Уроки просвещения. Глава 4

Леонид Корнейчук
Мечтал ли Виктор Исаакович, когда-либо приехать в город Сусс?
Таких мыслей не было в голове. Посколько многие говорили ему, что на волнах моря возле этого города находили пакеты, баночку из-под кефира, морские водоросли, выброшенные на берег. Но были отдыхающие, которые находили золотые кольца, цепочки, старинные монеты...
В сентябре дули с моря холодные ветра.
Виктор Исаакович прятался за высокими стенами, согревая себя горячим чаем и кофе, который подавали в уютном зале. Аромат настоящего кофе придавал бодрость на фоне  строгих геометрических узоров расписанных на стенах с визуальным синим эффектом.
Находиться возле пронизывающего ветрами моря? Место обитания для Виктора  полюбилось возле древней Медины.
Возле минарета неторопливо шел пожилой араб, который нес в руке лепешку.
На изношенный стертый халат старика мало кто обращал внимание. Одна лишь лепешка хлеба  придавала довольство седому старику, который не придавал значение окружающей суете и свету небесному.
Виктор прикоснулся к истрепанному рубищу старика.
- Могу ли помолиться возле мечети?
- Вижу, что ты  чужестранец. В нашем восточном деле не нужна суетность. Кто знает, кому пойдет твоя вера? По нашему обычаю, нужен халат. Хорошо иметь бороду, четки, тапочки мягкие. В Медине тебе подберут все необходимое.

Во время отдыха к Виктору стали приходить разные сомнения: нужно ли отпускать бороду, и какие лучше покупать четки? А может, старик на площади пошутил? Да, кажется, он говорил серьезно. По воле, свыше нужно испытывать себя.
Все средства хороши, кроме скучного. Быть активным наблюдателем не достаточно. Благодари судьбу, несущую тебя на крыльях испытаний! Пассивность остынет, вода заплесневеет, голос твой никто не услышит. Сможешь осилить - прийдет даже то, чего не ожидал.

На завтрак в ресторане Виктор положил на стол мягкую булочку.
- Не сидайте туды! Там моя сыдыть дочка. Молодая мама закинула за спину белую косу.
- Вы понимаете: у меня сегодня важный ответственный день! С утра посещение Медины, мечети, минарета... А до этого мне надо купить тюрбан, длинный халат, мягкие тапочки,- признался вежливо Виктор Исаакович.
- Вы актер?
- Инспектор среднего и высшего образования!

Виктор вошел в Медину со стороны оборонительной крепости Касбы.
Его взгляд напрягался на мелкие лавочки, стоящие одна за другой. Торговцы с утра мыли полы, стены, пешоходные дорожки. Белоснежные гривы шампуня текли рекой навстречу проходящим покупателям.
- Что ищете? Заходите!- торговцы вежливо кланялись инспектору.
Виктор неторопливо продолжал путь, всматриваясь в древний опыт местных обычаев, в их нравы, не отвечая на приглашение торговцев. Казалось, он забыл о покупке своего тюрбана, довольствуясь увиденной работой  пекарей, мастеров по ковке металла, парикмахеров. По ходу Виктор заглянул в медную лавку. Проходя в узком проходе, он задевал  всевозможные висячие изделия. Колокольный звон стал отдельной песней, звуки которого не оставили равнодушия для иностранного покупателя.
- Хватит тебе брень! – Голова хозяина магазина сверкнула в темном углу.
- Э! Старина, тебя не узнать! Помнишь, ты шел с лепешкой хлеба?
- Это была самая маленькая лепешка для чая из мяты.
- У меня сумятица! Зачем мне одежда для молитвы? Ведь меня небеса услышат и без халата. А с другой стороны, мне хочется быть нарядным, иметь персидский шелковый ковер для молитвы.
- Оба варианта хороши. Один лучше другого! Ну, сначала ты должен у меня купить звенящие колокольчики. Один колокольчик для ночного бдения, другой для дневного, третий для больших праздников, четвертый встречать частых гостей, пятый для утреннего пробуждения, самый маленький для молодой жены, седьмой...
- Подождите! Мне следует знать вибрацию каждого предмета. И полюбит ли жена мой утренний колокольчик? Возможно, лучше будет флейта. А может барабан?! Вот видите: я в затруднительном положении? Дайте мне выпить сладкой мяты с мягкой водой! Голова кружится. Пересластили! Добавьте туда маленькую щепотку морской соли.
У вас кругом, вижу, валяются одни медные пластины. Зачем?
- Слишком много у меня покупателей,- произнес невозмутимый араб. - Делаю на них мантры, заклинание.
- Вот то, что я принимаю без исключения и доверяю вам полностью! Мне выполните все услуги лучших древних индийских мантр без изменений. С добавкой плюс! Так будет лучше.
- За утвердительный плюс, уважаемый гость, несколько другая цена. Сбегайте в центральный универмаг и принесите  мне на свое усмотрение ароматические масла.
А мне следует скорее для вас выполнить ответственную  работу.

На последнем этаже универмага народ суетился возле одежды.
На полках разнообразие многочисленных масел. Владимир спешил выбрать самое наилучшее! Он постепенно открывал содержимое в флакончиках, тщательно пронюхивая в ряду многочисленные бутылочки. Правда, одна носовая перегородка в покупателя была искривлена, приходилось пользоваться другой. Постепенно и другая не приносила приемлемых результатов. В эти минуты настойчивому Виктору захотелось увидеть французского специалиста, который различает две тысячи запахов.
Несколько флакончиков пролилось с запахом мяты, розмарина... Насыщенный аромат терпким запахом масел заполнял пространство всего универмага! Народ, по этажам блуждая, закрывал нос салфетками, некоторые впервые в жизни стали покупать носовые платочки. Люди, суетясь, морщились от непредвиденного запаха, закрывая лицо большими платками.
Молодая продавщица развила свои худенькие  ручки,  словно собралась улетать.
- Вы понимаете, что у нас будет значительно меньше покупательная способность!
- Но ведь запах мяты приносит деньги, - отозвался огорченный Владимир.
- Так вот, покупайте все, что пролили и открыли! Можете, еще что-то вам добавить?
- Мне сейчас же найдите орхидею, которая сохранит мою финансовую стабильность!
И добавьте эвкалипта, который позволит мне разбогатеть как честному работнику!
- Касса рядом.
Открыв свой пустой кошелек, Владимир, не раздумывая, сбежал вниз для выхода на площадь! Неожиданно в него уперлись два полицейских. Один из них показал на машину. Женщина с белой косой мелькнула возле инспектора.
- Землячка, дорогая, дай денег на покупку масел!
- Пид хороши проценты! С добавкой халата и шелкового коврика для моего чоловика!
- "Вовремя мне прибавили к зарплате прибавку". - подумал инспектор.