Одесская Барби как человеческий симулякр

Константин Матаков
                ***



Весь Интернет (и не только) уже озарила своим светом звезда Валерии Лукьяновой, в просторечии именуемой «одесской Барби». Ее непрерывно приглашают на те или иные «культурные мероприятия», о ней постоянно говорят, ее популярность давно уже перешагнула пределы бывшего СССР. Но нас интересует не столько она как таковая, сколько ее феномен. Тем более, что не одна такая – в мире существует уже немало девушек-барби.. И весьма любопытно, что за этим стоит? Есть ли тут определенная философия?
Да, история известная: девушка из Одессы поработала над своим обликом с помощью пластической хирургии и силикона – и в результате приобрела свой нынешний вид. И любой человек, даже просто поверхностно знакомый с философией, скажет – да это же симулякр! Да-да, в самом буквальном смысле, как у Жана Бодрийяра, где симулякр  – это копия без оригинала, или знак, не имеющий означаемого объекта в реальности. Так по выражению Н. Б. Маньковской, исследователя Ж. Бодрийяра, «симулякр — это псевдовещь, замещающая «агонизирующую реальность» постреальностью посредством симуляции» (Маньковская Н.Б. Эстетика постмодерна. СПб.: Алетейя, 2000. С. 60.). Валерия является символом Барби, но ведь Барби не является человеческой реальностью – это просто кукла. Даже если мы будем считать Барби объективной реальностью и «оригиналом», то надо учитывать, что сама эта кукла – только символ, эталон некоторой «идеи красоты». А вот о том, что это за идея – можно долго говорить.. И о том, является ли сама эта идея – «оригиналом».. Получается странная ситуация, или бесконечная игра отражений: копия отсылает к оригиналу, который тоже является копией и т.д. Эта девочка своей кукольной внешностью кажется как бы придуманной – но придумать себя в некотором смысле является противоречием в определении – ведь тогда выходит, что субъект не существовал до придумывания – как же он себя придумал?
Значит, она придумана другими? Да, конечно, имя им – современный мир (если не сказать легион), но и те, кто ее придумал – тоже придуманы кем-то – и вопрос в том, как назвать мистера-того-кто-придумал-всех-остальных. Да, всех создал Бог, но тут речь не о Нем. И воображение человеку тоже дал Бог – но для того, чтобы человек менялся по Его образу и подобию – а не для того, чтобы он придумывал ложные идеалы и стирал в себе образ Божий.. Эта дама попыталась стереть в себе все, что напоминало бы об обычном человеке – чтобы стать символом в чистом виде. Помнится, один персонаж в Поттериане тоже осуществил над собой множество превращений, и потому стал даже не совсем похож на человека.. Но тут другое – скажете Вы, - она же не Волан-де-Морт! Проблема в том, что считать добром, а что злом.. Сходство есть – придуманность образов. И первым в списке придуманных образов был сатана, вообразивший себя равным Богу.. В этой девушке придуман имидж, внешность, даже философия.. Она ведь высокодуховная Барби – пишет книги на тему астральных путешествий, проводит медитации по Интернету, и.. сочиняет стихи!
Вот для примера: «Я слышу хор мандал фрактальных / Лечу в восторге в высоту! / Словно снежинок мерцание, хрустальных / Чей танец нарушает тишину! / Долой условности, рамки и запреты / Давно не действует все это – устарело / В моей душе всегда бушуют краски лета / Во мне огонь, и все не нужное сгорело!» (http://www.stihi.ru/2016/01/15/9554). В общем, обычная топорность, наподобие текстов эстрадных песен, и оккультный набор из мандал, нирван, сансар, карм, астралов, порталов и т.д. Конечно, совершенно бесполезно спрашивать у девушки, что такое хор мандал фрактальных, ибо мандала – это сакральное символическое изображение – могут ли они создавать хор? Допустим. Но уж про фрактальные мандалы ни индуизм, ни буддизм ничего не знают, ибо термин «фрактал» введен только в 1975 году Мандельбротом. Это типичная для «современной йоги», нью-эйджа и прочих оккультных групп смешение из осколков восточных религий и современной науки.. О религиозной грамотности нашей героини можно судить по тому, что в одном из стихотворений она утверждает, что летает в просторах нирваны – даже понаслышке знающий буддизм скажет, что это какой-то очень «странный опыт».
Если же говорить подробно об опыте этой дамы, то тут обычная (и довольно примитивно поданная) мистика растворения в энергиях космоса, масса детских восторгов по этому поводу, путешествие по астральным мирам и вообще пестрый коктейль из нью-эйджевского рациона. И при этом, декларируя отказ от себя, принимая смирение и отвергая эгоизм, Лукьянова практически все свои стихи иллюстрирует только собой – разумеется, в «кукольном варианте». А если пройти по ссылке на ее страницу в контакте, то мы обнаружим там 21000 фотографий СЕБЯ (!), 2000 видеозаписей СЕБЯ, и несколько сотен аудиозаписей СЕБЯ. Предположения о нарциссизме тут кажутся слишком мягкими.. Но зато в таком случае становится понятным истинный подтекст ее стихов: это не растворение себя в ином и не свое путешествие по иному – это растворение себе в себе и путешествие по себе любимой; и пусть даже девушка искренне верит, что она вышла в астрал и сразу свернула направо, купаясь в лучах астрального света, - на самом деле, она купается в лучах собственного света, и, растворяясь в собственном Я, становится еще больше, выше, сильнее.. По сути, она воспринимает свое Я как нечто божественное, и поэтому, в чем бы она ни растворялась – это только она сама..
Итак, мы видим тут нирвану без нирваны, мандалу без мандалы, мистику без мистики, - эти понятия вырваны из своей религиозной основы и утратили свое первоначальное значение, которое теперь им можно придавать по желанию субъекта. Т.е. придумана не только внешность нашей Барби – придуманы и ее мистика, философия, стихи – они тоже являются как бы копией несуществующего оригинала, - ибо не отражают реальность, - как и типичный симулякр. Сторонний наблюдатель, наверно, спросит: если девушка так высокодуховна, то зачем пластические операции, увеличение груди, дорогой макияж и стремление к облику Барби? Это как раз все из сферы «приземленной материи».. Кстати говоря, ее стихи напоминают вирши приснопамятной Марии Дэви Христос – «богини» из секты «Белое братство». Да ведь поклонники Лукьяновой, как и она сама, - и напоминают типичную оккультную секту, - только без тоталитарности. Дух непогрешимости у Лукьяновой развит очень сильно – и это тоже типичный признак сектантства. Все неправы, кроме нее и ее «философии», а в ответ на критику, что ее пропаганда общения с духами может означать бесовщину, мы слышим: «Вы ничего не знаете о Марсе и обитателях этой планеты) Зато чувство собственного величия у вас раздуто до предела) Спасибо за совет по поводу астрала, но он мне не пригодится, ибо я действующий педагог от школы Внетелесных Путешествий Михаила Радуги» (http://www.stihi.ru/2014/12/25/7992). Лучше без комментариев..
Т.е. перед нами – человеческий симулякр, где плоть изменена настолько, что стала символическим бытием, почти что бесплотным нечто, ибо это уже не совсем человеческая плоть, - это плоть Барби, куклы. Плоть без плоти, в которой нет витальности, нет обычной биологии.. Бесчувственная плоть, ибо разве можно «вожделеть» куклу, если ты не извращенец? Это своего рода аскетизм нового типа – даже весит Лукьянова всего 42 кг.. Спросят: а как же сексуальный имидж этой мадам? Но здесь тоже не все так просто – постоянная реклама своего полуобнаженного тела присутствует, но вот оригинала, который это символизирует, - тут нет, т.е. это такая «порнография без порнографии», «порнографическая невинность». Я практически уверен, что госпожа Лукьянова – верная жена, и даже в мыслях старается не допускать ничего «такого». Вам просто все время намекают на «это», провоцируют на «это» - но без «этого». Это как предложение без точки, предложение безо всякого смысла, где есть логическая связь слов, но нет цели. Смысл высказывания заключен в самом факте этого высказывания, ибо есть только манифестация реальности, но без самой реальности: сексуальные намеки Барби никуда не ведут, кроме замыкания субъекта на своих переживаниях и нафантазированных чувствах, и, как настоящая кукла, Лукьянова не имеет детей (а, вероятно, не хочет, или не может их иметь), - искусственная реальность бесплодна. Это действительно любопытно: все метаморфозы Лукьяновой предполагают, что человеческой сущности как бы не существует, - есть просто пластилин, протоплазма, из которых можно сформировать что угодно по своему образу и подобию. Возможно, за этим кроются отголоски буддийской философии  с ее отрицанием сущностей и пониманием мира как непрерывно меняющейся комбинацией элементов – но буддисты никогда не учили, что человек может менять сам себя таким образом. Нет, тут скрыта иная философия: во-первых, эволюционизм, когда одна сущность-вид постоянно перетекает в другую сущность-вид. Но в теории эволюции это естественный процесс, а тут мы видим искусственное подстегивание эволюции – и совсем не в ту сторону, в которую она, как считается, идет; поэтому, во-вторых, речь идет о философии антропоцентризма и постмодерна с их сделай-себя-сам: преврати свою сущность в то, что ты пожелаешь – так, чтобы привлекать как можно больше внимания.
Налицо закономерное воплощение победы материалистической философии: когда-то, в античности и средневековье, человек считался образом Божьим, и предполагалось, что у него есть дух, душа и тело; потом (в Новое время) об образе Божьем говорили редко, но все же полагали, что у человека есть тело и душа; затем (со второй половины 19века) стали утверждать, что человек есть только тело, но все же это тело представлялось полным жизненности, и это некоторым образом компенсировало недостающую душу; в эпоху постмодерна восприятие человека как комбинации атомов нашло достойное продолжение: теперь можно конструировать собственную комбинацию атомов из тех, что у тебя есть, добавляя новые атомы – с целью уничтожить витальность, первозданность человеческой природы, стереть образ Божий, который был стерт в душе ранее, - еще и в теле; символизируя при этом механистичность куклы, превращая самого человека в подобие механизма – вот вам законченное понимание человека как сочетания частиц без души. В общем, все по Егору Летову: пластмассовый мир победил, макет оказался сильней.. И «траурный мячик стеклянного глаза» смотрит на нас, и пытается изображать жизненность, становясь живее всех живых.. А в действительности, это похоронная эстетика будущего, где человек лишен уже не только души, но и обычного тела – и, однако, еще не умер физически. Что это, как не прообраз ада?
Таким образом, мы снова видим симулякр. Ведь героиня, которая выглядит как персонаж компьютерной игры или аниме – может вызывать только псевдочувства, псевдолюбовь – это только симуляции секса, вожделения и т.д. – но без самих секса и вожделения – поскольку речь идет о нарисованном, придуманном персонаже. Тут есть акциденции блуда, но нет его субстанции – как и во всей одесской Барби. Пустота, которая притворяется реальностью. Если бы Лукьянова не ходила и не говорила – ее имидж, ее бытие – стало бы еще более последовательным; когда кукла начинает ходить и говорить – это разрушение ее сущности. В идеале существование на фотографии в виде лолитообразной Барби – это и есть то совершенство, к которому устремлены все превращения Лукьяновой. Когда плоть без плоти и порнография без порнографии достигают предела в виде образа, воплощенного в минимуме материи, без молекул и атомов в идеале, происходит развоплощение до стадии полной призрачности, – даже не фото, а просто картинка в Интернете. Что и происходит. Отключите Интернет – и одесская Барби исчезнет, ибо тут срабатывает правило: нет объекта без субъекта. Останется Валерия Лукьянова, интересная только своим родным и некоторому количеству воинствующих фанатов.. И это будет живой человек, у которого есть бессмертная душа – только это душа превращена в плоть, а плоть превращена в символ несуществующего гламурного рая.. И ее нарциссизм – это следствие того, что она отрицает себя настолько сильно, что готова на любые превращения – лишь бы не быть собой – и на этом пути она достигла совершенства: и ее самовлюбленная мистика «растворения в собственном космосе» - это стремление к небытию, стремление сделать отрицание «себя настоящей», - глобальным, раздуть эту символическую (и во многом реальную) смерть себя до пределов вселенной, чтобы не заметить возникшей вместо себя пустоты.. Т.е. гипернарциссизм здесь существует как яростный антинарциссизм, крайняя степень отвержения подлинного Я, непрерывный виртуальный суицид – суицид без суицида.. Даже слова и поступки Лукьяновой – это уже суицид для отрицающего ее статичного «кукольного бытия», которое стремится освободиться от ограничивающего его бытия человека Валерии: остается только и поступки, и слова – сделать «кукольными». Раздвоение на себя и куклу Барби не может быть бесследным, ибо в результате кто-то должен победить, чтобы избежать окончательного распада.. И если все «сделано» для того, чтобы Лукьянова существовала только как абсолютно иное, как знак – тогда она должна стать полностью Барби, кукла должна победить, восковая фигура, египетская мумия, раскрашенные в гламурные тона – должны окончательно вытеснить человека.. Ведь симулякр должен быть чистым символом – любое его слишком «сильное» живоподобие и слияние с реальностью – губительно. А чистый символ может быть только бесплотным, может быть только чистым отрицанием реальности – т.е. смертью, а не жизнью, ибо человек реальный состоит из живых души, плоти и крови. Человек, ставший чисто символическим бытием – умер. Но на самом деле люди бессмертны, и их бессмертие может быть либо блаженным, либо адским, когда человек хочет умереть – лишь бы не жить так.. Можно только пожелать реальному человеку Валерии, чтобы она стремилась к первому бессмертию, и избегали дороги ко второму..