Неизвестные истории. Последний бой шошонов

Игнат Костян
В 1890 году шошона-баннокская семья Майка Дэггетта или как его называли соплеменники шошоны Он-дон-гарте, была изгнана поселенцами с занимаемого ими участка земли на территории резервации Форт-Холл, штат Айдахо. Поселенцы утверждали, что купили эту землю у правительства и предъявили индейцам соответствующий документ, подтверждавший покупку участка.
На протяжении последующих двадцати лет семья  проживала в резервации Форт-Холл, перебиваясь случайными заработками. Выдаваемые индейцам правительственные пайки не удовлетворяли потребностей в одежде и питании, в связи с чем, голод и болезни были повседневной их скорбью. К тому же отсутствие работы в резервации для большинства мужчин и повальное пьянство, привели к вырождению сущности индейского мужчины воина-добытчика, который переставал считать себя кормильцем семьи и спивался.
В отчаянии, весной 1910 года 65-летний «Майк Индеец», или как еще его называли «Майк Шошон», собрав семейный совет, предложил членам своей семьи составлявшей 12 человек (три женщины, пятеро мужчин и четверо детей – мал мала меньше), покинуть резервацию и отправиться на поиски хлеба насущного. «Лучше умереть в горах, – говорил Дэггетт, – чем быть съеденным заживо голодом и болезнью».
Солнце клонилось к западу и своими лучами золотило вершины гор, когда группа обездоленных индейцев пробиралась в Неваду для того, чтобы там попробовать найти работу. Перед путниками раскинулась живописная картина ландшафта, которая радовала их взор, и они в глубине души вспоминали то время, когда были свободны и бродили, где только пожелают. Они радовались, бросая взгляды на зияющие мраком глубокие пропасти, и видневшиеся за ними, покрытые первой зеленью поляны. По окраинам некоторых сторон этих полян, индейцы наблюдали необычайно красивые, выстроенные, казалось искусанною рукою деревья, похожие на стоящих друг против друга, как на поле брани ряды всадников. До их слуха доносились слабые звуки горного ручья текущего внизу у подошвы горы. Пространство было наполнено мертвой тишиной и вокруг царило совершенное безмолвие. «Это было поистине то место, где отсутствовала всякая житейская суета, – вспоминала Снэйк – младшая дочь Майка Дэггетта – свидетельница событий того времени, – здесь природа, вдали от мира, праздновала свое успокоение от суеты и являла таинство будущего века. Просто сказать – это было царство нашего прежнего духовного мира, которое у нас отняли белые люди, и отец решил, что для нас будет лучше попробовать снова, как и наши предки, вести кочевую жизнь, пусть недолгую, но свободную».
На протяжении полугода семья Дэггеттов вела скитальческую жизнь в Неваде и Калифорнии, переезжая с место на место. В основном они нанимались батраками на фермы и ранчо, где за мизерную плату обрабатывали огороды и пасли скот. Дневной заработок индейцев в основном ограничивался обыкновенной миской супа, выдаваемой «щедрой» рукой работодателя. «Я хорошо помню эту индейскую семью. Я как-то нанимал их на период сенокоса, – вспоминал фермер из Калифорнии, проживавший недалеко от Оровилла. – Майк Шошон и его сыновья отличные работящие парни, но их беда в том, что они были несколько нелюдимы, и предпочитали долго нигде не задерживаться. Они  жили, как мне казалось, сами по себе, не водили дружбы ни с белыми, ни с индейцами».
Зимой 1911 года из-за отсутствия сезонной работы, Дэггетты – Майк Шошон, его жена (принадлежала к баннокам), двое взрослых сыновей Дэггеттов  – Чарли и Гнэт, две их взрослые дочери – Снэйк и Тоэд, зять – муж старшей дочери Тоэд (из племени банноков), его брат (также баннок), а также четверо внуков Майка (все дети старшей дочери Тоэд), для того, чтобы хоть как-то прокормиться ушли в каньон Литтл-Хай-Рокк (Little High Rock), расположенный в западной Неваде на границе с Калифорнией.
К началу января их запасы еды закончились, и мужчины стали осуществлять вылазки в окрестные ранчо и фермы, где похищали скот, который убивали в горах, заготавливая мясо впрок.
Однажды во время одной из таких вылазок, индейцев заметил местный ковбой по имени Берт Индиано, который увидел, как они уводят несколько похищенных коров в горы, принадлежавших своему работодателю. Индиано оповестил об этом шерифа округа Уошо-Каунти Чарльза Фаррела, который направил на ранчо пострадавшего фермера трех своих помощников из числа местных скотоводов: Гарри Кэмброна, Питера Эрамоуспа и Джона Лаксагу с целью выяснения всех обстоятельств происшедшего.
Прибыв на ранчо, законники-скотоводы и ковбой Берт Индиано решили отправиться в горы по следам скотокрадов.
Дэггетты, как и подобает индейским воинам, вели охранение своего горного бивуака, и еще на подступах к нему обнаружили группу всадников. Догадавшись, что эти белые люди пришли по их души, индейцы решили устроить им засаду.
Как только группа законников показалась в поле зрении индейцев, последние сразу же из-за укрытий открыли по ним огонь из ружей и револьверов. Бой был односторонним, поскольку законники не ожидали нападения, в результате чего все четверо мгновенно были убиты индейцами.
Гарри Кэмброн получил четыре смертельных ранения в грудь, его ноги и руки были переломаны, что говорило о том, что индейцы с ненавистью добивали свои жертвы. Питер Эрамоусп «глотнул» четыре пули в голову и по одной в каждую из ног, индейцы также отрезали ему верхнюю губу и правое ухо. Джон Лаксагу был убит выстрелом в грудь, после чего индейцы выкололи ему глаза. Больше всех пострадал Берт Индиано. Индейцы изувечили его до неузнаваемости. Три пули раздробили плечо Индиано, четвертая выбила ему глаз. Уже с мертвого тела индейцы содрали скальп, выкололи второй глаз, отрезали губы и веки, а в щеках вырезали по двухдюймовому отверстию.
Сваленные в пещере, изувеченные с признаками мародерства тела законников, 8 февраля обнаружил поисковый отряд из Иглвилла (городок на границе Невады и Калифорнии, расположенный в Долине Сюрпризов – И.К.).
Когда сообщение об убийстве законников, разнеслось по округе, то местных жителей невольно охватила паника. Повсюду под ружье были поставлены давно забытые местные отряды самообороны. Тогда толком никто не знал, кто совершил данное преступление, одни полагали, что это банда белых скотокрадов из Орегона, другие утверждали, что банда орегонских индейцев модоков. «Никто и подумать не мог, тогда, что безжалостными убийцами окажутся бездомные шошоны», – вспоминал капитан Донелли командир отряда «поссе комитатус» из Невады.
В сопровождении скаута из племени паютов по имени Тощий Паскаль, несмотря на холод и снежную метель, отряд Донелли, состоявший из пяти полицейских и пяти добровольцев, начал преследование Дэггеттов из каньона Литтл-Хай-Рокк – места, где находилось лежбище семьи.
Тем временем семья Дэггеттов, также не взирая на зимнюю стужу, пробиралась к резервацию западных шошонов и северных паютов Дак- Валли (Duck Valley – Утиная Долина – И.К.). Это резервация была идеальным местом, где можно было скрыться и отсидеться, поэтому Майк Дэггет неслучайно выбрал ее в качестве убежища. Резервация располагалась в высокогорной пустынной местности, и была определена местом для жительства индейцев указанных племен в соответствие с указом президента США.
Проводник отряда преследователей Тощий Паскаль по следам быстро определил конечную цель маршрута беглецов, безошибочно указав Утиную Долину. В течение двух последующих недель, продрогшие до костей люди Донелли, ведомые проводником паюта, прошли более 200 миль через пустыню Блэк-Рокк, а также южную оконечность гор Санта-Роза, затем, следуя в восточном направлении, миновав реку Гумбольт, 25 февраля вышли к местечку Келли-Крик, где и настигли изможденных Дэггеттов.
Индейцы знали, что за ними  по пятам идут преследователи, поэтому встреча с ними так или иначе была лишь делом времени. Как только зять и сыновья Дэггетта, обнаружили преследователей, то вся семья сразу же поняла, что их время закончилось, и бежать дальше бессмысленно. Посоветовавшись со всеми членами семьи, Майк Дэггет решил дать бой белым у Келли-Крик. Все мужчины и даже двое подростков – внуков Дэггетта нанесли на свои лица боевую раскраску. Майк достал из сумки свой военный головной убор и одел его на голову, потом когда оружие и воины были готовы к бою, все вместе затянули песню смерти.
На звуки песни, исходившие из-за скалы, мгновенно обратили внимание люди Донелли. Неизвестно, какая из сторон начала стрельбу первой, но предсмертная песня индейцев была прервана, и завязалось сражение. Индейцы защищались в течение трех часов, и по оценке самого Донелли, проявляли чудеса храбрости. «Боже мой! – воскликнул я, – вспоминал позднее Донелли. – Да они сущие дьяволы! Такого трепета я не испытывал давно, последний раз это было кажется в период кампании против сиу. Мои люди долго не могли выбить старину Майка и его родню из укрытий. Против нас отчаянно сражались даже женщины и внуки Майка. Это был  действительно феноменальный бой обреченных шошонов…».
Мужчины вели огонь из двух ружей и револьверов, периодически меняя свои огневые позиции, женщины и дети подавали патроны, обстреливали людей Донелли из луков и метали в них наскоро сделанные копья, томагавки и камни. Таким образом, люди Донелли вынуждены были перейти к обороне, поскольку не могли эффективно атаковать.
Первой жертвой павшей в этом сражении стал Майк Шошон. Прикрывая высунувшегося из укрытия внука, он заслонил его своим телом и, был, смертельно ранен выстрелом Эда Хогла. «Эд стрелял со  150 ярдов, –сообщал Донелли. – И когда он закричал: «Я убил Майка, я убил Майка!», – раненый Майк приподнялся на локте и с 30 футов из револьвера 44 калибра выстрелил прямо Эду в сердце».
Пуля, выпущенная из ружья Хогла, попала Дэггетту в легкое, и от полученного ранения он скончался через десять минут. Остальные же члены его семьи продолжали  сражаться. Когда у семьи закончились патроны, они отстреливались исключительно из луков, и забрасывали людей Донелли камнями.
К концу сражения, когда стрельба со стороны индейцев прекратилась, люди Донелли смогли вплотную подойти к их позициям.
«Мы осторожно приблизились, поскольку сообразили, что боеприпасы у шошонов закончились, – свидетельствовал в своем рапорте Донелли. – Зайдя с винтовкой наперевес за бруствер, откуда индейцы нас обстреливали, я увидел девчонку лет шестнадцати (Снэйк – одна из дочерей Дэггета – И.К.) сжимавшую в одной руке томагавк и готовую на меня наброситься. За ее спиной прятались еще трое малышей – девочка лет четырех, мальчик подросток, который был ранен и еще один годовалый ребенок едва начавший ходить. Еще один мертвый подросток (также внук Дэггетов – И.К.) лежал в двух ярдах от них. Пуля попала ему в голову и снесла половину черепа».
Восемь из двенадцати членов семьи Майка Дэггетта погибли в бою.
В живых остались четверо – одна из дочерей Дэггетта шестнадцатилетняя Снэйк (Змея), десятилетний раненый внук Майка и две его внучки, одной из которых на то время исполнилось видимо года четыре, а другой было около года от роду.
Из числа людей Донелли в бою был смертельно ранен один человек Эд Хогл, остальные члены отряда почти не пострадали.
При осмотре тел и вещей индейцев были обнаружены часы и револьверы, принадлежавшие Гарри Кэмброну, которые опознал его брат Бен, находившийся в числе бойцов отряда Донелли, в также чековые книжки Питера Эрамоуспа и Джона Лаксагу – все это указывало на причастность убийства законников семьей Дэггетта в каньоне Литтл-Хай-Рокк.
Тела погибших шошонов люди Донелли похоронили в общей могиле, сделав яму посредством взрыва динамита, поскольку из-за мороза лопатами копать землю было невозможно. В качестве надгробия Донелли разместил на могиле большой плоский камень, где один из его людей вырезал надпись, к сожалению не сохранившуюся до наших дней: «Здесь покоятся последние воины шошонов. Келли-Крик, 25 февраля 1911 года».
Выживших детей Дэггетта Донелли доставил в Рено и передал шерифу Фаррелу, который опросил Снэйк, и с ее слов записал эти события, о которых вы уважаемый читатель сейчас узнали. По словам девушки этническим шошоном в семье являлся только Майк, ее мать – жена Майка, принадлежала к баннокам, так же банноками были муж погибшей в бою старшей сестры Тоэд и его юный брат. Дочери же Майка, его сыновья, а также внуки имели шошоно-баннокское происхождение.
Снэйк описала, как Дэггетты зверски расправились со скотоводами-законниками в каньоне Литтл-Хай-Рокк, уличившими их в краже скота. По ее словам, когда ее братья Чарли и Гнэт заметили преследователей, то все решили напасть на них из засады. «Даже после того, как четверо мужчин были мертвы, мы продолжали стрелять в них, – говорила Снэйк, – моя мать и сестра разбили лицо и голову человеку, который обнаружил кражу коров (Берт Индиано – И.К). Потом мы лишили их одежды и ценных вещей, а тела затащили в пещеру и прикрыли ветками ивы».
В мае 1911 года детей Дэггетта отправили в Карсон-Ситу, штат Невада, где определили в индейскую школу-интернат Стюарта. Через три года, как свидетельствуют некоторые источники, трое из выживших детей Дэггеттов, в том числе и Снэйк скончались из-за болезни, а до наших дней, дожила лишь только одна внучка Дэггеттов, которая умерла в 1993 году на 85-м году жизни. На момент сражения у Келли-Крик (1911 год) ей исполнилось 4 года.
Первоначально о сражении у Келли-Крик сообщалось как о «восстании банноков». Неверный тон подобному толкованию этого события заложила американская пресса, когда рассказ о семье Дэггеттов записанный шерифом Фаррелом, начали публиковать в газетах. Газеты утверждали, что «обездоленные банноки вновь взялись за оружие и ушли в горы, чтобы сражаться». Немного позже газеты уже вещали не о «восстании банноков», а о «восстании шошонов» под предводительством вождя «Майка с Лососевой реки». Еще через некоторое время, пресса стала признавать, что вообще-то никакого «восстания» не было, а всего-навсего взбунтовалась отдельная индейская семья, «измученная нуждой, и, впавшая в отчаяние».
К несчастной дочери Дэггетта по имени Снэйк, для того, чтобы взять у нее интервью стали «ползать» репортеры, издатели дешевых бульварных романов и прочие, кто хотел заработать на несчастье ее семьи. Ну, а после того, как они успокоились, настала необходимость в объективном освещении тех событий, и за дело принялись историки, но, к сожалению, они опоздали. Как указывалось выше, через три года после боя у Келли-Крик от болезни умерла Снэйк, и опрашивать было некого. За ней, вскоре умерли сын и младшая дочь ее старшей сестры.
Оставшаяся в живых одна из внучек Дэггетта в то время была никудышным очевидцем, и единственное, что она «помнила», так это горные пейзажи, когда семья в 1910 году пробиралась через горы Невады в Калифорнию, а также слова якобы сказанные тогда ее дедом относительно намерения жить «свободной кочевой жизнью, как и предки». Да и то, как мне кажется, все это ей «запомнилось», со слов ее тети Снэйк, которая видимо незадолго до своей смерти рассказывала о том путешествии, или из рассказов самих шошонов и банноков, с которыми она проживала в резервации всю оставшуюся жизнь, но и эти предположения весьма легко можно оспорить.


Литература

Adams, Frank. Stories of the Old West. Shoshone Mike against the Nevada State Police: The Battle at Kelley Creek 1911. – University Nevada Press, 1998.
Bergon, Frank. Shoshone Mike. – University Nevada Press, 1995.
Hyde, Doyle. The Last Free Man, – University Nevada Press, 1973.
Mack, Effie Mona. The Indian Massacre of 1911. – University Nevada Press, 1968.
Nixon, Guy. Slavery in the West: The Untold Story of the Slavery of Native Americans in the West. – Xlibris Corporation, 2011.
Perry, Frank Vernon. The last Indian uprising in the United States Little High Rock Canyon, Nevada, January 19, 1911. – Nevada, Historical  Sociaty Quarterly, № 4,1972. – рр. 23-39
 Rhoads, Becky Carr . Shoshone Indian Girl Visits Casey; Last Survivor оf Tribe. – Lincoln Trail Publishing, 2011.