Нежное дыхание детства

Ольга Сехчина
               

Нежное дыхание детства.

                Так продумано веками:
Где родник - там наш исток,
                И бежим мы ручейками,
    Полноводными реками...
И для каждого свой срок.

               
 Мне часто приходилось слышать слова, что с кем суждено в жизни встретиться, обязательно встретишься. И какими замысловатыми тропками не вилась бы жизнь, нужные люди обязательно встретятся на пути. Представители трех поколений педагогов-ветеранов – герои моего рассказа.
Моя мама ВДОВИНА Мария Ивановна была учительницей начальных классов.  Она проработала в школе  сорок два года и научила читать и писать половину дергачевских детей. Ни разу в жизни мне не приводилось встречаться с учениками моей мамы. С её коллегами встречалась, а вот с учениками (кроме моей двоюродной сестры Юневой  Татьяны) не привелось. Мамы не стало в далеком 1977 году (светлая  ей память).
 "Люди никогда не умирают, просто рядом быть перестают.. Иногда пытаемся представить.. Будто просто далеко живут. "Когда уходят в мир иной... нам только лишь за них молиться...и ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ.
Трудно описать боль потери, утраты. Наверное, каждый должен испытать это сам, чтобы понять невыносимую боль, безысходность того, что уже никогда не сможешь посмотреть в родные глаза, дотронуться до материнской ладони, услышать ласковый и заботливый голос. Случилось так, что в последние минуты, я не смогла быть около мамы. Последние её слова стали для всех нас заветом:
И в палате, переполненной больными,
Не звучала горечь о былом,
Были все слова её простыми,
Только словно душу жгли огнем!
С добродушною улыбкою своей,
Прошептала мама, боль превозмогая,
«Вы,  любите, девочки, людей» -
Вот такая заповедь простая!
И всю жизнь казню себя за то,
Что не слышала  её последних слов.
Но всегда живет в душе моей,
К людям эта мамина любовь!
Мне она её передала,
Я стараюсь выполнить завет.
Помню и поступки, и дела,
И её любви не меркнет свет!
Как и мама, я стала педагогом. Учила детей русскому языку и литературе. Но только не в любимых Дергачах, где я окончила школу № 1.
Школа… Моя школа… Эти слова отзываются светлым чувством в душе каждого. Школа в нашей памяти –это светлые классы, исписанная мелом доска, потерянный где-то дневник, первая влюбленность, строгие учителя…  Как весело и заливисто звенит звонок с последнего урока. Книги молниеносно  летят в портфель,  в раздевалке сутолока и толчея, школьный двор оглашается радостными криками и воплями! Школа – это детство, но очень уж быстро пролетают школьные годы.
Сколько лет… А кажется вчера
Были мы мальчишки и девчонки,
И домой со школьного двора
Уходили вместе с песней звонкой!
Двадцать восьмого ноября 2014 года был юбилей нашей школы №1 имени Героя Советского Союза Александра Георгиевича Наконечникова! Но, к сожалению многих выпускников, здание нашей школы не сохранилось.  Но, расскажу все по порядку.
Дергачёвская средняя школа №1 была создана в 1934г. Практически к уже существовавшей 7 летней школе крестьянской молодёжи (ШКМ) добавили в 1934/35 учебном году 8-й класс, в 1935/36г. – 9-й, в 1936/37 10-й. Это был первый выпуск Дергачёвской средней школы №1. Для неё начали строить новое здание недалеко от богадельни. В начале Великой Отечественной войны это уже готовое здание отдали под эвакогоспиталь №3299. В 1943 году эвакогоспиталь уехал из Дергачей, и ДСШ №1 перешла в своё здание. Оно оказалось очень холодным: зимой чернила замерзали в чернильницах. В начале 50-х г. благодаря стараниям директора школы Антонины Гавриловны Чипига было проведено паровое отопление из котельной во дворе школы. В школе стало тепло. Дергачёвская средняя школа №1 была самой большой школой в районе. С 1955 по 1977гг. директором её работала Водолагина Наталья Григорьевна. При школе работал музей Боевой славы, он считался одним из лучших школьных музеев в области. На базе совхоза «Дергачёвский» был построен лагерь труда и отдыха «Юность» для трудовой практики учащихся школы. Начиная с 1962г. производственная бригада школы ежегодно являлась участницей ВДНХ и награждалась дипломами и почётными грамотами. За хорошо поставленную работу по трудовому обучению областной отдел народного образования наградил школу новым автобусом. На заработанные деньги учащиеся ездили в экскурсионные поездки по городам страны. Был организован школьный вокально–инструментальный ансамбль. Большие успехи были у школьных спортсменов.
В 1982 году школа №1 была переведена в специально построенное новое здание, по ул. Советской. В старой школе размещался завод «Бином», впоследствии здание школы было разобрано на стройматериалы!!!!!((((((((

Господи, прости нас и помилуй!
Мы не знаем сами, что творим.
Наделил ты нас умом и силой,
А вот сердца мало в нас вложил.
Здесь не от пожара пепелище,
И не ураган здесь воевал.
Не найдет никто здесь, если ищет:
Ни гараж, ни школу, ни спортзал.
Пустырь на месте, где стояла школа,
Здесь просто не осталось ничего.
С лица земли безжалостно убрали.
Мир детства, юности, не только моего.
А сердце помнит, и забыть не может,
О том, что дорого и свято для меня.
Боль нестерпимая терзает, гложет.
Ну, как такое вынесла Земля?
Проходит время, люди…и только память остается…   Каждый из нас ответственен перед лицом истории, перед образом родного села, имя которому ДЕРГАЧИ. Чтобы изменить что-то, нужно начинать с самого себя. И только когда равнодушие и бесцельное созерцание покинет нас - всё образуется к лучшему. Но!!! Главное, уже никогда не вернуть: тысячи земляков не смогут пройти по гулким коридорам своей родной школы, заглянуть в класс, где  грустит парта, за которой он просидел годы... ЖАЛЬ!

Не знаем мы, кто прав, кто виноват,
Живём в грехе, порой осознавая,
Что жизнь одна – не повернуть назад!
И невозможна жизнь совсем другая!
А знаешь?! Надо просто проще жить!
Не тратить нервы, силы и здоровье,
И окружающих  так искренно любить,
Земной, обыденной любовью!
В глаза всем правду говорить,
Не думая, а как  её воспримут?
И так – самозабвенно жить,
Как будто завтра эту жизнь отнимут!

80-летие школы праздновалось с размахом. Прекрасный сценарий, великолепно убранный зал. Все было прекрасно. Присутствовали учителя,  выпускники, ветераны педагогического труда, которые передали своим ученикам искорки добра, тепла и любви к детям. Много теплых слов было сказано в адрес  директоров, а за всю историю школы их было 13! Каждый из них был легендарной личностью и внес неоценимый вклад в страницы летописи школы
Сегодня активно обновляется материально-техническая база школы, создается информационная среда. Коллектив трудится творчески, с энтузиазмом, участвуя в многочисленных конкурсах и фестивалях. В этом им помогают талантливые и одаренные дети.
А талантливых детей в Дергачах великое множество. Об одной  талантливой девочке я хотела бы рассказать.
У этой девочки неистовый талант
Она поет, играет и танцует –
Она поэт, певица, музыкант
В ней всё поет, её душа ликует!
Она легка, пластична, элегантна,
Пленяет скромностью и просто красотой!
Она лирична, и не счесть её талантов
Она  как ангел с чистою душой!
Её души стремителен полет!
А голос так волнует, и пленяет!
Самозабвенно и взволнованно  поет,
И зрителя в мир чуда увлекает!
Порхают пальцы, клавиши перебирает,
И  музыка волшебная плывет…
И с первых звуков зритель замирает
И еле сдерживает чувств водоворот!
Божественная музыка звучит
А голос ангельский чарует, увлекает
Всё о любви, таланте говорит…
И вдохновеньем душу наполняет!
Замолк аккорд и тишина такая…
Так хочется, чтоб не было конца,
Чтобы звучала песня, не смолкая…
Чтоб трепетали  зрителей сердца.
Она хрупка, изящна, грациозна,
И в то же время ангельски мила
Вопрос возникнет  рано или поздно –
Ну как такое вот природа создала?!
 АЛИНА ЯКИМ…  Она пишет стихи, прекрасно поет, танцует, играет на фортепиано, гитаре, отличница, и наконец, просто КРАСАВИЦА... - невозможно перечислить все её таланты! А конкурсы, на которых она была лауреатом!
За отличные успехи в учебе и активное участие в жизни школы неоднократно завоевывала звание «Ученик школы». С «отличием»  закончила « Детскую школу искусств» по специальности фортепиано. В 2007 году стала победителем муниципального конкурса «Звездный дождь». В 2012 году Алина представляла Дергачевский район на областном заключительном фестивале в поселке Степное Советского района и стала лауреатом областного конкурса «Звездный дождь». Дипломами третьей степени была награждена в конкурсах «Серебряный голос» и «Золотые  огни Саратова». Алина активно участвует и в конкурсах литературного творчества, театральных постановках, пишет стихи. Несколько раз принимала участие в конкурсе «Тропинка на Парнас и становилась «Магистром поэзии».
Таланты не раскрыть свои нельзя,
На то они, поймите, и таланты!
Художники, поэты, музыканты –
В их мир вы не войдете никогда.
И не поймете, что их так тревожит,
О чем у них волнуется душа,
Хотя талант в простых словах вам сможет
Весь мир открыть и вы  замрете. Чуть дыша.
Вы будете внимать словам и звукам,
И краски будут душу бередить.
И не подвластно никаким наукам
Умение сердца свои раскрыть!
Да именно сердца таланты раскрывают,
Лишь для того, чтоб стало легче жить,
Они-то ведь прекрасно понимают
Свое предназначение служить.
В них Бог вложил,  и искра божья блещет,
Они владеют безраздельно красотой
От восхищения их сердца трепещут,
Душа поет под ласковой струной.
Всё в этом мире можно оценить,
Ярлык повесить, зависти откушать...
А разве стоит в этом мире жить,
И не раскрыть талантливую душу?
Я много писала об этой девочке стихов, статей в газету…Она выступала всегда и везде: прекрасно пела, танцевала, всегда и во всем  была первой.
А сейчас возвращаемся  к юбилею школы.  Следует отметить, что коллектив школы трудится творчески, педагоги преданы своей профессии, увлечены  любимым делом, талантливы, обладают гибкостью. Умело комбинируют системы обучения, преобразуя их в новые. Учителя прикладывают много сил на повышение  методического мастерства, осваивая инновационные технологии через сеть обучающих семинаров, методических практикумов. После торжественной части начался банкет. Танцы… В полутемном зале, освещенном светомузыкой, я пробралась
 к Руденко В.К.,- ветерану педагогического труда,  чтобы внимательно рассмотреть и потрогать Орден Ленина, взять интервью.
 Возвращаюсь после непродолжительной беседы,  ко мне подходит  женщина приятной внешности, видимо учитель. Она представилась Маргаритой Федоровной и поблагодарила меня за то, что я так хорошо написала об её внучке в газету. Я не сразу сообразила, что эта бабушка Алиночки Яким. Мы разговорились, поговорили о внуках и вдруг Маргарита Федоровна сказала: «А Вы знаете, я была ученицей Вашей мамы!». Я не поверила! Неужели! Через столько лет! Маргарита Федоровна заслуженный учитель уже не первый год была на пенсии. Она рассказала мне о моей маме, какая была она добрая и внимательная. Вдовина Мария Ивановна, очень часто заменяла первую учительницу Маргариты Федоровны, когда она болела. И о моей маме у М.Ф.остались очень добрые воспоминания. Она помнит даже ее ласковый голос, ведь мама  никогда не повышала голоса  на учеников. Она интересно рассказывала истории и сказки, как очаровательная волшебница.
Вызывая Маргариту Федоровну к доске,  мама говорила «А сейчас, ребята, Риточка расскажет нам стихотворение». При  слове «РИТОЧКА» мама гладила девочку по головке.  Риточка  – ученица моей мамы, очень много читала и знала превеликое множество стихов. Маргарита Федоровна, рассказывая об  этом, погладила   меня по голове. Я ощутила тепло маминой ладони…
Я бы в детство, даже не на скором,
На хромой кобыле поплелась!
Что здесь скорость? Главное, не это…
Главное – таинственная власть!!
Что меня так держит и дурманит,
И руководит мной целый век…
Так случается, что раз оно заманит,
И всю жизнь тоскует человек!.
Я бы даже через глыбы льда
Пробралась, их сердцем растопила,
Чтобы только лишь попасть туда,
Где мне так легко и вольно было!
Где душа, ворвавшись в небеса,
Так неистово парила, пела!
А сердечко... Ну не чудеса!
Вырваться на волю так хотело!
Я бы сквозь пустыни пробралась,
Сквозь пески и дебри, и туманы,
Только бы попытка удалась,
Только бы попасть в объятья мамы...
Ощутить руки её тепло,
Голоса чарующие ноты,
И понять - не навсегда ушло...
И любовь, и ласка, и заботы...
Всё осталось в прошлом,
И живет, о себе порой напоминая!
Никуда всё это не уйдет -
Память - вещь упрямая такая!
Уважаемая Маргарита Федоровна, огромное Вам спасибо за память, за нежное дыхание детства, которое легким крылом  коснулось меня в тот памятный вечер.
Под радугой детства
Наверно, так всегда бывает,
Незамутненных рек вода
Со временем не исчезает
Хранится в сердце навсегда.
Как в детстве снова увлекает,
Глоток той девственной воды,
Но ветер странствий заметает
Моих усталых ног следы
А в сердце снова возникает
Тот негасимый ясный свет.
Который ярко освещает
Всё то, чего давно уж нет.
И дом со ставнями резными,
Колодец с чистою водой.
И где мы были молодыми,
И где мой папа стал седой.
Всё безвозвратно исчезает,
Стирается с лица Земли.
И только радуга сияет
Сквозь годы прошлые мои!