Приказ выполнен

Иван Татаренко
Татареяко Иван Петрович

Приказ выполнен

(рассказ)

- Вражеские войска Гитлера рвались к Воронежу, но, на их пути стойко сражались солдаты Воронежского фронта, нанося чувствительные удары германцам. Это замедляло их продвижение к городу. Немецкое командование считало, раз не удалось с первого броска взять Москву, то в связи с тем, что советские войска заняты под Ленинградом, обороняя город Ленина, ведут сильные сражения за Ростов, то командование немцев решило, с харьковского направления, на котором мало советских войск, можно без больших потерь захватить Воронеж, затем двинуть войска по железной дороге дойти до Москвы, где на данном пространстве совсем не было советских войск за исключением войск внутренней обороны.
Так это было или не так, что мы, партизаны, слышали из рассказа нашего красноармейца, вышедшего из разбитого окружения под Харьковом и пришедшего к нам в отряд.
-Сколько солдат шло с тобой? - спросил командир отряда Горбань.
-Я рядовой и мне не к чему было считать сколько человек идет со мной. Многие погибли в стычках с немцами, которые нас преследовали на мотоциклах с пулеметами почти до самого Острогожска. Из последних пяти солдат, я остался один, так как они пошли разными путями.
-Почему ты с ними не продолжил идти?
-Потому, что я житель Острогожска, и с этого горда ушёл по мобилизации на фронт. Сейчас нахожусь в вашем партизанском отряде.
-Как ты узнал о нашем отряде?
-Так ведь сельские жители все знают, как партизаны бьют немцев и их полицаев.
-Документы есть?
-Как же, сохранил для всякой важности. Пожалуйста возьмите. Вот еще мое оружие, две гранаты и пистолет.
-Архип Иванович Захаров, - вслух прочитал в книжке фамилию Архипа, тут же позвал начальника разведки. - Гаврил, бери документы и Архипа для дальнейшего выяснения личности.
-Идём! - сказал разведчик. - Люди нам нужны. Тебе тоже найдем службу!
-Кстати, Моргунов и Светлов идите за мной в штаб. Остальным заниматься изучением ручного пулемета. Повару наколоть на кухню дров, чтобы он не бегал в лес за сосновыми ветками.
Партизанский отряд расположился недалеко от проходящей железной дороги Харьков-Острогожск-Лиски, в удобном месте на небольшом холмике, покрытым густым лесом. За всей окрестностью можно было наблюдать, что делается на железнодорожной линии. По другой стороне железки, как называли партизаны, проходила, почти параллельно, простая дорога. В дневное время на обеих дорогах густо шла военная техника фашистов. С наступлением ночи все движение по обеим дорогам прекращалось, так как боялись партизан.
В дневное время высоко в небе летели в сторону запада советские самолеты, а в сторону востока, с тяжелым гулом, летели немецкие бомбардировщики "Юнкерсы". Тех и других сопровождали и охраняли истребители. Тех и других обстреливали зенитки. Часто случалось, что сбитые самолеты падали в лес. Тогда по приказу командира мы искали места падения самолетов, снимали с них пулеметы с патронными лентами, находили документы в карманах мертвых, приносили в штаб. Бывали дни, когда было тихо. Мы уже догадывались где-то готовят немцы провокацию против партизан. Наш штаб тогда усиленно работал над охранением всей территории. Бывало, даже в плохую погоду немцы пытались заслать своих лазутчиков из окрестных сёл. Но, и партизанские разведчики проникали в такие дни в расположение врага для сбора разведданных, которые всегда были нужны нашему командованию.
-Пожалуйста, садитесь за стол, - сказал командир Горбань. - Сейчас я познакомлю с картой.
-Зачем она нам нужна. Мы все села знаем, - сказал Моргунов, молодой парень, сухощавый на лицо с широкими бровями, нависающими на глаза.
-Что ты, скажешь Светлов? Светловолосый парень в стареньком картузе с широким козырьком для защиты глаз от яркого солнца. Волосы выбивались из-под картуза, но он на них не обращал внимания.
-Всю карту я тоже не знаю. В школе всегда на уроке географии искал Москву, а от нее все остальные города и республики.
-Вся карта действительно нам не нужна, а вот этот район карты начинаем рассматривать, - промолвил командир. - Прошу внимания. Вот наш город Острогожск с зелеными лесными зонами. Между ними расположились села Михайловка, Шульга, Платоново, Сагуново, Дубово. Все они связаны между собой дорогой, проходящей по лесу. Вам предстоит пройти по ней от нашего расположения отряда до Дубова. Возле которого протекает река. Пацаны бегают на эту речку и ловят рыбу. Дубово примыкает к станции железной дороги и служит перевалочным пунктом военных грузов с поездов на шоссейную дорогу. Грузов там скопилось уже много. Автотранспорт не успевает развозить по немецким объектам, так как наша авиация их бомбит почти каждый день.
-Как же мы доберемся до Дубово? - спросил Светлов.
-Будете добираться по лесным тропам в ночное время.
-К кому мы должны прийти и остановиться? - промолвил Моргунов. - Как мы докажем, что пришли от командира Горбаня?
-В Дубово вы должны прибыть к нашему человеку, деду Ивану Травкину. Его домик стоит на окраине Дубово. Возле дома большой тополь. Спросите: "Сколько лет вашему тополю?" Он вам ответит: "Лет двадцать будет".
-А если мы встретим другого, то как мы узнаем, что это дед Травкин?
-Если он вам не ответит на ваш вопрос, а скажет: "Не знаю", - то вы ему не говорите свой отзыв. Просто отходите от него.
-А почему нам надо идти лесными троими, помеченными на карте? - промолвил Моргунов.
-Чтобы вас не заметили немцы на дороге.
-Я что-то не понял, зачем нам предложено дойти до Дубово?
-Это ваше боевое задание штаба.
-С каким оружием мы должны идти?
-Хватит вам по одной гранате на всякий случай отбиться от немцев. Вас до села Шульги будут сопровождать два партизана. Они вернутся, а вы пойдете в Платоново уже самостоятельно. Сейчас до вечера идите отдыхать. С собой возьмете сухари для поддержания сил...
К вечеру погода стала заметно портиться. Подул ветерок. Листья на ветках деревьев заметно зашевелились. Даже бойкие синички перестали пищать в кустах. Солнце на горизонте скрылось за тучку и больше не показывалось, хотя его лучи порой отсвечивались на мелких тучках. Вскоре все они перестали светиться и совсем исчезли на темном небе. Вечер вступил в свою силу. От темного здания штаба по одному стали отходить темные фигуры и четыре из них растворились в темноте ночи. Пожелаем им счастливой дороги на их долгом и опасном пути к намеченной цели в тылу врага.
Лишь на пятые сутки на рассвете Моргунов и Светлов подошли к окраине села Дубово. Но увидеть его полное расположение не было никакой возможности пока не наступит полный рассвет.
-Где же находится высокий тополь? - пробормотал Моргунов.
-Может мы находимся на другой стороне села, - уточнил Светлов.
-Тогда, где же мы находимся сейчас?
-Давай разойдемся по сторонам, ты иди вправо, а я влево, потом сойдемся через полчаса. Но возвратились через десять минут. Моргунов спросил:
-Что ты увидел?
-Мне кажется, что мы пришли к железнодорожному складу с какими-то ящиками, - сообщил Светлов.
-Ты что увидел?
-Целый ряд грузовых немецких машин у склада. Нам надо немедленно отсюда уходить, пока немецкий часовой нас не перестрелял.
-Видно ночной поезд из Харькова на Острогожск не приходил или вечером ушел на станцию Шульгу под охрану патрулей.
-Тогда можно представить этот поезд привел какой-то ценный или важный военный груз может даже в Острогожск, чтобы его отправить на фронт под Воронеж.
-Все может быть. Это лишь наши догадки. А на самом деле нам скорее уйти в другое место, чтобы увидеть высокий тополь.
Прячась между кустами, вышли к берегу речки, что дало возможность на краю села увидеть одинокий домик с высоким тополем.
-Это наверно домик деда Ивана Травкина. Похоже, что мы у цели.
-Тогда пошли к нему, - промолвил Моргунов.
-А ты уверен, что нас никто не увидит хоть еще не совсем рассвело? -  промолвил друг. Давай в кусты и понаблюдаем, чем черт не шутит, когда боги все спят. Но мы же не боги, а партизаны.
-Тем более, - не успев договорить фразу, как по дороге из села на речку вышел человек в какой-то нелепой форме. На правой стороне пиджака на рукаве пришита белая повязка с намалеванной фашистской свастикой. В левой руке через плечо нёс удилища и подхватник для рыбы.
-Так это же фашистский полицай в Дубово, - прошептал Моргунов. - Вот сволочь, как рано пошел на рыбалку за рыбой на уху своему коменданту.
-Не будем гадать. Пошли ближе к огороду у домика деда Ивана, - предложил Моргунов. - Я пойду первым и остановлюсь в кусте против калитки. Ты наблюдай, чтобы мне никто не встретился. Дашь свисток. С этими словами Светлов скрылся в зарослях кустарника.
Время шло. Вот-вот может из-за горизонта начнет подниматься солнце.
-Друг уже у домика. Значит все нормально. Тоже иду, - прошептал Моргунов и тоже скрылся в чаще.
Солнце не заставило себя ждать. Сначала на дальнем горизонте показался краешек с яркими лучами, потом светило стало подниматься над горизонтов, осветив пространство. Друзья спокойно сидели в кусте против калитки. Раза два тявкнул пес барбос и замолк. Дверь в сенках тихо заскрипела. В одной рубашке на крыльцо вышел старик с непокрытой головой, поднес руку к глазам, и стал смотреть на кусты.
-Может покурим вместе? - услышал из куста тихий голос Моргунова.
-Если не шутите, то можно, - ответил хозяин, скрывшись в кусте.
Закурили, разговорились. В разговоре, между прочим, Светлов спросил:
-Дед Иван, сколько лет вашему тополю? - и ждал, что скажет старик.
Травкин осторожно посмотрел на прибывших, во что одеты, на их пустые из-под сухарей сумки, внимательно посмотрел каждому в глаза, тоже в шутку с улыбочкой на старческих губах, промолвил:
-Лет двадцать будет.
-Извини, Иван Семенович, за взаимную проверку, - сказал Светлов, пожав друг другу руки.
Не часто встречаются братья по оружию в партизанских отрядах, удаётся лишь немногим. Часто это происходит при выполнении боевых заданий, когда у тех и других нет связи. Тогда друг к другу идут как разведчики и одновременно связисты на встречу, или доставкой важной разведывательной информации. Эту информацию разведчики редко несут, как говорят в кармане, а чаще всего, в уме, которую никак невозможно потерять, пока бьётся горячее сердце в груди. Лишь потом, когда происходит встреча, разведчики открываются друг другу в содержании их задания. Так получилось теперь у Светлова и Моргунова из отряда Горбаня с дедом-партизаном Иваном Семеновичем Травкиным из отряда "За Родину!".
Не будем, дорогой читатель, мешать отважным патриотам их разговору как обстоят дела в обоих партизанских отрядах, как их поддерживает население, часто ли бывают стычки жителей с полицаями немцев, какие бесчинства творят фашисты над населением в селах, особенно фашистские прихвостни полицаи, и по другим вопросам делились друг с другом. Весь день все трое находились в густом кустарнике, чтобы никто из полицаев не заметил пришельцев.
В обед пришла соседка Мария Лучкова - круглолицая, повязанная белым платком, держа в руке кувшин, спросила хозяйку:
-К вам утром никто из соседей не приходил?
-Никого не было, - промолвила хозяюшка.
-А почему ваш пес Барбос тявкнул раза два и замолчал?
-Наверно на кошку брехал.
-Бог с ним с пёсом, возьми кувшинчик молочка на обед, а то сволочь полицай отберет и потащит на станцию своим паскудникам. Надоел своими поборами, то давай молока, то яиц.
-Вся эта немчура одни грабители, наверно всю Европу ограбили, теперь ни в чем не дают нам проходу.
-Утром ко мне приходил полицай и приказал, чтобы мой внук пришел на реку, - сказала Лучкова.
-Это зачем же? - спросила хозяйка.
-Рыб загонять в сеть. Рыба потребовалась коменданту. Откуда-то к нему приедут его земляки из Гамбурга, так приказал поварихе приготовить пироги с рыбой и сметаной.
-Сколько едоков приедет?
-Четыре офицера. А может и больше.
-Это же сколько времени будет мой внучонок с пацанами гонять рыбу в холодной воде? - недовольным голосом ответила Марии соседка. - Все дети простынут, будут кашлять, болеть, а больницы здесь нет.
-Бери, соседка, молоко. Кувшинчик опростай, коровку пока не отобрали.
Вечером хозяйка рассказала Ивану и разведчикам, как полицай сгонял на речку пацанов гонять рыбу в реке, чтобы она попала в сеть.
-Так может этого полицая с белой повязкой мы уже видели, когда он шел мимо нашего куста с удочками, - сказал Моргунов.
-Надо бы ему помочь поймать много рыбы, чтобы угостил комендант своих друзей - офицеров из Гамбурга рыбными гамбургерами, - смеясь промолвил Светлов.
-Можно что-то придумать, - промолвил хозяин Иван Травкин. - Можно, конечно, ударить по штабу силами партизанского отряда, но к этому надо провести тщательную подготовку.
-Может найдется другой способ, чтобы избавить ваших пацанов от издевательства полицая, - промолвил Моргунов. - А вообще-то надо покумекать .
-Над многим надо покумекать, - сказал Светлов. - На станции Михайловки лежит целый огромный склад фашистских боеприпасов. Это, по-моему, важнее, чем полицай. Вообще-то воюют не числом, а уменьем.
Лишь вечером полицейская морда отпустил парнишек по домам, замерзших и дрожащих от холода. Родители негодовали на полицая, пусть бы полицейская морда своих детей заставил в реке гонять рыбу, а не наших деток.
Вечером солнце закатилось за тучу. Сам полицай взял полное ведро рыбы и привез на кухню. Поварихе отдал строгий приказ:
-Завтра к восьми часам утра гамбургские рыбные пироги со сметаной должны стоять горячими на столе!...
Для полицейского, главную роль до самого вечера играло время. Он торопился во всем даже не смотря на ночь. Даже, встав с постели, пошел на кухню посмотреть не спит ли повариха. Но она сидела и чистила рыбу. Успокоившись, пошел досыпать остаток ночи. Во сне видел неприятный сон, что-то ломалось, рушилось, гудело. В восьмом часу утра поднялся с постели, проверил кухню и остался довольным, пошел в комнату к своим гамбургским друзьям.
-Ты нас думаешь чем-то вкусненьким покормить на завтраке, - сказал майор.
-Все уже готово, - ответил полицай. - Только я хотел вам показать с какой прекрасной рыбы приготовлены рыбные гамбургеры. Прошу всем сходить со мною на место рыбалки на реке, где мои удочки с наживками ловили рыбу. Можете даже сфотографироваться на память.
Ни один офицер не подумал, а зачем нужна эта прогулка, когда ее можно устроить после завтрака. При общем желании пошли все. Остановились на берегу возле воткнутых в берег пяти удочек. Рыбак пошел к удочкам, промолвив:
-Смотрите, господа, какая здесь ловится прекрасная рыба! Поднял первую удочку. На леске затрепыхалась большая щука, снял с крючка, бросил ее к ногам стоявшим немцам.
-Ещё смотрите! - взялся за второе удилище, потянул его... Раздался оглушительный взрыв, рыболов и офицеры попадали на землю... По гладкой поверхности реки по воде пошли большие круги...
Первыми к месту взрыва на реке прибежали парнишки. На месте взрыва, вразброс, лежали фашистские офицеры в крови и грязи. Ненавистный полицай в разодранной одежде, с лицом окровавленным, лежал с открытым ртом, а в руке держал удилище.
Старший парнишка Сашко подошёл ближе к нешевелящемуся полицаю, посмотрел на его руку с удилищем, осмотрел его внимательно, воскликнул:
-Смотрите, на удилище привязана тонкая балалаечная струна, касающаяся поверхности воды реки. Ясно, к удочке она была зачем то привязана! - тут же дернул рукой струну. Она выскочила из воды с каким-то кольцом и тоненькой пластиночкой. - Смотрите, к удочке была привязана граната. Полицай дернул удочку со струной, струна выдернула из гранаты всю эту чеку и взорвался, -  промолвил Сашок.
-Так ему подлюге надо.
-Бежим, братва, - кто-то крикнул. - На машине едут немцы! Наверно сам комендант станции Михаиловки...
...Староста Михайловки с выбитым правым глазом ходил по селу от дома к дому, спрашивал целую неделю сельчан, кто видел пришлых людей, к кому они заходили, о чем спрашивали, может кто видел партизан. Но все дружно отвечали:
-Никто никого не видел!
-Никто ни к кому не заходил!
-Никто не видел никаких партизан!
Зато через неделю командир партизанского отряда Горбань встретил партизан-разведчиков Моргунова и Светлова. Сказал:
-Докладывайте, как выполняли боевое задание?
-Как все, - сказал Моргунов, - в Сагунково еле скрылись от патрульных.
-Светлов, что можешь доложить?
-Задание выполняли как разведчики. Встретились с партизаном из отряда "За Родину!" Иваном Семеновичем Травкиным. Он вручил нам секретный пакет. Но все документы были написаны на немецком языке. Мы пакет вам доставили. Задание выполнили. На станции склады разведал.
-Это все, что вы смогли сделать в тылу врага? - строго промолвил командир Горбань.
-За выполнение боевого задания обоим объявляю благодарность!
-Служим нашей Родине СССР!
А за взрыв гранаты на берегу реки, объявляю выговор. Из-за вас фашисты могли расстрелять жителей Дубовки, половину села.
20 февраля 2016 года.