Открытие на буклях парика

Вячеслав Прытков
            О Т К Р Ы Т И Е    Н А    Б У К Л Я Х    П А Р И К А.   

В  помещении  замковой  лаборатории  было  темно, лишь  отблески  пламени  от  горящих  тиглей  посверкивали  на  стенках  стеклянных  реторт  и  колб, освещая  бледное  лицо  придворного  юноши  - алхимика  Иоганна  Беттигера. Спёртый  воздух, наполненнный  неприятными  запахами  химических  веществ, стал  привычным  от  долгого  пребывания  в  стенах  лаборатории. Вот  уже  который  месяц  Иоганн  безрезультатно  бьётся  над  поиском  «волшебного  эликсира», превращающего  металлы  в  золото. Оторвавшись  от  шипящих  склянок, юноша  на  миг  закрывает  глаза  и  вспоминает  о  прошлой  своей  работе  в  берлинской  аптеке  Цорна, любимом  увлечении. Его  давно  манил  загадочный  блеск  металлов, обладающих  разными  свойствами. Однажды, случайно  ему  попалась  древняя  рукопись, повествующая  о  неком  веществе, обладающем  особой  силой, способной  получать  благородный  металл. Это  воодушевило  19 – летнего  юношу, начавшему  свои  опыты. Позднее  он  попал  ко  двору  курфюрста  Саксонского, мечтавшего  как  и  многие  другие  правители  пополнить  золотом  свою  казну,  сначала  в  Дрезден, а  затем  в  маленький  городок  Мейссен.    
Первые  лучи  солнца  заглянули  в  бойницы  и  узкие  окна  замка  Альбрехтсбург, стоящего  на  высоком  холме, заблестели  на  острых  шпилях  готического  собора  и  Епископской  башне. Мейссен  неохотно  просыпался.  Празднично  отражались  на  солнце  красные  крыши  городских  домов, тесно  прижавшихся  друг  к  другу  в  долине  у  слияния  Эльбы  и  Трибиш. Оторвавшемуся  от  воспоминаний  Иоганну  вдруг  захотелось  покинуть  свою  лабораторию, вдохнуть  свежего  утреннего  воздуха  и  прогуляться  по  уютным  улочкам  приютившего  его  города. Он  давно  уже  не пробовал  знаменитого  «мейссенского  фуммеля»  - вкусного  пирожного  с  вишнями, взбитыми  сливками  и  шоколодом, не  заходил  к  местным  виноделам, отведать  хорошего  вина. Решив, что работа  никуда  не  денется, а  отдых  ему  крайне  необходим, Иоганн  поторопил  слугу  приготовить  одежду. Водружённый на голову  парик  оказался  почему-то  тяжёлым. Наблюдательный юноша  узнал  у  слуги  причину  неудобства  своего  головного  убора. За  неимением  французской  пудры  парик  был  осыпан  белым  порошком  неизвестного  названия, приобретённым  цирюльником  в  соседней  бакалейной  лавке. Возобладало  профессиональное  чутьё, Беттингер  заинтересовался  этим  материалом, а  прогулку  в  город  пришлось  отложить. Горстка  порошка, послужившего  заменой  пудре, тут же  подверглась  исследованию, он  образовывал  комки  и  казался  жирным  на  ощупь. Иоганну  удалось установить, что  порошок  весьма  похож  на  вещество, из  которого  китайцы  изготовляют  свой  фарфор. Измельчённая  белая  глина  поставлялась  вместо  дорогой  французской  пудры  купцом  Шнорром  из  местечка  Ауэ. Поняв  всю  важность  сделанного  им  открытия, Иоганн  переключился  на изготовление  керамики. В дальнейшем  белый  порошок  подошел  для  замеса  фарфоровой  массы, после  обжига, шлифования  и  полирования  которой, превращался  в  прочный  и  твёрдый  фарфор. Окрылённый  успехом, Беттингер  трудился  не  покладая  рук. Вместе  с помощниками  он  изготовил  фарфоровую  вазу, предназначавшуюся  в  подарок  курфюрстру. Над  входом  в  свою  лабораторию  довольный  Иоганн  сделал  надпись: «Бог, наш  Творец, превратил  того, кто  создаёт  золото  в  горшечника».
Сделанное  открытие  и  подарок  привели  курфюрста  Саксонского  в  большую  радость, он  понял, какие  выгоды  сулит  новое  дело, если  сохранить  его  в  тайне. Иоганн  Беттингер  удостоился  звания  мастера – арканиста  ( arcanum – по латински – тайна, секрет), а  в  замке  Альбрехтсбург  возникла  первая  фарфоровая  мануфактура. Всё  производство  сохранялось  в  строжайшем  секрете, с  мастеров  и  рабочих  не  спускали  глаз, было  воспрещено  под  страхом  смертной  казни  пользоваться  кому – либо  вновь  открытым  материалом  и  вывозить  его  за  пределы  страны. В  1710  году  был  основан  первый  фарфоровый  завод, впоследствии  снискавший  всемирную  славу  благодаря  его  изделиям  с  голубыми  мечами. 
И. Ф. Беттингер – первооткрыватель  европейского  фарфора, изрядно  подорвавший  своё  здоровье  в  своей  лаборатории , в  возрасте  39  лет  скончался  в  1719  году. Прошедшее  время  не  сохранило  место  его  погребения, но  город  Мейссен – «колыбель  Саксонии»  благодарен  на  века  его  знаменитому  жителю,  сделавшему  открытие  на  буклях  парика.    
Более  чем  трёхсотлетняя  история  мейсенского  фарфора, а  точнее, его  производства, это  огромное  многообразие  изделий, смена  различных  стилей – от  китайского  шинуазри  до  современного. Конечно, первая  продукция мейсенской  мануфактуры, выпущенная  в  1713  году, была  ещё  далека  от  совершенства – неровности  и  отдельные  пузыри  приходилось  закрывать  красочными  узорами  и  лепниной. Да  и  вплоть  до  1740  года  своего  собственного  стиля  у  предприятия  ещё  не  выработалось, пока  копировались  китайские  образцы. 
Шло  время, изделия  из  мейсенского  фарфора  становились  выразительнее  и  изящнее. Особый  шарм  им  привнёс, пришедший  на  производство, мастер  Иоганн  Грегор  Хёрольд, освоивший  выпуск  предметов  быта  и  различных  ваз. На  гладкую  ослепительно  белую  фарфоровую  поверхность  наносились  яркие  разноцветные  рисунки  с  мотивами  деревьев, растений  и  цветов, сказочных  драконов  и  птиц, что  было  так  характерно  для  китайского  искусства  (стиль  шинуазри). Прекрасно  выглядели  отдельные  позолоченные  фарфоровые  фигурки  китайских  «болванчиков», трубочистов, пастушек  и  др.  С  1730  года  мануфактура  осваивает  выполнение  особого  декора  с  восточным  орнаментом  с  изображением  граната, напоминающего  луковицу  (отсюда  и  название  - «луковичный»), позднее – это  «синий  лук» - «Zwiebelmuster» - стилизованный  вид  граната, персика  и  лимона. 
Подлинный  расцвет  фарфоровой  мануфактуры  приходится  на  творчество Главного  скульптора  производства  - Иоганна  Иоахима  Кендлера (1706 – 1775), создававшего  в  стиле  рококо  поистине  «живые»  изделия  с  рисунками  цветов – в  букетах  и  гирляндах, так  называемые  «немецкие  цветы». Многие  европейские  монархи, в  том  числе  и  русская  императрица  Екатерина  II, прознав  о  необычайной  красоте  мейсенского  фарфора, заказывали  себе  огромное  количество  посуды  и  статуэток  (так  над  заказами  для  России  трудились  с  1772  по  1774  годы  мастера  И. Кендлер  и  Мишель  Виктор  Асье). Японский  дворец  императора  Августа  украшали  фарфоровые  скульптуры  животных, выполненных  в  натуральную  величину. 
Для  сохранения  подлинности  и  идентичности  фарфоровых  изделий, производимых  в  Мейсене, первый  инспектор  завода  Иоганн  Мельхиор  Штейнбрук  предложил  фирменный  знак  -  голубые  скрещённые  мечи, который  используется с 1710  года  и  поныне. 
Замечательные  изделия  из  мейсенского  фарфора, отмеченные  голубыми  мечами, выставлялись  на  всемирных  выставках  в  Лондоне (1851), Париже  (1867)  и  Чикаго  (1893).   
С  судьбой  мейсенской  фабрики  связан  один  любопытный  случай, произошедший  после  второй  мировой  войны. Рассказывают, что  по  репарации  фабрика  должна  была  перейти  к  стране – победительнице – СССР.   После  побега  директора, главный  инженер  фабрики, желавший  оставить  её  на  территории  Германии, обратился  к  Екатерине  Катуковой  -  жене  начальника  советской  военной  администрации  в  Саксонии. Он  попросил  не  перемещать  фабрику  из  города  и  выдать  100  г  сусального  золота  для  производства  50  сервизов  для  Советского  Союза. Катукова  передала  эту  просьбу  мужу, который  доложил  Сталину. Распоряжением  вождя  стала  выдача  300  г  золота  и  заказ  на  производство  100  сервизов. Фабрика  осталась  в  Мейсене, а  в  память  об  этом  ещё  напоминает  заводская  вывеска  - «Фрау  Катукова  спасла  фабрику».   
Сегодня  мейсенское  фарфоровое  производство, отметившее  в 2010  году  свой  300 – летний  юбилей, имеет  огромный  ассортимент  изделий  - 175  тысяч  предметов  и  выпускает  также  ювелирные  украшения, мебель  и  одежду. Краски  для  росписи  делаются  вручную  по  тем  же  самым  рецептам, что  и  300  лет  назад, широкое  распространение  получило  копирование  старых  популярных  изделий. О  высоком  профессионализме  мастеров  Мейсена  можно  судить  о  создании  первого  в  мире  органа, трубы  которого  сделаны  из  фарфора  (2000  г.), появлении  на  дрезденском  вокзале  фарфоровой  фрески  площадью  90  кв. м.  «Самые  красивые  замки, дворцы  и  сады  Саксонии».   
«Скрещённые  голубые  мечи»  -  вековой  опыт, традиции  и  качество  -  признанная  во  всём  мире  марка  продолжателей  дела  Иоганна  Беттингера.

                Вячеслав  Прытков.