М. Мамардашвили о непостижимости связи души и тела

Павел Гордеев
Мераб Мамардашвили о непостижимости связи души и тела


"Можно поставить вопрос так: чтобы случился акт сознания, должны произойти какие-то химические и молекулярные изменения. То есть в каком-то смысле эти изменения должны быть произведены сознанием, что, конечно, абсурдно. Абсурдно как натуральное утверждение, но не абсурдно на уровне абстракции... Скажем, для того, чтобы взять вот этот предмет, я должен привести в определенное состояние свои мускулы, скоординировать движения руки и т.д. Это физические явления. Я выполнил акт, только сделав что-то физически. Но ведь это же непостижимо, непонятно - каким образом сознание может производить физические действия? Я уж не говорю о том, что никто не знает этого, никто не создал пока модели такой "причинной" связи. Это столь же непостижимо, как если бы я утверждал, например, что могу взглядом или движением руки остановить Луну на её орбите. Это мистический акт. Он полностью вне физики. А каким образом внутри физики оказывается не менее мистический акт, что я привёл в определённую координацию свои физические движения и осуществил целенаправленное действие? Каким образом я сознанием могу это сделать?

Тем самым, говоря об уровнях языка описания, я вовсе не утверждаю, что сознание производит физические явления, или, что физические явления производят сознание. Как говорил ещё Декарт: ни душа не действует на тело, ни тело не действует на душу".

"...de facto дано моё движение руки, ведомое сознанием, что объяснить невозможно. Нельзя сознанием вести руку, а я веду её".
(Мераб Мамардашвили. "О возможном метаописании сознания")