: младенец начинает различать людей, кроме матери; у него может поменяться настроение вовсе не из-за голода; он издаёт бессвязные звуки, что-то значащие. Своё эмоциональное состояние ребёнок легко меняет под воздействием знакомых или незнакомых раздражителей, преобразуя при этом поступающую информацию в приобретаемые рефлексы и расширяя свой сервер памяти. Это седьмое чувство не эфемерно, оно особо заметно у любого взрослого человека, способного к творчеству.
Подобно зрению и слуху, обеспеченному физиологическими органами – глазами и ушами, седьмое чувство обобщает эмоциональный мир человека в неустановленном материалистами органе – душе.

Как разбудить заложенные в генах способности к мышлению?
Когда мы наблюдаем за развитием всё новых и новых признаков мышления у младенца, складывается впечатление, что его учить особо не надо. Он лишь вспоминает забытые навыки: ползания, хватания предметов и особенно внимательного разглядывания окружающей обстановки – этому уж точно научить невозможно. А если предположить, что это и есть врождённые инстинкты, тогда почему они не проявляются у всех одинаково?
Можно ли этот процесс развития объяснить с позиций материалиста-биохимика на молекулярном уровне? Вряд ли. Перед тем, как научиться говорить, ребёнок делает невообразимый качественный скачок в становлении своих потенциальных способностей, который в дальнейшем немногие могут повторить: последующее развитие человека носит в большей степени экстенсивный характер. Потому-то дети так любознательны: за первые годы жизни они принимают информацию в таком огромном количестве, что в последующие годы при любом интеллектуальном развитии добиться столь значимых успехов уже сложнее. Дети просто «вспоминают» когда-то уже приобретённые навыки и знания. Более того, дети иногда даже возмущаются столь непонятной для них бестолковостью взрослых. Не поместить ни в какие материалистические рамки эмоциональный мир младенца. Как можно «научить» ребёнка радоваться или обижаться, если ему нет и года?
Когда я смотрю выступление музыканта-виртуоза, играющего по многу часов сложную музыку по памяти, без нот, без выраженной (для меня!) мелодичности, то объяснить столь феноменальные способности, недостижимые многим другим людям, без вмешательства божественных сил, у меня не получается. Недаром бытует выражение «поцелованный Богом». Это такой человек, который по умолчанию сохранил способности, развитые ранее, как сказали бы индусы – «в прошлой жизни».
Однако, ежели младенец не находился в социальной группе людей, то затем превратить его из «Маугли» в человека станет невозможно никаким обучением, о чём свидетельствуют многочисленные факты. Почему в этом случае геном и феном не проявляют своих свойств в развитии потенциальных способностей организма? Материалистической моделью взаимодействия молекул, клеток, нейронов, отделов мозга в социально несформированном организме никак не объяснить вдруг ставшие атрофированными их функции.
Так же, как не объяснить известный и описанный наукой феномен «детской амнезии»: все мы не помним, что с нами происходило до трёх лет. Как бы не пытались при этом канадские или другие учёные доказать, что с возрастом стираются старые воспоминания и приходят им на смену новые, которые закрепляются более прочно. Как не крути, а память – это функция по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. А если в самые активные годы нашего становления как разумных существ информация в мозге не сохранилась, значит, таково свойство сервера нашей памяти: только насыщенный информацией раствор способен к кристаллизации так называемого «разума». И отождествлять нашу память с компьютерной – большое заблуждение.
Далее. Наукой отмечено типичное свойство в развитии детей, лишённых материнства с самого рождения: в их личности закрепляются черты, граничащие с патологией. Многих воспитанников детских домов отличает эмоциональная поверхностность, «прилипчивость», высокая агрессивность, жестокость, инфантильная безответственность. Заменить материнскую любовь, которую учёные не хотят замечать и вряд ли найдут её в атомах и молекулах, оказывается, нечем. Поэтому никакой оговорки о седьмом чувстве не было. Если вы не согласны, тогда скажите, каким чувством и соответственно, каким органом мы воспринимаем любовь своих близких людей? Зрением – да, слухом – да, осязанием – да, обонянием и вкусом – возможно, вестибулярным аппаратом – маловероятно. Но у младенцев-сирот с шестью чувствами никаких нарушений не выявлено, а любовь они не получили! Да просто потому, что её не было, ей взяться неоткуда, если нет рядом матери. Но если любовь, весьма абстрактное понятие, действует на организм младенца (впрочем, как и на взрослого), материализовавшись в физиологических проявлениях психики, то её свойства схожи со свойствами информации.
      Наконец, зачем человечеству нужна музыка, да и вообще искусство как таковое? С материалистических позиций внятного ответа мы не услышим.
      Но мы сами, без учёных, знаем свои способности воспринимать необходимую нам информацию «всеми фибрами души». Где находятся эти «фибры» и действуют ли они как седьмое чувство – вопрос другой, главное нужно понять, что они есть.
Напомним лишний раз уже приводившуюся выдержку из Википедии: «Получение информации – это материальный процесс, сопровождающийся возрастанием энтропии». Когда мы убедились на приведённых примерах (с «Маугли», с «детской амнезией», с младенцами-сиротами, с воздействием искусства на человека) в реальности изменений, происходящих в физиологическом организме под действием информации, это выражение уже не кажется нам столь одиозным.
Поэтому будем считать вторым свойством информации её материалистическое действие на живые организмы.
Может, информация для человека – это получение новых знаний? Чтобы получить «новые» знания, нужно иметь какие-то «старые» или отталкиваться от какой-то базы знаний. К тому же мы научились очень большую часть информации, что называется, пропускать мимо ушей. Поэтому процесс получения человеком информации нужно представлять как непрерывное поглощение потока не всех, а вполне определённых раздражителей, фильтрование их через свою матрицу и закрепление уже субъективных знаний о внешнем мире в своей памяти в виде эмоционально-учебных файлов. Это третье свойство информации.

Четвёртое, не менее важное свойство информации: она возникает в процессе появления жизни. Есть ли информация на Венере или Марсе? Если жизнь на этих планетах отсутствует, то и отсутствует информация. Носителями её могут быть только живые существа. Только они могут накапливать определённые сведения и, самое главное, передавать их во времени и пространстве. Пока люди ничего не знали о других планетах, информации как таковой не существовало нигде, хотя планеты сами по себе имелись. Потом информация появилась, но только у людей, открывших эти планеты, а на безжизненных планетах информации как не было, так и нет до сих пор. Точно также её нет на дисках компьютеров, эта информация имеется у программистов и у пользователей, но никак не у «железа» компьютера. А вот инфузория-туфелька – простейший одноклеточный организм – является носителем информации, да ещё какой! Благодаря только этой информации и возможно само по себе её существование. Все функции жизнедеятельности инфузории (питание и пищеварение, дыхание и выделение, движение и размножение) обеспечиваются благодаря тому, что информация сама по себе хранится в этом организме и передаётся следующим поколениям. Но даже самый совершенный компьютер или интеллектуальный робот не являются носителями информации, потому что ячейки памяти компьютера (железо) ничем не отличаются от металлолома, если человек ими не управляет. Не может же чемодан считать себя собственником вещей. Также все библиотеки и серверы компьютеров являются кладовыми и хранилищами человека, но не носителями информации.
Обладание информацией – это основное свойство живых организмов.
Только благодаря проявлению информации стал возможен естественный отбор. Более того, жизнь зарождалась параллельно становлению информации. К таким аксиомам нетрудно подойти, почитав популярные статьи учёных-биологов, разбирающих гипотезы возникновения жизни на Земле.
Благодаря способности живых организмов воспринимать, хранить, перерабатывать и распространять информацию естественный отбор оказался движителем эволюции. Откуда эта способность взялась, уже другой вопрос.
Как вы думаете, в сегодняшнем мире, перенасыщенном информацией, можно ли получить какую-то новую информацию, доселе неведомую?
Конечно можно! Но эта информация будет новой только для вас! Вы стали субъектом, владеющим этой информацией, она превратилась для вас в объективно существующую. Но, строго говоря, она ведь существовала вне вашего сознания.
Так же, как когда-то мы не знали о существовании Марса и молекул ДНК, мы и сейчас много чего не знаем. Но то, что мы не знаем, ведь объективно существует! Значит, оно растворено в некоем «космосе», «эфире», «поле». Люди всегда задумывались над этим феноменом познания. А по мере постижения внешнего мира этому «нечто», в котором объективно растворена такая загадочная и неведомая информация, придумывали различные названия: «Бог», «Дух», «подсознание», «бессознательное», «коллективное бессознательное», «информационно-энергетическое поле».
Может, эти мысли – чистая тавтология при данной «генерации идей»: обозначить понятие, затем дать ему другое название и вернуться в исходную точку, чтобы ещё и найти новизну?
Нет!
Не следует представлять себе процесс абстрактного мышления как появление мыслей ниоткуда. Потому что генерации новых идей предшествует огромная работа всего социума в определённом направлении. Идеи всегда, что называется, должны «висеть в воздухе», чтобы затем стать достоянием какого-то ума. И каждой эпохе соответствуют свои идеи. Если не изобрели колесо, то паровую машину не создать!
С другой стороны, если на геном инфузории-туфельки нет воздействия «информационно-энергетического поля», зачем ему меняться? Эволюция видов возможна только при передаче информации об изменениях и последствиях этих изменений. Очень важна обратная связь! Фенотип просто обязан сообщить, передать своему генотипу о результатах его изменений. Иначе генотип будет всегда меняться хаотично, а не направленно, как это мы наблюдаем в процессе естественного отбора.
Дарвинизм признаёт важную роль случайности в эволюции, но в принципе фиксирует закрепление выгодных мутаций, отмечая устранение всех прочих без какого-либо вреда для дальнейшего существования популяции. Основатели количественной популяционной генетики установили, что отбор эффективен в большой популяции, а в малой процесс идёт по-другому – в такой популяции решающую роль играет дрейф генов, с помощью которого случайным образом закрепляются нейтральные или даже вредные мутации. Дрейф вводит случайность уже после закрепления наследуемых изменений, забирая у отбора часть ответственности.
Наша, уже ставшая любимой, инфузория-туфелька почему-то не хочет менять свой геном. Потому что для неё нет такого сигнала от информационно-энергетического поля.
Получается, что выстроенная таким образом логическая линия нас неизбежно должна привести к идеалистическому представлению о природе вещей? Что ж, будем двигаться в этом направлении.

Проанализируем сегодняшнюю расшифровку распространённого выражения из Библии «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Вот выдержки с сайта http://rodoswet.ru/:
«Словами мы выражаем наши мысли. То, что человеку пришло на ум, то он и начинает говорить. Наш ум – это ;орган; мысли, он подобен приёмнику, который ловит, и передатчику, который излучает мысли. Словами мы отображаем суть значимого, суть самого предмета. Мы наполняем слова глубиной внутренних чувств. Говоря словами, мы излучаем наши мысли во Вселенную к Высшему Разуму или Богу. Наш ум, как локатор, ловит эти сигналы и передает их в мозг, а мозг переводит мысли в слова.
Каждый из нас выражает свои мысли разными словами, стараясь донести саму суть. Когда наши мысли пропитываются эмоциями и выражаются чувствами, то они накладывают свой отпечаток на слова. Воспринятая информация вызывает в человеке проявление этого ;отпечатка; в форме эмоционально чувственного настроя.
Есть такая поговорка: ;Не бросай слова на ветер;. Произнесённое слово становится обязательным для исполнения и, приобретая форму, становится твоей реальностью. Слова всесильны, они несут форму и образ сказанного, наполненного смыслом. Каждая буква алфавита имеет определенное значение и что-то выражает. В звуках заключена вечность, с которой нельзя порвать связь. ;И буква Святого Писания драгоценна, потому что в ней выражена мысль Божественная. Но кто не схватит этой мысли, для того она останется звуком пустым, иногда даже вредным;, – так говорили апостолы.
Что же таит в своём значении и выражении слово ;Бог;?
Словосочетание БОГЪ – это аббревиатура: БО – Боги; Г – Глаголи; Ъ – Сотворяще, что означает: ;проявляющий мысль через слово или созидающий словом;. То есть проявление нематериального мира в материальном мире. Что это означает? На уровне слов мы общаемся в материальном мире, а на уровне мыслеобразов – в запредельном нематериальном мире. Богами называли тех людей, которые могли проявлять информацию (знания) из других Миров в нашу действительность и передавать их людям в форме мыслеобразов. Это и означало ;проявляющий мысль через слово;, то есть вышедший на уровень Творения и Созидания человек, для которого открывался запредельный Мир. Душа управляет телом, передает информацию мозгу и является связующим звеном между мыслью и словом, проявляя мысли в слова посредством мыслеобразов».
Как говорится, комментарии излишни.
Тем не менее ещё раз акцентируем внимание на тезисе авторов статьи, что управление информаций – прерогатива Богов.

Теперь уместно дать слово противоположной стороне – материалистам.
Английский учёный-биохимик Ник Лейн в своей книге «Лестница жизни» проливает свет на многие вопросы возникновения и организации жизни с позиций современной науки. Некоторые из замечательных вопросов, на которые он ищет ответы, таковы: «Как наша психика соотносится с мозгом?», «Эволюционирует ли психика вместе с мозгом?», «Как материя и дух взаимодействуют на молекулярном уровне?».
Вот выдержки из его книги:
«Идея, что изначальные эмоции возникли путём естественного отбора, довольно проста, но из неё вытекают важные следствия, на которые обратил внимание основатель современной психологии – гениальный американский учёный Уильям Джемс. Джемс доказывал, что сознание не представляет собой какое-то побочное явление, сопровождающее организм как тень, но не имеющее само по себе никакого физического эффекта. Напротив, любое чувство может иметь вполне конкретный физический эффект, значит, в каком-то смысле они должны обладать физической природой. Отсюда Джемс заключил, что, несмотря на кажущуюся нематериальность, чувства представляют собой материальные явления и развились путём естественного отбора. Но что же они собой представляют? Никто не размышлял над этим больше Джемса, и всё же вывод, к которому он пришёл, был неожиданным и довольно странным: материя должна обладать некими неизвестными свойствами, и вся Вселенная должна быть пропитана своего рода ;духовной пылью;.
Казалось бы, что ещё нужно? Вот рука учёного, протянутая теологам. Вот общий знаменатель! Тем более что на молекулярном уровне и посей день наука не может найти взаимодействие души человека с его телом. Но ведь и происхождение сил тяготения физика до конца не объяснила. Тем не менее уже несколько веков никому в голову не приходит оспаривать наличие этих сил. Что же мешает учёным объединить свои современные достижения с вековыми размышлениями теологов и философов?
Ник Лейн анализирует знаменитое послание Папы Римского Иоанна Павла II к Папской академии наук 1996 года. У понтифика нет сомнений в самодостаточности религиозных догматов, проверенных веками: ;Эволюционные теории, рассматривающие, в соответствии с философскими учениями, их вдохновляющими, дух человека как порождение сил живой материи или всего лишь сопутствующее явление этой материи, несовместимы с истиной. Они так же несостоятельны, как основание для человеческого достоинства;. Далее уже рассуждает Ник Лейн, пытаясь разобраться в проблеме принципиальной нестыковки религии и науки: ;По словам понтифика, внутренний опыт и самосознание, весь метафизический аппарат, позволяющий человеку общаться с Богом, недоступны для объективных научных измерений и относятся не к сфере науки, а к сферам философии и теологии. Короче говоря, согласившись принять реальность эволюции, он не упустил случая поставить ;магистерию церкви; над эволюцией».

Но по-другому и быть не может! И причина довольно проста.
Она связана со свойством информации. (Совершенно недостаточно найти «философский камень», нужно ещё научиться им пользоваться: потереть или постучать.)
Информация, которая веками эволюционировала вместе с Папой и его паствой, стала не только «духовной пылью», но и материальной частью людей. Это значит, что вся эта группировка людей в целом (и каждый в отдельности) получили (и получил) такой информационный код, который способен привести эту группировку к самоуничтожению, но не к перемене кода. Человеку трудно, а порой и невозможно изменить своё «бессознательное», свой информационный код. Никакими теориями, формулами, доказательствами мы не можем обратить человека в другую веру.
И точно так же наука скорее будет делать свои «открытия» и внедрять свои понятия о «параллельных мирах», «антивеществе», «чёрных дырах», «кротовой норе», «подсознании» и других «корпускулах», чем соглашаться с постулатами теологов или эзотериков о духовной составляющей мироздания.
Материалистам трудно и даже невозможно представить наличие «Божественных сил Вселенной» или действие на человека Святого Духа, потому что во время отрицания религиозных догм они, что называется, «выплеснули вместе с водой и ребёнка».
Неспроста бытует выражение: «Если человек верит, ему не нужно ничего доказывать, если не верит – доказывать бесполезно». Вера – это материализованная в сознании часть бессознательной информации. Идеи З.Фрейда, заменившего когда-то религиозное понятие «душа» на «материалистическое» (ха-ха) «подсознание», можно сегодня продолжить внедрением более современного и устоявшегося термина – «информационное поле». Существование духовной энергии, какими бы терминами мы не называли явления, с ней связанные, со всей очевидностью доказано временны;м преобразованием самосознания различных социумов.
И мы можем наблюдать на практике перемены в самосознании не только отдельных людей, но и целых этносов. Значит, есть какие-то силы воздействия на «бессознательное» человека, на его информационный код.

Как, согласно закону всемирного тяготения, сила, возникающая между телами, прямо пропорциональна массам тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними, так «жизненная сила» общественной группы, управляющая её информационным кодом, будет прямо пропорциональна количеству активных особей, подчинённых этой информации, и обратно пропорциональна времени, прожитому особями без своей группы.
Почему?
Первое, что в знаменателе, – это очевидное свойство существования социума: есть родственные души, есть эффект толпы, есть массовый психоз, есть национальная принадлежность. Духовное единство между людьми возникает даже без лишних слов, на уровне чувств. Оно выражается в бессознательной симпатии, люди его ощущают интуитивно. Точно так же, как и чувство неприязни.
Ярким примером изменения «жизненной силы» в группе могут служить мусульмане, пытающиеся сегодня ассимилироваться в современной Европе. Дети и внуки, родившиеся уже у первых эмигрантов, которые когда-то зацепились за европейскую цивилизацию, теперь проявляют значительно больше религиозного радикализма и экстремизма, чем их отцы. А, казалось, должно быть наоборот, внуки первопроходцев должны со временем забывать свои духовные корни. Но нет: пока мусульман было мало, интеграционные духовные силы их были слабы, а когда расплодились, то быстро вспомнили о хиджабах, намазах, мечетях. По некоторым оценкам, в Нью-Йорке и Лондоне сегодня проживает по миллиону мусульман, а мечетей в этих городах имеется 140 и 100 соответственно. Чтобы понять, много это или мало, можно задаться вопросом: имеем ли мы в своих городах на 10 тысяч жителей одну церковь? Невольно эти цифры заставляют задуматься о перспективах единения национальных групп и соответственно выживания самых разных этносов и образования ими государственных структур.
Социальные группы могут возникать на постоянной основе, как это начиналось со времён родоплеменных отношений, так и на временной основе, по интересам – группы фанатов, меломанов, коллекционеров. Вне социальной группы человек жить не может, потому что в этой группе, он получает и отдаёт духовную энергию при помощи обмена информацией.
Парадокс сегодняшней информационной эпохи состоит в том, что отдельно взятый человек может легко оказаться в информационной прострации.
И вот почему.
Радио, телевидение, ноутбуки, смартфоны, айпеды и прочие распространители информации не дают покоя мозгу человека ни днём, ни ночью. А человек привык черпать ту «духовную пыль», которой пронизан социум. И если когда-то мы гордились своим «духовным наследием», то теперь всё больше употребляем термин «виртуальное пространство». «Виртуальная реальность» вошла в обиход спокойно и безапелляционно. Хотя по идее вокруг неё должно разгореться страстей больше, чем вокруг понятия «Бог».
«Виртуальная реальность, искусственная реальность, электронная реальность, компьютерная модель реальности – это созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку через его ощущения». Эта цитата из Интернета не вызывает никаких протестов даже у самых рьяных материалистов. Но ведь когда каждый этнос с помощью института церкви, а не электроники, создавал себе свою духовную среду (по сути виртуальную реальность), то наука клеймила эти процессы приговорами – от заблуждений до мракобесия.
Однако же современная «духовная пыль», названная виртуальной реальностью, для очень многих людей не годится. Она вызывает психические отклонения, и мракобесия в её внутреннем содержании несравнимо больше, чем в той, которую связывали с церковным. Потому что «пищу для души» здесь некому генерировать и тяга индивида к «роскоши человеческого общения» засыхает на корню. «Опиум для народа» заменили на «героин»! В результате у людей всё более распространённой болезнью становится депрессия.
Америка, страна с самой развитой структурой потребления, переживала период депрессии не раз. Происхождение Великой экономической депрессии 30-х годов прошлого века до сих пор не имеет внятного обоснования. Согласитесь, объяснять кризисом перепроизводства или алчной денежной политикой бизнесменов экономическую депрессию – это никакие не причины, а только описание самого процесса. Ещё труднее объяснить возникновение депрессии как болезни у человека. Медицина относит депрессию к тяжёлому психическому заболеванию, связанному с драматическими переживаниями больного, при этом треть случаев возникает без каких-то внешних воздействий. Судя по многочисленным сведениям из печатных источников, широкое распространение в США получили объединения-семинары людей, имеющих какие-либо психологические проблемы. Эта форма общения достаточно эффективна, потому что позволяет людям непосредственно обмениваться именно той информацией, которую они считают важной, голод к которой вызвал у них психологические проблемы. При этом работает вышеприведённая формула – человек существо социальное и может черпать духовые силы только из своей группировки.
Каким образом всё это воплощается на практике, можно также представить на примере, противоположном депрессивному процессу, – примере становления нацизма в Германии. За короткий период во времена 30-х годов прошлого века немецкий этнос получил такую неведомую силу, которой не могла ничего противопоставить вся Европа.
Приведённые в доказательство аргументы показывают справедливость числителя в формуле «жизненной силы», создаваемой «духовной пылью» или «информационно-энергетическим полем» тех людей, которые идеологически закодированы на бессознательном уровне и готовы создавать своё коллективное информационное пространство.
В знаменателе формулы мы указали время, которое человек проводит без своей «пуповины» – родины, семьи, коллектива единомышленников, друзей. Время совместного проживания в любой социальной группе, безусловно, влияет на наше самочувствие. В состоянии оторванности может возникать болезнь – ностальгия – с упадком жизненной энергии; однако, с другой стороны, при стрессовых ситуациях с возникновением конфликтов в среде обитания, как мы знаем, «время лечит». Если знаменатель стремится к нулю, то «жизненная сила» будет предельно нарастающей. И, наоборот, если человек всю жизнь находился вне социума (знаменатель максимален), то сила будет мизерной, человек постепенно становится вычеркнутым из своего духовного круга.

Обычно большинство формул начинается с коэффициентов, так введём же и мы его в нашу формулу, с числителем и знаменателем которой мы только что разобрались.
Каждый человек имеет индивидуальный «коэффициент принадлежности» к той или иной группе. Без одной группы он не может и дня прожить, о другой вспоминает только по праздникам.
Чувство патриотизма у всех людей развито по-разному, да и в каждом государстве этот патриотизм разный. Поэтому коэффициент патриотического настроения нужно установить индивидуальный не только для отдельной личности, но и для этноса в целом.
Или, например, звучит симфоническая музыка, она вас не трогает, вы не принадлежите к числу её почитателей, с этой группой меломанов ваш индивидуальный коэффициент равен нулю. Переключившись на другой канал, где выступает любимая поп-группа, вы настраиваетесь на коэффициент, близкий к единице. Но когда вы будете присутствовать на «живом» концерте этой группы, то выведенная ранее формула насчитает такую силу с помощью числителя, знаменателя и упомянутого коэффициента, что экстаз всех участников нетрудно предсказать.
Когда действие «коэффициента принадлежности», помноженного на суммарную «жизненную силу» активных особей в той или иной группировке, своей величиной достигает некоторого критического числа, то можно делать вывод об устойчивом «информационно-энергетическом поле» стаи, способной к автономному существованию. Львиный прайд, волчья стая, пчелиный улей, муравейник, стая перелётных птиц, косяк рыб в замысловатом танце – это яркие примеры существования группировок животных, возможность жизни которых определена совместно созданной информационной программой. Какое-то время социально организованные животные могут существовать и поодиночке, но для сохранения вида в целом они обязательно образуют оптимальные группы.
Социальная зависимость людей друг от друга так же связана с накоплением «духовной пыли», с созданием критической массы этой объединяющей информационной оболочки, которая начинает управлять созданной группой уже автономно.
Рассмотрим на примерах взаимодействие информационных связей в социальных группировках людей.
В Советском Союзе коммунисты много говорили о реформировании неэффективной экономики, ещё больше, чем сейчас говорят об этом современные публичные лидеры. Таким разговорам посвящались и пленумы ЦК партии, и даже съезды. Все были «за», и никто не был «против». Но реальных реформ не происходило, потому что для этого (так считали аналитики) необходимо было реформировать политическую систему. Говорили, говорили, говорили, а системы не реформировались, не реформировались, не реформировались. Наконец, когда критическое число людей не только говорящих, а, самое главное, способных думать и действовать, достигло своего значения, политическая система рухнула в один миг. И причина простая – люди создали информационно-энергетическое поле, которое затем действовало по своей программе, объединившей накопленное недовольство.
Националисты Украины много говорили о её «незалежности» и«самостийности», переписывая на свой лад исторические хроники голодомора, роли С. Бандеры в войне за мифическое освобождение. Говорили, говорили, говорили, пока не создали критическое число умов, способных действовать. Теперь сами не знают, что делать с созданным информационно-энергетическим полем, программа которого работает автономно, не вписываясь в рамки современной демократии. Радикальные настроения обязывают или всё стадо подчиниться созданной информационной программе, или развалить её на «самостийные» группы в соответствии с наличием критического числа недовольных. Написал и задумался над политкорректностью термина «стадо»… Если льётся кровь, если брат на брата идёт войной, то термин очень даже правильный. И даже неважно, кто прав, кто виноват. Людей, ставших «пушечным мясом», конечно, жалко. Но истоки подобных трагедий известны. Иисус Христос прощал своих палачей, зная, что они «не ведают, что творят». Уже тогда он понимал, что человек не свободен, что он раб обстоятельств, в которые попал, что человек совершает поступки, которые ему диктует окружение. Ценою своей жизни он призвал это окружение задуматься над своим будущим. Общество его услышало, создав новую информационно-энергетическую оболочку – христианство. Но при этом устроило крестовые походы, две мировые войны, испытало на людях атомное оружие и продолжает усердно заниматься самоуничтожением.

Казалось, эти банальные рассуждения слишком просты, чтобы претендовать на какую-то научность. Но как раз простота часто соотносится с истиной. И, когда психиатры не могут определить причину ничем не обоснованной депрессии, наша формула может пригодиться.

Сейчас, исследуя свойства загадочной информации, мы убедились в том, что:

1. Информация начинается от сравнения.
2. Чтобы стать информацией для конкретного человека, сведения внешнего мира сопоставляются с его личным информационным кодом и откладываются в памяти как субъективные знания и вера.
3. Информация обладает способностью к материалистическим воздействиям на живые организмы.
4. Обладание информацией – это основное свойство живых организмов.
5. Информацию сохраняют не только отдельные живые организмы, но и социальные группы в целом; информацию социальной группы можно себе представить как коллективное бессознательное этой группы, как «духовную пыль», как питательную среду души человека, воспринимаемую его седьмым чувством.
6. Эта сохранённая и переработанная информация управляет и живыми организмами, и социальными группами.
7. Силы действия информации в созданной информационно-энергетической оболочке группировки прямо пропорциональны сумме вовлечённых этой информацией особей и обратно пропорциональны времени отсутствия этой информации.
8. Эти интеграционные силы воздействия информации на каждого человека преломляются индивидуальным коэффициентом либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения.
9. Созданная информационно-энергетическая оболочка социальной группы при накоплении критической величины начинает работать по собственной программе, управляя группой как единым организмом.

Другими словами, мы разобрались в механизме формирования фенотипа человека с помощью реальных, поддающихся оценке сил. Эти силы будут достаточно разными.
Поэтому и наш социальный мир столь разнообразен.
Потому-то учёный, не объединённый той «духовной пылью», которой пронизаны верующие мусульмане или католики, всегда будет оставаться на своих, как правило, материалистических позициях.
Мы «открыли» что-то принципиально новое?
Отнюдь, идея панпсихизма (сознание присутствует повсюду и составляет часть всего) известна давно. Но если панпсихизм видит весь материальный мир одушевлённым, то мы взялись утверждать только то, что все живые организмы являются носителям информации, и информация управляет живыми существами и социальными группами. И к этой идее нас подвели генетики, обнаружив у всех живых организмов молекулы ДНК, которые эту информацию и содержат.
Пытливый Ник Лейн с участием лучших учёных современности перебирает всевозможные версии о функционировании наших эмоций и приходит к выводу: «Чувства действительно представляют собой нейронный код, однако этот код полон жизни и богат смыслом, накопленным миллионами или миллиардами поколений. Мы по-прежнему не знаем, как именно наши нейроны это делают, но в основе сознания лежит вопрос жизни и смерти, а все удивительные достижения человечества – это лишь надстройка».
Когда-нибудь учёные поймут, «как именно наши нейроны это делают», но для нас с вами вряд ли что изменится, потому что итак понятно главное, с чего начиналась постановка проблемы. Понятна стандартная норма в поведении человека, как социального существа.
И пусть учёные нас радуют новыми открытиями в области строения вещества, в генетике, в нано технологиях, в социологии и психологии, но вопрос, обозначенный в первой главе, – определить закон или алгоритм, которому подчинена моя жизнь, – стал более или менее ясен.
Осталось соединить теорию с практикой, чтобы убедиться в правильности сформулированных «открытий». Чем и займёмся далее.