Картины моего дедушки

Просто Валерия
            Дедушку я видела только на фотографиях, где он был ещё совсем не старым. Его расстреляли, как врага народа, задолго до моего рождения. С детства сложился некий идеальный абстрактный его образ, наверно, далёкий от действительности. Бабушка, отбывшая 8-летний срок по статье 58-8, научилась держать воспоминания при себе. По ночам она страдала бессонницей, читала при свете настольной лампы, вышивала, писала письма родственникам. Иногда, думая, что я сплю, она доставала из ящика и подолгу рассматривала небольшие картины, историю которых я узнала значительно позже. Дедушка не был профессиональным художником, но его работы часто экспонировались  на традиционной Донской выставке. Дома тоже было тогда много его картин, в том числе и копии с полотен Шишкина.

           В начале войны моя мама, взяв только чемодан с самым необходимым, навсегда закрыла дверь ростовской квартиры и срочно эвакуировалась с санитарным поездом. Три небольших пейзажа она вынула из рам и положила на дно чемодана. О судьбе остальных картин известно только то, что, покидая город, фашисты погрузили их в машину и вывезли.

          В 60-е годы, когда скрывать прошлое уже не было необходимости, пейзажи заняли своё место в комнате моих родителей, а потом перешли ко мне. Лишь изредка выдаются свободные минуты, но иногда, глядя на дедушкины картины, я, как будто переношусь в те места, где  никогда не бывала, и ощущаю родство наших душ.

1.Украинская мазанка, крытая соломой. Здесь летом отдыхала моя прабабушка.
2. Железная дорога из Ростова в Новочеркасск. Справа река Аксай, приток Дона, слева дачные места. По этой дороге ездили мои родители и их родители, когда меня ещё не было. 
3. Дон на заре. В этом месте дедушка рыбачил.